Интервью с главным редактором телеканала FAN Иваном Кудрявцевым.

Журнал «Техника кино и телевидения» № 3 2019 (707)
Рубрика «Телевидение. Проект»

— Новый телеканал FAN запущен в декабре 2018 года. Как появилась идея запустить канал именно такой тематики?

— Нас на это вдохновил зритель. Это он подсказал и идею, и формат. Я бы сказал, это была целая череда отчётливых сигналов, знаков от аудитории, которые мы вдруг распознали в общем «белом шуме», расшифровали и поняли, что перед нами — действительно настоящий «спящий хит». Это очень похоже на открытие, как в научно-фантастическом кино: когда учёные в обсерватории вдруг обнаруживают, что разрозненные сигналы из космоса — это осмысленный код, и что целая иная цивилизация пытается выйти с нами на связь. Разница тут лишь в том, что цивилизация эта — не в другой галактике. Эти люди живут среди нас, и этих людей — десятки миллионов. 53 миллиона, если опираться на точные данные Росстата. Быть может, это даже мы с вами. Вот что это были за сигналы, если кратко. Во-первых, взрывной рост посещаемости таких мероприятий как Comic Con, Starcon, ИгроМир, Hinode Power: эти фестивали самовыражения и конвенты, посвящённые поп-культуре, фантастике, фэнтези и аниме уже собирают в нашей стране аудиторию более миллиона человек ежегодно! Во-вторых, это сумасшедшая динамика роста запросов по теме «аниме» в поисковиках: +36% за 2 года в Яндексе (14 млн. показов. в феврале 2019 г.), +45,5% в Google. В третьих, это рост кассовых сборов аниме в кинопрокате РФ и СНГ: с 53 млн руб. и 228 тыс. зрителей в 2014 году до 144 млн руб. и 617 тыс. зрителей в 2018 году. Всего пять лет назад доля фильмов жанра аниме в валовых сборах независимой зарубежной анимации в России составляла 3,7%, в прошлом году она «рванула» на 14%, а за неполный первый квартал этого года — и вовсе на 23%! Такие скачки, конечно, могут быть признаком «перегрева» ниши, и мы делаем на это поправку в наших расчётах. Однако устойчивый рост налицо, и мы не одни, кто это видит. Живая реакция аудитории и рынка на запуск канала FAN подтверждает наши изначальные догадки. Один за другим канал включают в свои пакеты крупнейшие операторы: FAN уже доступен абонентам «Ростелекома» и «Триколора», «Вымпелкома» и «Мегафона», Netbynet и «ЭР-Телеком», «Дом.ru», «Лайфстрим» и «Уфанет», на подходе НТВ+; в Москве нас видят в «Акадо» и в МТС.

— Каким образом происходит отбор контента, в частности, новинок?

Канал, исключительно посвящённый аниме, фэнтези, фантастике и кинокомиксам, — это абсолютный эксклюзив: ничего подобного в России до сих пор не создавалось, мы здесь первопроходцы. Это потребовало стремительно и практически «с нуля» выстраивать стратегическое партнёрство с ведущими поставщиками контента в соответствующей жанровой нише, но — к счастью, и вполне ожидаемо — их отклик был очень живым, я бы сказал, молниеносным. Договоры заключены и с такими японскими гигантами, как Ghibli, Toho, Gonzo, Aniplex, Crunchyroll, Kadokawa, Bones; и с голливудскими мейджорами Warner, Marvel, Sony Pictures; и с ведущими поставщиками КНР и Южной Кореи. Все они слышали, что в России интерес к поп-культуре Запада и Азии год от года крепнет, что аниме, фэнтези и комиксы стремительно набирают у нас популярность, и, конечно, все они знают, что продукцию эту у нас очень активно «пиратят». Предложение поставлять продукцию в Россию на канал, где этот контент впервые будет демонстрироваться в формате HD, в профессиональном студийном многоголосом дубляже, с мощнейшей федеральной маркетинговой и PR-поддержкой, наши зарубежные партнёры восприняли как долгожданную благую весть. Теперь, благодаря такому отклику, все грядущие новинки в жанрах, интересующих аудиторию FAN, мы начинаем отслеживать ещё на стадии производства, а порой даже сценарной разработки и запуска. Свежий продукт мы смотрим и отбираем на крупнейших кино- и телерынках мира — в Каннах, в Берлине, в Лос-Анджелесе, в Гонконге и в Токио. Продукцию на канал мы закупаем не только напрямую, но и у российских дистрибьюторов, среди которых спрос на аниме, фэнтези и sci-fi, постоянно растёт. FAN делает ставку не только на признанные сериальные и полнометражные анимационные и игровые хиты, но и на абсолютную эксклюзивность и премьерность. Решено, что самые ожидаемые и обсуждаемые жанровые новинки кинопроката FAN показывает первым среди всех платных каналов. Мы хотим сделать сам бренд FAN «точкой сборки» для всей аудитории в этой новой быстрорастущей нише.

