Ноутбук, планшет и смартфон стали полноценными конкурентами большому экрану.

Журнал «Техника кино и телевидения» № 5 2018 (697)
Рубрика «Телевидение. Мероприятие»

  1. Какие основные тенденции развития индустрии можете отметить?
  2. Какие решения Вы представили на NaB 2018? / Какие решения NaB 2018 для Вас наиболее интересны?
  3. Как оцениваете российский рынок в плане востребованности инновационных технологий? Какие именно проекты реализуете в данный момент в России?
  4. Какие перспективы и область применения 8K?
  5. Как оцениваете будущее традиционного телевидения в эпоху активного развития iP-бизнеса?

Дмитрий Буневич, руководитель отдела развития комплексных решений компании АО «Сони Электроникс»

1. Мне кажется, что тенденции принципиально остались те же – 4K, HDR, IP и Remote Production. По каждой из тем можно дискутировать отдельно и очень долго, однако однозначно можно отметить увеличивающийся интерес к Remote Production и HD HDR.

2. В этом году из общего числа новинок хотелось бы обратить отдельное внимание на новый и универсальный камерный канал HDCU-3100, компактные ТЖК камеры PXW-Z190 и Z280, которые пришли на смену популярным PXW-X160/180 и PXWX200, а также видеомикшер XVS-9000. Камерный канал HDCU-3100 в первую очередь интересен тем, что он поддерживает сразу несколько серий студийных камер (1xx,3xx, 17xx, 25xx и т.д.), а также обладает 4К, HDR, IP и 12G. Более того, данное решение из средней ценовой категории, что должно положительно сказаться на его популярности. Камеры PXW-Z190 и Z280 оснащены новыми матрицами (3-и 1/3 и 3-и 1/2»), 4K, HDR, HFR и пр. Они однозначно понравятся не только тем, кто работает с уже зарекомендовавшими себя PXWX160/180/200, но и новым клиентам также. Видеомикшер XVS-9000 – самый большой микшер, который мы когда-либо выпускали. Он поддерживает до 80 входов и 40 выходов, а также может быть оснащен платой 3D DME в формате 4K.

3. Рынок определенно есть, но он не очень большой по понятным всем причинам. На данный момент мы занимаемся различными проектами по продвижению технологий 4К и HDR и очень надеемся поделиться данной информацией с широкой аудиторией.

4. Перспективы у 8К определенно есть. Из будущих проектов, например, во время приближающейся Олимпиады, которая будет проходить в Японии, однозначно определенный объем контента будет формироваться в 8К. Более того, NHK уже располагает соответствующей технической базой и не первый год работает в формате 8К. В то же время Корея планомерно переходит от HD к 4К, поэтому и 8К не кажется чем-то сильно отдаленным. Что касается нас с вами и стран СНГ в целом, то 8К на данный момент остается достаточно отдаленной перспективой, однако я не могу сказать, что это является отрицательным фактором. Наоборот, нам с вами будет к чему стремиться. В продолжение темы хотел бы также уточнить, что мы уже не первый раз выставляем камеру 8К, которая является полноценным серийным продуктом.

5. В свете все большего сдвига как с технической точки зрения, так и самого телесмотрения в сторону IP, нельзя не отметить стабильную тенденцию. Достаточно обратить внимание на все увеличивающееся количество интернет-каналов, рекламы через различные web-сервисы и пр. Поэтому однозначно с каждым годом будет наблюдаться все большее внедрение IP в телевизионное производство и все сопутствующие направления.

Паоло Фаваро (Paolo Favaro), менеджер по продажам в регионе eMeA компании Sİ Media

1. Основной тенденцией остаются облачные решения (Clouds) и применение облачных технологий в медиаиндустрии. Это привело к появлению на рынке новых участников за последние пару лет (поставщики услуг, интернет-операторы, производители контента). И традиционные вещатели все быстрее и быстрее движутся к OTT и требованиям многоплатформенной доставки контента.

2. SI Media играет активную роль в этом процессе. Мы были одним из первых создателей программных продуктов, способных обеспечить комплексное решение в облаке. Это означает, что вся наша платформа (от инжеста до доставки контента) может быть установлена в частном или общедоступном облаке, включая MAM, автоматизацию, планирование и ньюсрум. В связи с этим на NAB 2018 мы представили новые функции и продукты, ориентированные на облако. Мы выпустили наш веб-прокси-редактор, чтобы журналисты и редакторы могли редактировать сюжеты на лету с любого устройства и в любой момент. SI Media также реализовала и представила интеграцию своей платформы MAM с AI (искусственный интеллект) для обработки содержимого, создания субтитров, распознавания содержимого и многое другое.

3. В течение 2017 года и первой половины 2018 года мы увидели растущий спрос со стороны России на решения автоматизации (вещания) в облаке. Возможность минимизировать затраты на услуги и их обслуживание, открывать новые бизнес-модели гораздо более гибкими и с более низкими фиксированными затратами делает облачное решение интересным для всего рынка. Мы также получили много запросов на решение для 4K-плейаута, которым SI Media может управлять от инжеста до автоматизации, но, как показывает опыт, спрос на 4K больше ориентирован на лайфпроизводство (в основном на спорт), чем на традиционный вещательный контент. В настоящий момент SI Media работает над развертыванием комплексного решения для регионального канала на «Вся Уфа», а также завершает проект для национального радио и телевидения Узбекистана в Ташкенте, который начался в апреле. Массивный проект, включающий 13 каналов автоматизации, 4 студии, ньюсрум, MAM для основного сайта (в Ташкенте) и все 13 региональных каналов. SI Media поставляет комплексное решение с немецким системным интегратором BFE.

4. Технологии уже есть, и SI Media готова ответить и на этот вызов. Я считаю, что до сих пор отсутствует достаточное количество контента и устройства для построения полного рабочего цикла: от вещания до доставки на конечные устройства. Что касается OTT, даже для 4K требуется средняя пропускная способность, которая еще труднодостижима, за исключением некоторых конкретных регионов, где широкополосные услуги доступны для всего сообщества.

5. Я уже частично ответил на это в предыдущих вопросах. IP – свершившийся факт в индустрии вещания, и это необратимый процесс. Традиционные телекомпании должны сосредоточиться на качестве контента, которые они производят для прямых эфиров, новостных и спортивных программ, а также его грамотной монетизации. SI Media, создав взаимосвязанную платформу для ньюсрума, MAM и автоматизации для всех видов доставки, готова поддерживать вещателей, чтобы они оставались конкурентоспособными и всегда были на шаг впереди.

Алексей Майоров, директор по продажам компании Stream Labs

1. Важнейшим трендом современного телевидения является развитие нелинейного телесмотрения, в том числе за счет разработки и внедрения новых гибридных сервисов и технологий. Netflix, Hulu, Amazon… – наше все. А доля телесмотрения на телевизоре неуклонно сокращается и в среднем уже стала меньше 50%. Ноутбук, планшет и смартфон становятся полноценными конкурентами большому экрану. Кроме того, происходит сокращение цепочки распространения контента. Раньше ее составляли производители контента, телеканалы, дистрибьютеры, операторы и зрители. Уже сейчас производители контента могут прийти к своему зрителю, минуя традиционный телеканал и традиционных операторов. Причем все это происходит не в ущерб качеству и функциональности, а наоборот, только расширяет возможности первых (в том числе по охвату и форме подачи материала) и удовлетворенность вторых.

