Денис Максимов, технический директор телеканала «РЕН ТВ».

Журнал «Техника кино и телевидения» № 1 2018 (693)
Рубрика «Телевидение. Проект»

2 июня 2017 года в России появился IZ.ru — новый, ни на что не похожий ресурс. Уникальный симбиоз печатных, телевизионных и интернет СМИ. Аналогов нет — ни в России, ни в мире. Ресурс создан на базе «Мультимедийного Информационного Центра «Известия», объединяющего редакционные и технологические возможности новостных служб телеканалов «РЕН», «Пятый канал» и газеты «Известия». МИЦ «Известия» является универсальной платформой по производству разноформатного информационного контента – для ТВ, печати и интернета. Одной из составляющих IZ.ru стал круглосуточный телеканал «Известия».

Телеканал «Известия» создавался как новостной, круглосуточный телеканал, вещающий на портале IZ.ru, с возможностью просмотра на любых устройствах, начиная от смартфонов и планшетов, и заканчивая телевизорами, подключенными к интернет, спутниковым, кабельным и другим сетям распространения. Телеканал с круглосуточными новостями в режиме «нон стоп», с готовыми сюжетами и прямыми включениями с мест событий. Исходное разрешение – HD 1080i, эфирная графика, бегущая строка, адаптация графики под различные устройства.

Все рабочие места, где осуществляется подготовка новостных сюжетов, подключены к центральному хранилищу. Это стандартное сетевое хранилище, то есть NAS, достаточно шустрый, чтобы обеспечить восемь монтажек и несколько графических станций с возможностью монтировать материал. Часть инфраструктуры «РЕН ТВ» — Аппаратная Коммутации Внешних Линий (АКВЛ) и Центральная Аппаратная (АЦ) используются для подачи внешних линий: собственные и внешние перегоны или включения с места событий. Прямые трансляции и включения проходят звуковую обработку на микшере, в том числе для подмешивания дикторского микрофона. Все

внешние линии поступают на видеосерверы для записи или прямого включения. Кроме основных внешних линий есть дополнительный захват изображения из интернета и виртуальный видеомикшер, который позволяет забирать готовые видеопотоки (в том числе по IP) и интегрировать их в наше изображение, формировать слайдшоу из поступающих с места события фотографий или делать обработку поступающего с внешних линий видео. На видеосерверах внешние линии, либо видеофайлы из плейлиста формируют на SDI-выходах два потока: один поток – HD, он идет для формирования основной картинки, а второй – для уменьшенной копии без бегущей строки. Видеосерверы и весь последующий тракт зеркально зарезервирован. Два видеосервера работают в синхронном режиме. Существует система мониторинга, где используется часть инфраструктуры «РЕН ТВ» и дополнительная система мониторинга IP-каналов. На выходе – IP-кодирование и раздача по IP на спутник, радио, в сеть и в кабель.

Состав оборудования:

  •  Верстка и написание новостей – система Dalet;
  •  Видеомонтаж и графика – Adobe Creative Cloud;
  •  Коммутация, мониторинг, обработка – Matrox Convert DVI (для захвата экрана), AJA FS4  (мультиформатные конвертеры, эмбеддирование/деэмбеддирование), Evertz (коммутация и  мониторинг);
  •  Виртуальный видеомикшер – vMix, очень гибкое решение для разнообразной обработки видео, приема  IP-потоков, создания слайдшоу и многих других задач;
  •  Звуковой микшер Behringer X32 Rack, позволяющий осуществлять микширование каналов внешних линий, добавить дикторский микрофон, компрессировать звуковой сигнал;
  •  Видеосерверы – Skylark, обеспечивающие воспроизведение динамических плейлистов, наложение графических элементов, синхронизацию плейлистов и автоматический запуск вторичных событий;
  •  Обработка, кодирование – на сегодняшний момент мы используем IP-кодеры Skylark, но в недалеком будущем планируем добавить оборудование компании Profitt, для обработки звука и кодирования в IP.

Первая задача, которая была перед нами поставлена – создать телеканал для портала IZ.ru. Мы установили два 8-канальных видеосервера Skylark. Изначально планировалось использовать 4 входа для подключения внешних линий, графическим движком сервера формировать окна и накладывать графические элементы, если внешняя линия идет в режиме прямого включения. Два входа использовались под запись, чтобы можно было с задержкой выдать какой-то материал или использовать его для монтажа. И два выхода: один – HD, с бегущей строкой, второй – HD, без строки. Также были приобретены IP-кодеры Skylark, совмещенные с полиэкранными процессорами, которые использованы для контроля IP-потоков. Весь тракт был зеркально зарезервирован.

Телеканал «Известия» начал работать согласно поставленной задачи. Плейлист выглядел так: основная видеодорожка – это отбивки, шпигели, сюжеты и прямые включения. Слоем выше накладывается графика на прямые включения, либо на те сюжеты, которые не успели смонтировать. Бегущая строка накладывалась самым высоким слоем на отдельный выход сервера, где первый канал, а точнее, виртуальный выход первого канала, являлся по сути бэкграундом. Северы Skylark позволяют делать такое при помощи одного плейлиста, который для второго выхода является виртуальным каналом и сверху может «одеваться» графикой. Таким образом можно с одним видеорядом использовать различную графику, например, для разных территориальных каналов или под разные места публикации канала.