— Контент: только кинопоказ или будут программы собственного производства?

— На первом этапе — только кинопоказ: нам сейчас важно первым делом утолить давний голод нашей аудитории по качественному контенту. Ведь многие великие хиты жанра они впервые увидят не в «тряпичном» пиратском качестве: знакомые и любимые вещи вдруг зазвучат для них по-новому: с тщательным кастингом голосов, с профессиональным переводом сценария, без потери даже малейших нюансов смысла, да ещё и в сверхчёткой «картинке» — ровно такими, какими их задумали создатели. Мы развиваем FAN как мультисредовой бренд: он не только ждёт своего зрителя на любимой «кнопке»: он его постоянный спутник и гид в соцсетях, а главное — он дарит ему настоящие шумные премьеры «в реале»: прошлой весной мы впервые объявили зрителям о запуске канала FAN именно на премьере аниме-сказки «Мэри и Ведьмин цветок» в крупнейшем кинозале столицы «Октябрь». Мультфильм собрал в российском кинопрокате 84 млн руб. и 355 тыс. зрителей у экранов, став абсолютным рекордсменом в своём жанре за всю историю российского проката. В рамках проекта «FAN | Премьера» в федеральный кинопрокат вышел и анимационный фильм «Тетрадь дружбы Нацумэ» по культовому мировому одноимённому сказочному сериалу. Кинотеатральные «FAN | Премьеры» уже прошли и готовятся и в других городах страны — как совместные промо-акции с нашими партнёрами из числа федеральных и региональных операторов платного ТВ.

— Ядро нового канала — молодежь 14-28 лет. Скажем так, не самый активный телезритель, тем более склонный к «прыганию» с канала на канал. Ваши прогнозы по будущему канала: каково будет среднее время телесмотрения?

— Учитывая преданность нашей аудитории любимому жанру и те темпы, с которыми набирает обороты мода на аниме и комиксы, мы целимся в показатели, сопоставимые с таким популярным нишевым жанровым телеканалом ЦТВ, как «Настоящее страшное телевидение». НСТ за несколько лет утроил охват и удвоил время телесмотрения — сейчас это 40-45 минут в среднем по году. Мечта (и план) — развиваться по той же траектории.

— Каким образом будет строиться распространение канала?

Пока только платная подписка. FAN на этапе запуска — эксклюзивное предложение исключительно для домашнего экрана в сегменте платного ТВ, но в своём развитии бренд, ещё раз подчеркну, задуман как мультисредовой. Запустив канал как флагман продвижения, собрав и оценив первый интерес аудитории, мы как раз получаем важный свод данных для развития других форматов доставки и потребления. Первые решения будем принимать исходя из анализа исходных релевантных данных телеизмерений, которые поступят к итогу первого полугодия 2019 г.

— В каких выставках будете принимать участие? Планируете сами проводить мероприятия?

— FAN так или иначе уже представлен на всех крупнейших отраслевых B2B конференциях и форумах, включая CSTB, форум MUSE и конференцию АКТР. Кроме того, наши стенды с разнообразными интерактивными аттракционами обязательно будут размещены на таких фестивалях и выставках, как Comic Con Russia, «Старкон», «Игромир» и Hinode Power Japan, что с нарастающей популярностью проводится дважды в год — весной и осенью. FAN нацелен на то, чтобы активно выстраивать прямой диалог со своей целевой аудиторией.

— Иван, какие задачи ставит руководство перед Вами?

— В качестве заместителя генерального директора АО «ЦТВ», директора по киноканалам я буду отвечать за стратегическое контентное развитие телеканала FAN, выстраивание отношений с ключевыми зарубежными и российскими поставщиками, за маркетинг телеканала, федеральные промо- и кросс-промо кампании с нашими ключевыми партнёрами, а также за продвижение и развитие бренда FAN в сфере платного ТВ и других средах. Первоочередные задачи — вывести бренд на рынок, оценить реакцию аудитории в точке старта, чтобы выработать стратегию дальнейшего развития. План — обеспечить максимальный охват и как можно скорее взять курс на целевые показатели смотрения. Поймите нас правильно. FAN — настолько новая для рынка вещь, что план будет меняться постоянно, с каждой новой порцией свежих данных. Потому что до этого никаких точных данных по этой теме ни у кого не было.

— Можете озвучить инвестиции в проект?

— Суммы раскрывать не буду. Основные инвестиции сейчас — это закупки контента, его адаптация, а также вложения в маркетинг, которые на этапе вывода бренда на рынок, разумеется, выше. В целом же FAN финансируется и штатно укомплектован наравне с флагманскими киноканалами ЦТВ.

— Будет ли на канале реклама? Какое агентство будет продавать рекламу?

Реклама на канале будет. Продавать её будет Национальный рекламный альянс (НРА).

Мария Винникова