2. Мы всегда ищем возможности встретиться с нашими клиентами и партнера ми, чтобы обменяться новостями и поделиться опытом, и лучшим местом для этого остается выставка NAB Show в Las Vegas Convention Center, США. На выставке мы демонстрировали только основные наши продукты. Это решения для многоканального инструментально-визуального мониторинга и контрольной записи ТВ и радиоканалов. Мы показывали как классическое решение, которое используется многими вещателями и операторами по всему миру, так и абсолютно новый современный продукт Stream MultiProb для построения распределенных систем мониторинга с единым доступом ко всем точкам контроля через веб-портал.

3. С одной стороны, сейчас не лучшее время для внедрения чего-то нового, а с другой стороны, все мы прекрасно понимаем, что именно сейчас происходит серьезная трансформация телевизионного рынка и смещение центров формирования прибыли в цепочке «производитель контента – телезритель». Рынок меняется, и одни оказываются не у дел, а другие в шоколаде. И, возможно, именно только новые (инновационные) решения – это залог будущего процветания. Мы, в свою очередь, оставаясь в рамках основных решений по мониторингу ТВ-вещания, стараемся сосредоточиться сейчас на более глубоком интеллектуальном анализе самой ТВ-картинки (включая аудиосоставляющую). Возможно, что в будущем это трансформируется в совершенно новые продукты для нашей компании. Но об этом говорить пока рано.

4. В плане использования стандарта 8К для домашнего потребления перспективы его пока не очень понятны. Парк телевизоров обновляется примерно за 10–15 лет, и у большинства людей даже еще нет телевизоров UHD. Сегодня по всему миру насчитывается не более сорока полноценных UHD-каналов, а в России представлены всего шесть телеканалов в формате 4K. В общем, 8К придет к нам в дома не скоро. А вот использование вещания 8К для демонстрации на огромных ТВ-панелях (видеостенах) на массовых спортивных и развлекательных мероприятиях – это наиболее понятное и оправданное применение данного стандарта в ближайшей перспективе. Японцы в 2020 году на Олимпиаде в Токио обещают удивить всех этим чудом. Будем смотреть.

5. Безусловно, востребованность традиционного эфирного линейного телевидения становится все меньше и меньше. Понятно, что оно будет еще существовать и через 5 лет, и, возможно, даже через 10. Однако уже очевидно, что вектор развития (и инвестиции) направлен на нелинейное (клиповое) потребление телевизионного контента через интернет (ОТТ). Новостные сводки регулярно сообщают нам о постоянном сокращении количества абонентов сервисов линейного смотрения. Страшного в этом ничего нет. Нужно держать руку на пульсе и меняться вместе с рынком.

Александр Богаткин, генеральный директор компании grass Valley в России и СНГ

1. По-прежнему спорт и прямые эфиры являются двигателем индустрии телевещания. Я бы отметил Remote Production – все крупные вещатели начинают проектирование или уже работают таким образом. На ЧМ 2018 Fox Sports будет делать нечто подобное через океан. Кроме того, это стандартизация SMPTE 2110 – мы все ближе к моменту, когда все шероховатости, а особенно в обработке аудио, будут решены, и мы сможем поставлять законченные решения на IP. Другим заметным трендом выступает развитие HDR: многочисленные тесты и даже уже прямые коммерческие эфиры говорят о том, что это реально, и самое главное, производители телевизоров уже вовсю рекламируют этот стандарт.

2. Наши камеры LDX86N с радиоканалом, способные передавать UHD-сигнал на дистанцию до километра. Очень перспективна наша новая монтажная станция Go!, которая работает в обычном браузере Explorer или Chrome. Плюс ко всему, микшерные пульты с поддержкой 12G, IP, SDI и Tico удовлетворяют любым потребностям рынка, а также обновленная модульная линейка Densite способна на уровне программного обеспечения менять параметры и тип модуля в зависимости от задач телекомпании. За этим будущее. Нами был представлен новейший продут iTX Flex, который позволяет обеспечить полноценное вещание ТВ-канала из облака. Стоимость услуги на один канал просто удивительная, а именно в районе 400 тыс. рублей в год. Наш PAM/ MAM GV Stratus-Momentum стал полностью независим от специальных видеосерверов и может работать как на виртуальных машинах, так и на сторонних хранилищах и доставлять контент в любые среды распространения.

3. Наш рынок сейчас полностью готов к переходу на HD. Именно этот формат сейчас наиболее популярен при проектировании. Большие каналы перешли на него, и мы ожидаем, что региональные заказчики будут делать это в ближайшие 2–3 года. Мы получили хороший заказ на камеры LDX, матрицы, модули и систему Stratus&Edius по проекту «Город Героев» на ВДНХ. Будем запускать в эксплуатацию в этом году. Также «ТВ Центр» продолжает расширять парк своих студийных камер и недавно приобрел новейшие LDX82 для студийного производства.

4. Как бы ни хотелось помечтать, но смотрите ответ выше. Наш потолок сейчас – HD, и только на некоторых платных платформах вещания – UHD. До 8К нам очень далеко.

5. Традиционным Вы называете линейное телевидение. Новости четко по рас писанию, программа передач и перерывы на рекламу – это будет существовать. Консерватизм присутствует, но в то же время все главные каналы же давно ушли в интернет, создали свои приложения для Smart ТВ, гаджетов и стриминговых платформ. Все будет существовать параллельно и еще довольно долго. Я, например, один из своих телевизоров подключил не к антенне кабельното ТВ, а просто к Wi-Fi сигналу, и спокойно смотрю сериалы, новости и спортивные трансляции. Гибкость выбора – отличный результат внедрения современных технологий!

Константин Ванаг, директор по продажам компании Imagine Communications в России

1. Активное внедрение IP-технологий в сферу производства и обработки контента, развитие OTT-сервисов и динамической таргетированной рекламы, особенно в цифровом эфирном телевидении ATSC 3.0

2. Компания Imagine Communications представила целый спектр решений, от IP-захвата до кодирования, динамической вставки рекламы и упаковки видео в транспортные потоки. Решения Imagine Communications помогают нашим клиентам оставаться конкурентными в быстро меняющихся условиях и эффективно монетизировать свой контент. Внедрение идеологии микросервисов на нашей платформе Zenium позволяет нашим клиентам быстро и гибко модернизировать свой технологический процесс.

3. Российский рынок очень поляризован. Есть крупные федеральные каналы, внедряющие самые современные технологии, а есть множество телеканалов, которые даже не планируют переход на вещание в высокой четкости. В настоящий момент мы реализуем два крупных проекта автоматизации вещания в IP без компрессии по стандартам 20226 и 2110. Кроме того, наши клиенты обновляют свои классические SDI-матричные коммутаторы и системы хранения контента.

4. С ростом пропускной способности IPсетей и вычислительной мощности серверов вещание в 8K в IP станет более доступным, но останется вопрос последней мили. Я вижу область применения 8К в первую очередь для прямых трансляций массовых спортивных мероприятий в точки скопления зрителей – на открытые площадки для болельщиков и в кинотеатры.

5. Традиционное телевидение трансформируется и адаптируется. Оно остается сильнейшим средством для программирования и манипуляции массовым сознанием и обладает крупными рекламными доходами, поэтому никуда не исчезнет, но будет использовать больше инструментов для распространения своего контента.

