Интервью с ведущим специалистом технической службы компании «Студия Сервис» Анастасией Ушаковой.

Журнал «Техника кино и телевидения» № 3 2018 (695)
Рубрика «Телевидение. Тема номера»

Анастасия, цель нашего интервью – рассказать о карьере, как и почему человек пришел в профессию, Итак, где Вы родились, в какой семье выросли?

– Я родилась в городе Караганда, в Казахстане. Папа – архитектор, мама – инженер-строитель, бабушка была гидрогеологом, дедушка – начальником штаба Гражданской Обороны. А заинтересовалась техникой я по одной простой причине: мне запрещали смотреть телевизор.

— Ух ты, класс!

– Родители считали, что мелькающие картинки вредят развитию ребенка. И сначала выключали телевизор, а потом, уходя на работу, вынимали лампы и предохранители. Я это все находила, пробовала поставить на место и включала телевизор. Потом смотрела по часам, когда родители должны вернуться с работы, надо было успеть все вынуть обратно, закрутить крышку и положить лампу на полку. Лет с восьми, наверное, раскручивала. А потом бабушка с дедушкой стали уносить эти лампы к себе домой.

Папа, мама, я. Караганда, май 1979

Бабушка и я

— То есть догадались, да?

Да, папа нашел теплую лампу. Так мы со школьными друзьями вынимали лампы у кого-либо дома и шли смотреть телевизор у нас дома (благо, что телевизоры были у всех одинаковые). Однако вскоре это все закончилось тем, что папа рассердился и сказал: «Все, телевизора в нашем доме не будет!» Поэтому мы много ходили в театр, в кино, я перечитала все книжки в юношеской библиотеке, потом перешла на взрослую библиотеку – надо было строить живые картинки в голове, воображение должно было работать. После окончания школы год работала в областной газете внештатным корреспондентом. Писала статейки, общалась с людьми, было очень интересно, но поступить в вуз на журналистику не получилось. Потом меня устроили на работу в Карагандинский политехнический институт, там меня заинтересовала студенческая жизнь, предметы, которые преподают. Мне стало так интересно, что я пошла на факультет довузовской подготовки, подтянула математику и физику и поступила в политех на факультет информационных технологий, кафедру систем автоматизированного проектирования. Я попала в очень прогрессивную специальность, у нас были прекрасные преподаватели, был курс искусственного интеллекта, математического моделирования с применением вычислительной техники и многие другие предметы, которые мне сейчас необходимы в работе.

— Ваша жизнь – просто сюжет для фильма.

Почти. А еще во время поступления я встретилась со своим одноклассником, который работал в одной из первых карагандинских фирм, занимавшихся продажей и сервисным обслуживанием компьютерной техники, и там я поняла, что компьютеры – это мое будущее. Мне очень хотелось знать и понимать, как это устроено и как это работает.

Я периодически работала в редакции все той же газеты и параллельно чинила компьютеры. Кроме этого, у нас еще была производственная практика на Карагандинском машиностроительном заводе на станках с числовым программным управлением, и у меня даже есть диплом фрезеровщика какого-то там разряда.

— Что было после защиты диплома?

– После защиты диплома я посидела дома, отдохнула, подумала, поработала в редакции до сентября-октября месяца буквально. Потом увидела по телевизору бегущую строку, что требуются молодые люди в телекомпанию со знанием видеоаппаратуры, и отправила резюме.

Награда, Лас-Вегас, 2017

— В чем состояло тогда ваше знание аппаратуры?

– Ни в чем. Вообще! Но я очень хотела работать в телекомпании – и подумала: почему бы нет? Прошла собеседование на должность инженера эфира. Через несколько дней мне дали задание смонтировать рекламный ролик в Adobe Premiere. Я нашла мануал по Premiere, вымуштровала его и за несколько ночей сделала ролик, который очень понравился клиенту. Так мое незнание ничего превратилось в очень интересное и полезное обучение. Так начался мой опыт с монтажом. Затем я освоила программное и аппаратное обеспечение. Чуть позже, когда стало понятно, что больше ничего нового я не узнаю, я решила переезжать из Казахстана в Россию. Я переехала в г. Тверь, где работала техническим директором регионального подразделении телеканала «ТВ-3». Позднее перебралась в Москву работать на телеканале «Сарафан». Туда меня пригласил Родион Чугунов, на тот момент технический директор телеканала «Сарафан». С Родионом мы познакомились и подружились на монтаже эфирной аппаратной телеканала «ТВ-3». Спустя год к «Сарафану» присоединился телеканал «Страна». На этих