Следующей задачей стала озвучка прямых включений. Как она возникла? Многие события прямых трансляций часто имеют только визуальный ряд, тогда как нам было важно, чтобы люди могли нас не только смотреть, но и слушать, например, в машине. То есть объяснить зрителю: что происходит, где происходит – и периодически это повторить. Появилась необходимость выбирать, микшировать и обрабатывать звуковые дорожки внешних линий, поступающих на сервер, иметь возможность добавить дикторский микрофон. Была одна проблема: аппаратная у нас находится на 5-м этаже, а машинный зал, где установлено оборудование – двумя этажами ниже. Для всего серверного и коммутационного оборудования телеканала «Известия» предусмотрено управление по IP, значит и для звукового оборудования нужно было предусмотреть такую возможность. Нас вполне устроил функционал и возможности микшера Behringer X32 Rack, который мы разместили в машзале. Компактная фэйдерная консоль, подключенная по IP, находится в аппаратной, также дистанционно подключены модули звукового мониторинга, позволяющие прослушивать нужные входные сигналы в дикторской кабине или на инженерном посте. Что немаловажно, микшер имеет поддержку MADI, это позволило подключить его на центральную MADI-матрицу, чтобы оттуда можно было получать любые звуковые потоки и туда же вернуть программные сигналы. Консоль позволяет переключаться между слоями – фактически виртуальными микшерами, обслуживающими отдельные внешние линии.

Далее встал вопрос, чем осуществить эмбеддирование/деэмбеддирование с подключением через MADI, и обеспечить возможность обработки нескольких внешних

линий. Мы выбрали AJA FS4, поскольку кроме эмбеддирования/деэмбеддирования это еще и автоматический понижающий/повышающий конвертер: независимо от того, видео какого разрешения подается на вход, на выходе всегда будет видео заданного разрешения и заданной кадровой частоты. Таким образом, мы сокращаем функционал центральной аппаратной и аппаратной коммутации внешних линий, исключая необходимость дополнительной обработки, осуществляемой вручную.

Новая задача определила необходимость подачи звукового сопровождения телеканала «Известия» в эфир радиостанций «РСН» и «Балтика». Было понятно, что телевизионное звуковое сопровождение для этого иногда не подходит. На телевидении, конечно же, главное – это картинка, и когда мы к ней добавляем какое-то озвучание, оно имеет, скорее, вторичную роль. Для радио картинки нет, и совершенно непонятно, что происходит в кадре. Мы специально ставили эксперимент: выключали изображение и слушали только звуковое сопровождение, пытаясь понять, насколько новости становятся воспринимаемыми слушателем. Без изменения концепции звукового сопровождения, подача звука на радио оказалась невозможной. Было решено, что озвучку сюжетов нужно выполнять по другой методике. Что также важно, для радиостанции должна быть иная идентификация, т. е. как минимум 4 раза в сутки необходимо выдать звуковую информацию с идентификацией СМИ.

Первое, что пришло нам в голову – для формирования звука на радио поставить дополнительные серверы, забирать отдельно звуковые файлы, и из них формировать плейлист. Для этого, конечно, необходимо сажать целую бригаду радийных выпускающих и, по сути, дублировать работу по подготовке материалов. Мы не пошли таким путем, и в качестве источника оставили все тот же телевизионный плейлист, изменив механизмы создания сюжета. Стало понятно, что прямые включения, когда в кадре находится, например, «горящее здание», для радио не подходят – продолжительные события озвучивать тяжело. В связи с чем мы приняли решение перекрывать некоторые прямые включения повторами сюжетов. Кроме того, на радиостанциях, согласно лицензии, необходимо периодически давать музыкальный контент.

Эту задачу мы решили в рамках все того же созданного комплекса. Для её решения пришлось немного изменить плейлист и суть того, как серверы воспроизводят материал.

Исходная дорожка осталась неизменной (отбивки, шпигели, сюжеты, прямые включения), но был создан синхронный плейлист, связанный с основным, где отбивки были заменены на отбивки со звуком для радиостанции. На первой и второй дорожках разместился звук радиостанции «РСН», на третьей и четвертой – радиостанции «Балтика». После чего прямые включения и определенные сюжеты мы смогли перекрывать слоем выше в дополнительном плейлисте либо повторами, либо музыкой. По сути, это дубль плейлиста, работающий параллельно с основным. Таким образом, сейчас с одного сервера идет сигнал на портал в полном HD и с графикой, сигнал для мобильных устройств без бегущей строки и сигналы на радиостанции. Второй сервер работает в зеркальном режиме.

Следующая задача возникла в связи с тем, что телеканал вышел на спутник и в кабель, а также с необходимостью обеспечить возможность показа рекламы. Для этого требуется контроль звука в соответствии с Законом о рекламе. Кроме того, необходимо раздавать канал различным операторам спутникового и кабельного телевидения, кто-то хочет получить HD-версию, кому-то нужна SD-версия. Мы осуществить доставку по IP. В тестовом варианте все уже запущено – мы вещаем в «Ростелекоме» и на «Триколоре», но планируем добавить зарезервированные аппаратные конвертеры HD/SD и аппаратные кодеры в IP. Также планируется установка устройств контроля и автоматической регулировки уровня звука. Всё оборудование от отечественного производителя Profitt. Что касается формирования рекламного плейлиста, то планируется использовать решение аналогичное используемому для верстки и планирования на телеканале «РЕН ТВ». Тогда рекламная верстка будет опускаться из этой системы на серверы, а на них уже новостные сюжеты будут ложиться между рекламными блоками.

Какие задачи еще предстоит решить? Пока не знаю. Главное – найти надежные, технологичные, красивые решения, и создать такую базу, которая позволит ее дополнять и модернизировать без существенных финансовых и технологических вложений.