Майкл Реддик (Michael Reddick), директор по международным продажам компании Calrec Audio

1, 5. Мы ощущаем существенное влияние IP на инфраструктуру и дизайн оборудования для вещания. Многие медиакомпании переходят от аналоговых, AES3, MADI и SDI-интерфейсов к новому IT-окружению. И в ходе этого процесса они проявляют интерес к открытым стандартам для интероперабельной и не зависящей от поставщика транспортировки сигнала, а также программно-ориентированным рабочим операциям. Ввиду того, что ландшафт медиарынка меняется: падает потребление линейного телевидения, отчетливей становится сегментация по типу просматриваемого контента, и телеком-операторы, и телекомпании ищут способы заработать на стриминге.

Вещатель новой формации должен уметь не просто производить контент, но грамотно его таргетировать и адаптировать. 2. Мы расширили свое портфолио новой консолью Type R, которая придется по душе российским радиокомпаниям и небольшим телевизионным студиям. Это лицензированный продукт, поэтому обогатить его каким-то функционалом в будущем не составит никакого труда. Блок фейдеров и 2 типа сенсорных панелей могут объединяться между собой как конструктор Lego, что обеспечивает оптимальную конфигурацию рабочего места оператора. Ядро обработки сигналов Type R вынесено в отдельный 2-юнитовый блок.

Тут же расположены по 4 цифровых входа/выхода AES, 8 аналоговых входов (mic/line) с фантомным питанием, 8 аналоговых линейных выходов, 12 x GPI и 12 x GPO портов, а также 2 стереовыхода для наушников. Один базовый блок обслуживает до 3 микшерных систем без необходимости разделения вычислительных мощностей. Независимо от того, работают ли блоки в качестве независимых студийных консолей, микрофонных процессоров или вспомогательного микшера, Вы можете задействовать несколько микшерных пространств и работать на базе протокола AES67.

Каждый элемент сенсорных панелей настраивается под разные задачи пользователя, при этом возможности панели быстро меняются при необходимости переключения на другое шоу. Достаточно просто загрузить настройки – и панель готова к проекту. Плюс ко всему, ориентация панелей может быть как портретной, так и альбомной. 3. Мы ведем новые проекты с ведущими российскими каналами, и на этой неделе заключим ряд новых контрактов в Москве, о которых вы узнаете чуть позже.

Наши системы маршрутизации активно используются в рамках ЧМ-2018 в Ростове-на-Дону и Калининграде, консолями Calrec Audio оснащены многие студии ТТЦ «Останкино». Кроме того, телеканал «Матч ТВ» располагает одной из самых масштабных сетей на базе Hydra2 в мире. 4. 4K – явный тренд, и многие британские компании уже осуществляют или собираются тестировать вещание в этом формате.

Однако главным сдерживающим фактором активного распространения 4Kконтента является его дороговизна. Эволюция форматов видеоизображения в сторону увеличения «К» неотвратима, но мы отмечаем, что производители оборудования смещают фокус с количества на «качество пикселей». Многие вендоры первого эшелона пристально следят за развитием технологии MicroLED, задача которой – сделать телевизоры еще ярче, долговечнее и энергоэффективнее.

Нико Льюис (Nico Lewis), старший менеджер по продажам компании RTS Intercoms

1. Очевидно, что вещатели дрейфуют в сторону IP практически на всех этапах производства медиаконтента и вещания.

2. На шоу NAB мы совершили революцию в индустрии интерком-систем с выпуском новой цифровой матрицы внутренней связи ODIN OMNEO. Компактное энергоэффективное интерком-решение в корпусе 1RU демонстрирует беспрецедентное сочетание масштабируемости, гибкости и производительности. Система позволяет максимально просто увеличивать емкость и гарантирует широкую функциональную совместимость со всеми существующими продуктами RTS.

ODIN OMNEO поддерживает как цифровые устройства OMNEO IP, так и аналоговые 2-проводные и 4-проводные устройства, беспроводные системы ROAMEO на базе IP, панели для голосовой связи KP Series, а также классические аналоговые панели RTS. Особенностью интеркома является гибкость, с которой пользователи могут назначать порты для задействования всех доступных подключений. Базовый комплект ODIN рассчитан на 16 портов, но с ростом числа абонентов его можно расширить до 128 портов. Помимо этого, система позволяет объединить контуром оптического волокна до 8 интеркомов ODIN, что дает возможность довести совокупную емкость матрицы связи до 1024 портов. Другим важным достоинством решения выступает наличие зарезервированных источников питания и пяти вентиляторов охлаждения (два из них являются резервными). При этом интерком ODIN потребляет до 50 Вт, что позволяет без ложной скромности назвать его одним из самых экономичных решений.

3. Бизнес RTS Intercoms в России развивается крайне медленно, во многом из-за проблем с выдачей сертификатов Таможенного союза. Но мы надеемся, что ситуация в ближайшее время радикально изменится. Ведь мы можем помочь российским вещательным компаниям работать на опережение за счет использования передовых удобных и доступных IP-технологий.

5. Инженеры RTS десятилетиями собирали опыт использования интерком-систем, и решение ODIN сочетает в себе последние наработки в мире IP с привычными в использовании аналоговыми интерфейсами. RTS Intercoms исповедует принцип «Думай о будущем и сохраняй обратную совместимость»: интерком ODIN OMNEO может стать частью крупномасштабной системы служебной связи и повысить ценность первоначальных инвестиций и в то же время может использоваться в небольших проектах с перспективой масштабирования.

Геерт-ян Гуссен (Geert Jan Gussen), менеджер по маркетингу компании Axon Digital Design

1. Ключевые тенденции – live production и, как и прежде, перевод медиаопераций на IP, а также полная готовность к UHD. Вещатели хотят делать больше, сокращать время производства и расширять возможности доставки контента, а это значит, что интерес к системам мониторинга и контроля будет только усиливаться.

2. «Гвоздями» нашей экспозиции на NAB стали мультивьюеры, а также решения для мониторинга и IP-трансформации. Мы показали последнюю версию популярного модульного мультиэкранника SynView, способного работать с различными форматами IP-видео и сигналами 4К. Мы гарантируем, что полиэкранный процессор SynView будет поддерживать любые способы доставки контента.

Мощный масштабируемый мультиэкранник может функционировать как в составе системы обработки сигнала Axon Synapse, так и автономно, а также позволяет выстраивать мониторные стены самого разного масштаба. Помимо плат, которые позволяют переходить от Ethernet к SDI и обратно, на NAB 2018 мы сфокусировали внимание на системе контроля и мониторинга Cerebrum. Она стала еще гибче, производительнее и может бесшовно интегрироваться с высокотехнологичными решениями третьих производителей, в том числе AJA, AXIA, Ross Video, Allen & Heath, Panasonic, Yamaha, SAM, Evertz, Blackmagic Design, Rohde & Schwarz и т.д. Cerebrum легко встраивается в существующую инфраструктуру телеканалов, упрощает рабочие процессы и позволяет существенно снизить нагрузку при выполнении типовых задач. Платформа обеспечивает настройку множества устройств с помощью интуитивного интерфейса, объединяя существующее SDI и новое оборудование и помогая вещателям перейти на IP «малой кровью», то есть с минимальными затратами. С целью управления распределенной системой IPмаршрутизации Cerebrum поддерживает различные протоколы передачи данных и спецификации NMOS IS-04 / 05.

4. До массового внедрения 8К нам пока далеко, на данный момент активно вещает в этом формате только Япония. Стоит рассматривать 8K скорее как научный или технологический проект, ведь большая часть аудитории еще не вышла за рамки телевидения высокой четкости. Однако ничто ни вечно в этом мире, и в течение 10 лет формат 8К, безусловно, докажет свою жизнеспособность.