двух телеканалах я прошла путь от простого эфирного выпускающего до шеф-редактора, а потом исполняющего обязанности технического директора. Это был неоценимый опыт. Более того, на этом проекте я познакомилась с компанией «Студия-Сервис», которая занималась тогда построением новой эфирной аппаратной, АСБ и студии для двух телеканалов. И однажды в перерыве между работой я подумала о том, как бы мне хотелось работать в «СтудииСервис»!

— И как же вы попали в «Студию-сервис»?

– Опять таки Родион Чугунов порекомендовал меня, а выбор уже был, конечно же, за директором, Львом Александровичем Кузнецовым. Это было в 2011 году.

— Какие проекты, на ваш взгляд, удались, какими вы с профессиональной точки зрения гордитесь?

Я бы выделила два знаковых проекта, в которых я принимала непосредственное участие в качестве технического руководителя. Это модернизация основной студии дирекции информационных программ Первого канала и модернизация телеканалов LifeNews (Life Москва и Life 78 Санкт-Петербург). На Первом канале в преддверии 50летнего юбилея программы «Время» впервые в России мы установили программируемые операторские краны Technodolly производства чешской компании Technocrane и две светодиодные видеостены производства китайской компании Unilumin. Роботизированные телескопические краны заменили по функционалу большое количество разрозненного студийного оборудования. А встроенный трекинг для передачи данных о положении головы крана в пространстве позволил интегрироваться с системой дополненной реальности, что расширило возможности работы с графической системой оформления эфира.

Похожий опыт работы с кранами Technocrane мы имели ранее, во время модернизации Lifenews в Москве. Это была очень интересная работа с точки зрения сроков, которые составляли два месяца, на модернизацию телеканалов в Москве и Санкт-Петербурге. И интересная в плане интеграции системы интерактивной графики с touch-панелями, дополненной реальностью и телескопическим краном Supertechno 22. Даже несмотря на то, что московский LifeNews ушел в интернет, а санкт-петербургский LifeNews стал членом холдинга «Национальная медиагруппа», я считаю этот проект очень удачным еще и с точки зрения внедрения системы автоматизации EditShare и NRCS Octopus.

На заводе Technocrane

— Настя, а не возникало ли у вас, скажем так, просьбы-искушения подойти ко Льву Александровичу и сказать: «Лев Александрович, отправьте меня куда-то туда, на запад, в какую-то суперсовременную телекомпанию на небольшую стажировку или на курсы, чтобы посмотреть, что будет впереди». или вы и так считаете, что находитесь на переднем фронте?

– Во-первых, я на передовой всегда. Вовторых, в августе мы проходили обучение в компании Technoсranе по настройке кранов, по их эксплуатации и обслуживанию. И с ними же ездили на несколько новостных телеканалов в Дюссельдорф и Кельн. А в ноябре прошли обучение в компании Unilumin по настройке и сервисному обслуживанию светодиодных экранов.

— Как вы считаете, насколько наступающая эра соцсетей изменит технический сегмент телевидения, во что он превратится?

– Я пока стараюсь об этом не думать, я отслеживаю тенденции изменения модельного ряда у производителей, смотрю, как это можно сейчас применить в соответствии с требованиями заказчиков: какие современные идеи и решения можно уже применять. Меня больше волнует человеческий фактор, насколько изменяется состав обслуживающего персонала – и IT, и телевизионного.

— Похоже, что будущее – за искусственным интеллектом. Получается, единственная защита от сбоев в этой ситуации – роботизирование?

– Да, вот Вы и ответили за меня. Конечно же мы будем работать над разработкой проектов, в которых можно будет использовать программное и аппаратное обеспечение, которое бы все делало за людей!