5. По мере совершенствования стандартов IP станет еще доступнее, удобнее и гибче, и нет сомнения в том, что рано или поздно SDI отправится на заслуженный отдых. Кроме того, доступность технологии 25-Gigabit Ethernet гарантирует полную готовность IP-инфраструктур к работе в UHD. Конечно, нас не может не радовать тот факт, что растет уровень компетенции производителей оборудования, системных интеграторов и конечных пользователей в бродкаст-индустрии.

Ирина Кипяткова, менеджер по продажам и развитию бизнеса компании Riedel Communications в России

1. На выставке NAB 2018 привлекло внимание, что многие производители медиаконтента ориентируются на быстро меняющиеся запросы потребителя. Визуальное оформление медиаконтента может заворожить самого изысканного пользователя. И это подталкивает всех производителей выпускать новые решения, ориентируясь на потребности рынка. Много представлено новинок по работе с IP-потоками и возможности их объединения с оборудованием предыдущего поколения. Софтовые приложения для дистанционного управления и мониторинга предоставляют возможность выбора и сохранения бюджета на стадии начального проектирования.

2. В этом году на выставке NAB 2018 компания Riedel с гордостью представила самостоятельную отдельностоящую систему связи Bolero. Система беспроводной связи Bolero установила стандарт, какими должны быть современные коммуникационные системы. Ее производительность говорит сама за себя, и пользователи по всему миру продолжают восхищаться радиусом действия 300 м, качеством звука и плотностью абонентских устройств на антенну. В новых выпусках прошивки добавлены функции программирования индивидуальных настроек по уровням звука и поддержка Bluetooth-гарнитуры.

2. Для коммуникации пользователей компания представила на выставке инновационную панель серии 1200, которая открывает новые перспективы в области многофункциональных пользовательских интерфейсов и многократно усиливает гибкость технологического процесса. Новая концепция логических групп Riedel позволяет пользователям самостоятельно выбирать цвета клавиш или светодиодных колец, расположенных вокруг каждого тумблера. Любая индикация является сигнальным механизмом, который сообщает пользователю, каков статус любой кнопки в любой момент времени. Пользователи могут сразу получить полную картину текущего состояния рабочего процесса.

Подключение осуществляется по протоколу AES3 через разъемы BNC или RG45, а также возможно подключение по протоколу AES67, используя 2 оптических SFP модуля и 2 разъема RG45. Благодаря этим функциям пользователь получает разнообразные способы резервируемого подключения к матрице. 3. В транспортных сетях новое программное приложение для устройств сети MediorNet позволяет осуществлять интеграцию сетей MediorNet с IP инфраструктурой. Приложение MediorNet MicroN IP включает в себя поддержку до 4 входов и выходов SMPTE ST 2110-20 плюс 4 сигнала 3G-SDI и 8 выходов 3G-SDI, причем 4 из них предназначены для мониторинга потоков ST2110-20. Также есть полная совместимость с протоколом PTPv2, что позволяет осуществлять синхронизацию по протоколу PTP, или можно использовать традиционные сигналы синхронизации (например, BlackBurst).

3. Инновационные технологии несомненно вызывают живой интерес на нашем рынке. Их возможности подстегнут наших заказчиков посмотреть на привычную структуру работы с другой стороны и найти новый подход для подачи медиаконтента зрителю. Этот год, как и прошлый, у нас достаточно успешен и продуктивен. За прошедшие 4 года мы сумели войти на совершенно новые рынки и представлены фактически во всех сегментах индустрии.

4. На сегодняшний день основная область применения формата 8К – это цифровой кинематограф и компьютерная графика. Уже многие компании выпустили и телевизоры, и камеры, поддерживающие 8К. Но пользователям следует задуматься, что, помимо видеокамер, необходима также мощная сеть передачи данных, хранения и отображения контента, средств обработки видеопотока. Однако, несмотря на такие обширные задачи по обслуживанию 8К, в будущем этот формат придет и в телевещание, и это станет еще одним толчком для развития смежных технологий, новых решений от производителей и новых возможностей для зрителей.

5. В настоящий момент традиционное телевидение все еще крепко удерживает свои позиции и будет продолжать составлять конкуренцию IP-вещанию в тех регионах, где невозможно провести IP-инфраструктуру по тем или иным причинам. Однако с ростом потребительского спроса, конечно, IP-телевидение может предложить больший выбор предлагаемого, управляемого самим пользователем контента. Будущее – за технологиями, которые будут изменять взгляд пользователя на предоставляемый контент и давать возможность самому участвовать в интерактивных шоу. IP-технологии за прошедший год получили практическое применение в отрасли, чему способствовало, в частности, принятие стандартов SMPTE2110 и AES67, широко используются программные технологические средства, мы наблюдаем плавный переход от SDI-инфраструктур к IP-технологиям. И многие производители сегодня предлагают своего рода гибридные рабочие процессы.

Алексей Рябов, менеджер по работе с ключевыми клиентами компании Fujifilm

1. Индустрия взяла курс на переход к 4K. Многие компании рассматривают возможность использовать оборудование формата 4K уже сейчас, в том числе и объективы. Картинка в HD, полученная с помощью объективов 4K, не только не страдает от качества, но и заметно выигрывает. Она более «прозрачная и чистая» по сравнению с HD. Как заметили многие заказчики, все цвета в HD c оттенком серого 4K позволяют получить более насыщенную картинку. Во многом на цветопередачу влияет HDR, который значительно выше у объективов 4K по сравнению с HD. Картинка, полученная с помощью 4K-объективов, более контрастная.

2. В этом году на выставке NAB мы представили вниманию наших заказчиков две новые модели 4K-объективов: UA46x9.5BERD-U и UA46x13.5BERD-U. На эти модели еще до начала их производства образовалась очередь. Тем, кто подтвердил заказ, мы предоставляем подменные 42-кратные HD-объективы на время ожидания. Смело можно сказать, что 46-кратный объектив – уже один из самых популярных объективов на ближайшие 5 лет. В нем улучшено все: сервопривод, скорость масштабирования, скорость фокусировки, стабилизация изображения. Безусловно, он будет дороже аналога в HD, но не сильно. Заказчики не будут разочарованы.

3. Не только российский рынок активно отреагировал на появление 4K-объективов. На данный момент нам удалось продать более 30 объективов 4K не только в России, но также в Казахстане и Белоруссии. Объективы были закуплены как для ПТС, так и для ТЖК.

4. На данный момент компания может продать 8 моделей объективов для камер формата 8K. Конечно, цена «кусается», так как товар пока штучный, и основной заказчик – это компания NHK. Для Олимпиады в Японии в 2020 году сейчас ведется проектирование новых моделей 8K-объективов. Возможно, подробнее я смогу предоставить информацию после IBC, сейчас пока все строго конфиденциально.

5. Осмелюсь предположить, что традиционное телевидение еще долго будет жить параллельно с IP-вещанием, так же как HD будет еще долгое время использоваться в эру 4K-технологий.

Татьяна Золотуская, региональный директор по продажам компании Cinegy GMBH

1. Это, прежде всего, переход от телевизионного формата к контентному, так как современный медиаконтент производят не только традиционные СМИ, но также корпорации, учебные заведения, театры и т. д. Актуальным трендом выступает поиск новых бизнес-моделей в продашн и постпродакшн, способов монетизации контента. Совершенно очевидно, что и требования к качеству самого контента постоянно растут: востребованы высокое разрешение, использование современных кодеков и самых актуальных достижений индустрии. При этом заметно и понятно желание работать на стандартном IT-оборудовании, не позволяя стоимости производства влиять на цену контента. Поэтому Cinegy не только работает над тем, чтобы позволить нашим клиентам экономить на инфраструктуре, сохраняя возможность творить в соответствии с самыми последними мировыми стандартами, но и подстраивает лицензирование своих продуктов под меняющийся медиарынок.

2. Сегодня мы гарантируем доступность форматов высокого разрешения: все продукты Cinegy работают в смешанной среде SD/HD/UHD. Нет никаких технических и лицензионных ограничений. Клиент выбирает сам, и это самое важное для нас. Мы продолжаем говорить, что будущее за IP-технологиями. Утверждая «SDI MUST DIE», Cinegy предоставляет своим клиентам полный набор инструментов для комфортного перехода в IP и работы без SDIкомпонентов. Кроме того, несколько лет назад компания Cinegy первой в индустрии успешно запустила в облако AWS Cinegy Air PRO – софтверный вещательный сервер. Сегодня все наши продукты доступны и на Amazon Web Services, и на Microsoft Azure. В рамках NAB компания также представила новую версию своих продуктов с поддержкой Newtek NDI и HDR. Кодек Cinegy DANIEL2 был признан в этом году самым быстрым кодеком в мире. Его особенность – максимальное использование аппаратного ускорения для достижения максимальной производительности IT-оборудования. Это именно то, что позволяет нашим клиентам говорить о работе в UHD, 8К и выше на стандартном «железе». Безусловно, мы продемонстрировали Cinegy Newsroom – полностью софтверное решение для производства новостей и студийной работы. Достоинством продукта является комплексная интеграция на любом этапе, включая захват, импорт, студийную работу, создание новостных сюжетов, телесуфлер, графику, мониторинг. Другой отличительной особенностью системы служит отсутствие рендеринга и внутреннего транскодирования: вся работа выстраивается в режиме реального времени. Для новостей это важно.

3. Продукция Cinegy хорошо знакома российским бродкастерам. На мой взгляд, активный переход наших клиентов на новые версии продуктов является показателем интереса рынка к технологическим новинкам Cinegy. Говоря откровенно, мы с огромным вниманием выслушиваем пожелания наших существующих и потенциальных клиентов, обогащая функционал продуктов в соответствии с их запросами. Новые внебродкастовые клиенты Cinegy, представители творческой индустрии, прежде всего особенно чувствительны к инновационным технологиям. Они находятся в процессе поиска новых способов самовыражения, общения с аудиторией. Их желание – познакомить со своим творчеством как можно больше зрителей, ведь театральный зал физически не позволяет вместить всех желающих.

Помимо традиционного формата – телевидения, мы комфортно ощущаем себя и в новом сегменте, охватывающем театры, концертные залы, образовательные и государственные структуры, транспорт, корпорации. Там, где есть работа с медиа, – есть Cinegy.

4. 8К для Cinegy – уже не туманное будущее, а реальность, в которой работают наши клиенты. Благодаря нашим разработкам стал возможен продакшн и постпродакшн в 8К в режиме реального времени. А максимальное задействование GPUакселерации, аппаратного ускорения на любом этапе работы с медиа (кодирование, декодирование, эффекты и графика) позволяет перейти на 8К-разрешение при минимальных затратах на оптимизацию IT-оборудования.

5. Наши современные инсталляции по всему миру лишь подтверждают факт: традиционное телевидение переходит в IP. Стоит начать с того, что это попросту дешевле. А возможности, которые для себя открывают наши клиенты, безграничны: высокое разрешение, современные форматы и кодеки. SDI не выдерживает конкуренции. А облачные технологии? Здесь точно нет места SDI.

Александр Железняков, инженер отдела вещательного оборудования компании Panasonic

1. Доминирующие тренды: HDR, IP, NDI, роботизация студий, 4K, фантазии на тему 8K.

2. Если компания выпускает оборудование, она явно верит в его светлое будущее. Будучи одним из ведущих производителей решений в области профессионального съемочного оборудования, компания Panasonic представила на NAB 2018 ряд инновационных решений. В рамках выставки состоялась абсолютная премьера: мы представили концепт 8K-камеры с органическим сенсором. Стоит заметить, что в решения Panasonic внедряются передовые IP-технологии, призванные упростить работу с профессиональным оборудованием. К примеру, PTZ-решения Panasonic обрели поддержку новой технологии NDI HX. Эта инновационная разработка, построенная на базе IP, позволяет выстроить более гибкий рабочий процесс. Технология NDI HX обеспечивает быструю интеграцию с другими устройствами: будь то видеомикшер или проектор с поддержкой NDI HX. Таким образом, пользователи получают доступ к менее ресурсоемким потокам и, как следствие, могут разворачивать более крупные производства без дополнительной финансовой нагрузки. Для полностью законченного решения на базе NDI (+ SDI источники) Panasonic предлагает использовать свой новый продукт AV-HLC100 – микшер и пульт управления в «одном флаконе», что позволяет назвать его студией под управлением одного человека. Вы можете управлять PTZкамерами и одновременно отслеживать приходящие видеопотоки, накладывать титры, выводить трансляцию в социальные сети, и естественно, записывать мастер-сигналы. Микшер работает с NDI-сигналами, SDI и HDMI. Кроме того, на NAB мы представили AKUC4000 – новейшую 4К-камеру с узлом крепления объектива B4 (2/3) и новым сенсором формата Super 35. В дополнение к ней была продемонстрирована новая базовая станция AK-UCU600, имеющая выходы 2 x 12G SDI и 4 x 3G. Кинокамеры AU-EVA1 и Varicam LT получили долгожданные обновления программного обеспечения. EVA1 отныне может выводить RAW в разрешении 5.7K по одному 6G-SDI кабелю. В свою очередь, кинокамера Varicam LT с версией ПО 6.0 позволяет организовать многокамерное решение с интуитивно понятным рабочим процессом.

3. Российский рынок ориентирован на выбор оборудования по соотношению «цена/качество», пока это HD. Говорить о реальности массового внедрения HDR, 4K и т. д. не стоит.

4. На NAB мы показали концепт 8K-камеры с органическим сенсором. Это абсолютно новая разработка. Также мы демонстрировали решение на базе трех камер 8K, ROI (Region of interest) для спортивных объектов.

5. Если будет зрительский интерес к предлагаемому контенту, то я не вижу никаких проблем.

Иван Ситников, руководитель системного отдела компании Vidau Systems

1. Ответ на этот вопрос, как утверждение стандарта SMPTE 2110 и внедрение технологий 12G, стал уже традиционным. Давайте посмотрим на это шире. Сейчас рынок активно пробивает новые пути к потребителю и ищет новые формы представления контента. Возможности интернета по оперативной доставке и наличие мгновенной обратной связи становятся все более привлекательны для бизнеса. И, как следствие, телевизионная индустрия двигается в сторону оптимизации стыка телевидения и интернета.

2. Максимальный практический интерес сейчас, на мой взгляд, представляют решения виртуальной и дополненной реальности. Спектр применения VR и AR широк – от программ новостей до виртуальных битв на аренах все более распространяющегося киберспорта. Vidau Systems уже имеет практический опыт внедрения этих решений. Преимущества, которые приобрели заказчики комплексов виртуальной реальности, побуждают наращивать мощности и уже имеющиеся возможности, производить все больше и больше программ в «конструируемом» мире.

3. Мы наблюдаем лавинообразное потребление видео. Однако российский потребитель становится все более требовательным к телевизионному контенту – это и скорость получения, и качество, и, безусловно, зрелищность. На какие продукты в связи с этим спрос? Первое – портативные съемочные комплекты, позволяющие оперативно отснять и выложить новости в сеть, а затем так же быстро смонтировать, озвучить программу и показать ее в готовом виде в эфире и на интернетканалах. Второй сегмент, в котором растет спрос, является принадлежностью привычного нам телевидения – это компактные ПТС. Инновационные технологии телевидения позволяют размещать многокамерные телевизионные комплексы на небольших автомобильных шасси, а технологии, пришедшие в телевидение из авиастроения, дали нам возможность строить в России легкие кузова ПТС, пригодные для круглогодичной эксплуатации в наших непростых климатических условиях. Разработанная Vidau Systems отечественная технология полного цикла создания ПТС, в том числе с раздвижными стенами, высоко оцененная телевизионным сообществом и получившая в прошлом году Премию имени Владимира Зворыкина, очень востребована в индустрии. Как раз такая технология необходима отрасли сейчас – это быстрота развертывания и компактность, высокое качество программ и оперативность доставки. Говоря про зрелищность, конечно, в первую очередь это комплексы виртуальной реальности, о которых я упомянул, отвечая на ваш предыдущий вопрос. Мощным толчком к продвижению этого направления явились впечатления многомиллионной аудитории церемонии открытия зимних игр 2018 в Пхенчхане, когда в трансляцию были добавлены гиперреалистичные эффекты дополненной реальности. Проектный и практический опыт Vidau Systems в этой области подтверждает рост спроса в России на такие зрелища.

4. Массовое применение технологии 8К пока находится в области, близкой к горизонту, и делать прогнозы здесь – неблагодарное дело. Рискну предположить, что прорыв 8К произойдет в первую очередь, как это ни странно, в жилищной технологии – технологии строительства «умных» домов и создания комфортной среды обитания для человека, а не в традиционном телевидении и не в интернете.

5. Полагаю, что для традиционного телевидения активное развитие IP – не угроза, а стимул. При грамотном планировании продвижения телекомпании как бизнеса это еще и серьезное подспорье, расширение возможностей. Профессионалы телевидения могут привлекать как ресурсы интернет-каналов, так и непосредственно людей, такие каналы создающих, в качестве прямых источников новостей. Но не только новостей – все чаще блогеры, входя во вкус, хотят стать профессионалами ТВ. Они понимают необходимость качества картинки и звука, учатся грамотно собирать видеоряд и постепенно начинают создавать передачи, которые становятся интересны эфирным каналам. Взрыв телевизионного контента в интернете, к которому все более и более причастны гиганты традиционного IP-бизнеса, означает, что существует огромный спрос на видео. Спрос опережает предложение. И в этой ситуации телекомпании, имеющие профессиональное оборудование, грамотных мастеров своего дела и огромные архивы, имеют фору перед теми, кто только стал на путь создания телевизионных продуктов.

Лес Зеллан, генеральный директор компании Cooke Optics Limited

1. Мейнстримом в бродкаст-индустрии выступает перевооружение с помощью IP, развитие SMPTE 2110, а также производство видео в разрешении UHD. И, наверное, самым значимым трендом для нас как для компании, которая всегда прислушивалась к кинематографистам и дорабатывала решения на основании обратной связи, служит повышение объемов кинопроизводства. Мы отмечаем возросший технический уровень съемки телевизионных драм с помощью цифровых камер и рост популярности персонализированных продуктов. Стиль Cooke всегда воплощался в сочетании объемности картинки с мягкими натуральными телесными тонами и мягкости границ. Наши объективы серии Anamorphic/i оптимально подходят для съемки широких планов. В то время, как оптика серии Panchro/i Classic в современной конструкции также обеспечивает фирменный стиль Cooke и реализует технологию /i, которая позволяет камерам автоматически записывать значения ключевых параметров самой камеры и объектива для каждого кадра для последующей передачи этих данных в цифровом виде на монтаж и постобработку.

2. На NAB в этом году мы представили полную линейку объективов S7/i Full Frame Plus, полностью адаптированную под технические характеристики камер RED, снимающих в 8K. Эта оптика может работать в симбиозе с камерой Sony VENICE, открывшей новую страницу в линейке камер для цифрового кинематографа CineAlta, а также широкоформатной камерной системой ARRI ALEXA LF.

3. Судя по последним показателям, мы отмечаем довольно высокий спрос на наши объективы со стороны взыскательных российских заказчиков.

Анастасия Хорт, директор по продажам компании Liveu в России, СНГ и странах Балтии

1. Мы наблюдаем, что вещательные компании «затягивают пояса» и всерьез задумываются об экономии. На рынке появляется множество грамотных небольших компаний, предлагающих передовые (в основном, программно-ориентированные) технические решения с оптимальным соотношением «цена-качество». В гло бальном масштабе индустрия движется к кастомизированным форматам ТВ, как и мы сами, например, производя отдельную линейку очень доступного по стоимости оборудования для онлайн-медиа: блоггеров, специализированных корпоративных и нишевых телеканалов.

2. Мы продолжаем модернизировать наши передатчики, и на выставке NAB 2018 презентовали новейшее решение на базе устройства LU600 HEVC с поддержкой формата 4K SDI для работы в роуминге по всему миру. Карта HEVC 4K SDI для передатчика LU600 гарантирует высочайшее качество спортивных трансляций, международных событий и новостного вещания. Система обеспечивает вещание в формате 4Kp50/60, поддерживает интерфейсы 12GSDI и 4x3G-SDI, а также работу с оборудованием VR и 360 градусов. Кроме того, в рамках выставки мы представили новые двухслотовые модемы для работы в домашних сетях и за рубежом в роуминге с поддержкой LTE-Advanced сетей. Все наши продукты разработаны с прицелом на то, чтобы съемочная и творческая группа могли работать максимально эффективно, не задумываясь о технических нюансах процесса – абсолютно все технические параметры могут быть настроены инженерной группой удаленно. Если вы работаете с ТЖК-комплексами Panasonic, то можете управлять из нашей веб-консоли еще и всеми основными настройками своих камер и оптики. Также на NAB мы продемонстрировали законченное решение LiveU для организации телемостов и обратной видеосвязи со студией в прямом эфире. Теперь можно видеть студию на ЖК-дисплее передатчика или любом внешнем мониторе, а также пользоваться суфлером.

3. Мы ведем крупный проект с дирекцией утренних программ Первого канала, в рамках которого корреспонденты с помощью оборудования LiveU будут выходить в прямой эфир из многих городов, принимающих Чемпионат мира по футболу. Для нас это большой прорыв, так как в силу реструктуризации внутри нашей компании в последние годы мы потеряли несколько крупных контрактов с федеральными телеканалами.

4. Первое законченное решение для производства контента в 8K я видела на NAB еще несколько лет назад. И как специалист, ранее имевший опыт работы в компании, выпускающей камеры и телевизоры, я считаю 8K еще одним маркетинговым трюком производителей. На пути внедрения новых форматов мы в любом случае упираемся в абонента, который должен располагать необходимым принимающим оборудованием. Но нужны ли аудитории 8K-телевизоры, если она уходит в онлайн? Не стоит забывать о том, что модель потребления контента сейчас радикально изменилась.

5. Как бы вы не старались унифицировать решение, не базе которого хотите выстроить рабочий процесс телеканала, вы все равно выбираете нужные инструменты из огромной палитры программных продуктов. Разношерстность решений, необходимость их апгрейда в рамках IT-инфраструктуры, так или иначе, приведет к несовместимости форматов в едином окружении. Поэтому еще очень долго мы, так или иначе, будем вынуждены работать с SDI.

Павел Потузак, генеральный директор компании Aveco

1. Основным трендом было и остается информирование и развлечение зрителей. В «гонку вооружений» активно вовлекаются новые участники в лице телекоммуникационных и мобильных операторов. Контент – король, и где аудитория его просматривает – вторично. Стоимость производства контента растет, и последствия выражаются в том, что телеканалы вкладывают меньше средств в техническую модернизацию. Мы предлагаем стратегию оптимизации медиаопераций и следуем курсу рынка «делай больше, тратя минимум», помогая вещателям максимально оптимизировать рабочие процессы. Такой подход позволяет существенно снизить CAPEX и OPEX при одновременном увеличении выручки и развертывании новых сервисов.

2. Наш продукт Ad Juggler – для монетизации спортивных трансляций в прямом эфире – удостоился награды Best of Show Award в рамках выставки NAB 2018. Решение позволяет оптимизировать размещение рекламы и является частью широко известной платформы для автоматизации ASTRA, которая находит применение как в спортивном и новостном вещании, так и в студийном производстве. Ad Juggler может использоваться как элемент системы MCR, так и работать автономно во время спортивных матчей.

3. На наш взгляд, российские клиенты довольно требовательны: они ценят инновационные технологии, качественный сервис и надежность оборудования. Мы всегда готовы предложить им индивидуальный подход и кастомизированные решения. Aveco высоко оценивает потенциал российского рынка и продолжит в него инвестировать. Кстати, штат наших сотрудников пополнился высококвалифицированным российским инженером, который всегда готов оказать помощь заказчикам.

4. В обозримом будущем 8K будет прерогативой клипов, рекламных роликов, цифрового кино и различных экспериментальных проектов. Развитие формата зависит от множества факторов и степени вовлеченности как вендоров и производителей контента, так и операторов видеоуслуг. В свою очередь мы готовы предоставить качественные решения для автоматизации вещания в 8K (так же как для 4K, HD и SD).

5. Что именно вы подразумеваете под динамичной IP-трансформацией? Мы можем говорить о передаче некомпрессированного видео по IP как альтернативном способе доставки сигнала, но никакого прорыва мы в этом не видим. Вещатели используют различные IP-технологии на протяжении 40 лет. Важно другое: смогут ли традиционные бродкастеры сохранить свои позиции за счет диверсификации предложения? Очевидное смещение трендов в сторону потребления персонализированных медиа диктует новые правила игры. И выживут те игроки, которые смогут качественно реализовать стратегии Multiscreen для удержания и привлечения зрителей.

Антон Антипьев, региональный менеджер по продажам компании Vitec Videocom

1. С точки зрения нашей компании, я вижу очевидный перекос интереса технического руководства каналов в сторону «технологичности». Иногда возникает ощущение перегрузки «технологиями ради технологий». Совершенно серьезно обсуждаются IP и 4К, при том, что в студиях используются статичные камеры и не всегда убедительные световые решения. Безусловно, современные технологии важны, но ровно в той степени, когда они являются ответом на те или иные вызовы. Мы видим в студиях световые приборы с очень посредственным цветовым спектром – мы регулярно говорим о важности этого параметра, и тем не менее, также регулярно я вижу ситуацию, когда на тестах камеры, тщательно сведенные по соответствующим мишеням, дают «зеленые лица» ведущих. При этом все активно обсуждают камеры, но почти никогда источники света – которые, собственно, и виноваты в этих проблемах. Мы видим потрясающе спроектированные сигнальные тракты, но в павильоне хлипкие пьедесталы, или того хуже, штативы – в результате операторы не могут даже прикоснуться к ним, нет даже попытки работать с динамикой в кадре. Знаете, есть такая шутка о том, что в зависимости от того, к какому врачу вы придете на прием, такую болезнь он у вас и найдет, – в данном случае я не претендую на объективность подхода. Но мне кажется, что если говорить о тенденциях, то за множеством новых кодеков, стандартов, за инновациями и маркетинговыми уловками мы теряем главное, ради чего все, собственно, собрались – «видение», то самое, которое «теле». Это не призыв возвращаться в славные времена Betacam, безусловно, великие режиссеры и, скажем, фотографы – все предпочитают работать на лучшей технике, но, мне кажется, нужно помнить, что создать шедевр многие из них могут даже на камеру мобильного телефона.

2. На NAB не было громких премьер – были обновления текущих продуктов. Мы показывали развитие нашего популярного нового штатива – Flowtech75. Теперь он есть и в версии 100 мм. Мы рассчитываем, что это будет очень популярный продукт на рынке в России. Для операторов, особенно тех, кто работает в командировках, для тех, кому нужна скорость и мобильность – это безальтернативное решение на рынке в настоящий момент. Все штативы этой линейки полностью производятся в Великобритании – можно сказать происходит «возвращение к корням». Большую часть экспозиции традиционно занимали суфлеры Autoscript – первые в мире полностью IP. В этом смысле их перспективность несомненна. Ну и, конечно, мы представили новые световые приборы

Litepanels – всю линейку, гарантирующую идеальную цветопередачу, независимо от того, используете ли вы топовые приборы с линзой Френеля, панели или бюджетные решения, выигрывающие по всем параметрам у флуоресцентных приборов.

3. У нас первоклассные инженеры! А суть любого хорошего инженера – стремиться к самым передовым технологиям. В этом смысле, я бы сказал, у нас передовые технологии востребованы даже более, чем в странах, традиционно двигающих телевизионный прогресс. Другое дело – есть ли у нас возможность приобщаться к тем самым инновационным технологиям? В тех

случаях, когда такая возможность есть, мы всеми силами помогаем ее реализовать. Например, сейчас в процессе реализации ПТС в Беларуси. Их мы делаем совместно с белорусскими и немецкими коллегами.

4. Мне сложно оценить перспективы новых форматов, так как наше оборудование в этом смысле «мультиформатное». Тем не менее, на мой взгляд, даже востребованность 4К сейчас не очевидна – но бесспорно то, что в активном продвижении этих форматов очень заинтересована индустрия. Так что, думаю, нас ждет еще множество «революционных» стандартов, следующих идеологии «быстрее, выше, сильнее». И, разумеется, каждый из них будет вновь революционным и вновь давать зрителю ощущения, «невиданные прежде».

5. Телевидение снимает со зрителя необходимость самому работать над формированием контента для себя. И раз уж, как мы знаем, лень – двигатель прогресса, то именно такой формат потребления вряд ли себя изживет в предсказуемом будущем.

Лев Кузнецов, генеральный директор компании «Студия-Сервис»

Маска на лице – специальная гигиеническая салфетка, выдаваемая на стенде японской корпораци NHK для просмотра изображения с разрешением 8K «контактным» способом через окуляр нового дисплея «8K OLED Display»

1. В целом активно развивается тенденция к расширению набора пользовательских настроек параметров, режимов и функций телевизионного и видеооборудования и на улучшение максимального качества изображения и звука с целью достижения зрителем «эффекта присутствия». По мере повышения четкости изображении,̆ расширения их динамического и цветового диапазона, появления разнообразных форматов видео и стандартов цифрового кино и совместимых с ними устройств, развития интерактивных, виртуальных, ОТТ и облачных сервисов, увеличения объемов хранения, обработки и передачи информации, увеличения требуемой полосы пропускания и количества каналов коммутации (потоков данных) и т. д., активно решаются вопросы развития стандартизации и регулирующей нормативной базы в области телекоммуникации ̆и радиосвязи (цифровых сигналов и интерфейсов, компрессии сигналов, средств приема и отображения информации и др.). Благодаря этому открываются перспективы для широкой поддержки изображений с расширенным динамическим диапазоном (HDR) и для комплексного перехода на IP-технологии, стремительное продвижение и развитие которых мы сейчас наблюдаем. Производители технических средств и систем стараются учесть потребности малобюджетных компаний, приспосабливаясь к потребностям рынка в том числе с учетом современных кризисов и ограничений. Индустрия демонстрирует в основном готовность к освоению системных IPтехнологий и поддержке видео UHD с HDR. Также наконец-то наметился устойчивый рост предложения поддержки видео HD/ 2K с HDR, поскольку масса телезрителей по всему миру будут смотреть телевизионные программы на относительно небольших экранах, для которых разрешение UHD/4K не оправдано, но возможность воспроизведения расширенного диапазона яркости и цветности при разрешении HD/2K имела бы практический смысл (при соответствующей поддержке этого направления производителями телевизионных приемников). Сопутствующими тенденциями являются развитие систем автоматизации и роботизации технологических процессов, позволяющих удешевить процесс производства и распространения программ и сделать его более эффективным и менее трудоемким.

2. Мы занимаемся главным образом системной интеграцией, связанной с оснащением телевизионных студий, технических аппаратных и выполнением комплексных проектов построения современных телевизионных комплексов и систем «с нуля». Свои решения на NAB мы не представляли, этим занимаются наши многочисленные партнеры – производители оборудования и ПО. Для меня интересными в среднесрочной перспективе представляются IP-технологии построения телевизионных комплексов с поддержкой сигналов высокой и сверхвысокой четкости и расширенного диапазона яркости и цветности (HDR, WCG), интерактивных, виртуальных (AR, VR) и облачных технологий. Интересно отметить значительный прогресс в развитии более совершенных и доступных технологий построения виртуальных студий, в том числе систем беспроводного трекинга. Также было заметно, что качество и разрешение больших светодиодных экранов (видеостен) не стоит на месте, появляется выбор интерактивных экранов. Стали доступны гибкие (полумягкие) светодиодные экраны с малым шагом пикселя (от 0,9 мм), что до недавнего времени считалось невозможным.

3. Я предполагаю, что для массы стандартных, особенно региональных, телеканалов в перспективе было бы неплохо обеспечить полный переход на вещание в стандарте HDTV, а в идеале – HDTV c поддержкой HDR. Для крупных развлекательных и спортивных телеканалов с солидным бюджетом – UHDTV/4К c поддержкой HDR. Считаю также оправданным более активное внедрение систем автоматизации и роботизации технологических процессов, позволяющих достичь увеличения производительности и общего сокращения эксплуатационных затрат. Cветодиодные видеостены с мелким шагом пикселя и интерактивные дисплеи, также облачные, виртуальные и интерактивные технологии по мере их неизбежного удешевления могут быть вполне востребованы. Технологии видео 360 градусов заинтересуют больше прикладную сферу компьютерных и видеотехнологий и сферу развлечений, чем классическое телевидение. Роботизация может иметь в перспективе больший спрос, чем сейчас, особенно при обеспечении открытой архитектуры на основе стандартных интерфейсов и протоколов управления, а также ценовой доступности для средне- и малобюджетных компаний и при условии организации сервисной поддержки уникальных компонентов системы на территории пользователя.

4. Известно, что качество видеизображения с разрешением 8K UHD наилучшим образом соответствует качеству изображения, формируемого органами зрения человека в натуральной среде. Несмотря на то что в Японии давно тестируется спутниковое ТВ-вещание в формате 8К и в 2018 году в продажу поступят новые модели телевизионных приемников 8К, по цене они будут недоступны для среднего телезрителя (особенно если следовать рекомендациям по выбору оптимального размера экрана для достижения «эффекта присутствия»), а производство достойного контента в формате 8К пока еще затруднительно и требует серьезных вложений. В нашей стране в среднесрочной перспективе этот формат может вызвать интерес ограниченного сегмента рынка, ориентированного на отображения научно-технической, картографической другой специальной информации для получения соответствующей детализации на очень больших экранах, также может применяться для показа кинофильмов или трансляции зрелищных событий (спорт, концерты, шоу, спектакли и др. с солидным бюджетом в кинозалах цифрового кинематографа и соответствующих общественных местах).

5. Предполагаю, что традиционное телевидение может кардинально преобразиться по мере развития IP-технологий, вплоть до того, что в определенных случаях почти ничего, кроме традиционных студий с привычным студийным оборудованием, не потребуется. Все сигналы с телекамер можно будет коммутировать в облако для обработки и формирования сигнала программы. Телезрители смогут больше смотреть телепередачи в разнообразных мобильных устройcтвах и компьютерах, подключенных к интернету, все более активно используя сопутствующие интерактивные и виртуальные сервисы. Размеры оборудования и количество кабелей, особенно в коммутационно-распределительных технических аппаратных, заметно сократятся, больше будет внедряться высокопроизводительных софтверных решений, в том числе с использованием облачных сервисов.

Макс Попов, региональный менеджер по продажам компании Evertz

1. Со стороны производителей и распространителей контента – это оптимизация расходов. Хотя это звучит не столь заманчиво для нас, производителей оборудования, но в большинстве случаев мы помогаем нашими решениями значительно сократить расходы на производство. Вместо того, чтобы строить много законченных островов производства на SDI, объединенных линиями в центральную матрицу, с полными трактами на каждой студии, многие клиенты решают перейти на единое ядро на IP, дата-центр с оборудованием, которое можно использовать по мере необходимости. Тем самым они оптимизируют весь производственный комплекс. Evertz является неоспоримым лидером на мировом рынке по объемам поставок масштабных решений на базе IP с более чем 120 SDVN (Software Defined Video Networking) систем в эфире, 9 рабочих ПТС с матрицами EXE. Переход на SMPTE 2110 также набирает обороты: у одного из наших клиентов, который построил свой ком плекс на матрицах EXE с системой управления Magnum SDVN, мы насчитали более 130,000 ST2110 IP-потоков. Кроме того, набирает темпы HDR, причем заметьте, что HD HDR смотрится ничуть не хуже, и даже лучше, чем 4К SDR. Единое решение для автоматизации производства, MAM (Media Asset Management) для линейного вещания и производства контента для VOD и ОТТ как на площадках каналов, так и в публичных облаках становится прерогативой многих крупных вещателей. Наше решение, построенное на Mediator X, OVRT live, Render X в SDI, IP и VM (публичных облаках), показывает наибольший рост продаж.

2. Полную линейку оборудования уже на SMPTE 2110, устройства, поддерживающие и преобразующие различные типы HDR, виртуальные сервисы на Compute Blades, новые SPG-генераторы, RF-матрицы, преобразователи, устройства для Remote Production, линейку решений для новостного и спортивного вещания, новые SD/HD/3G/12G матрицы, IP-матрицы следующего поколения, поддерживающие25/100G интерфейсы EXE-II, ПТС в коробке, системы вещания в облаках. Все эти решения демонстрируют отличный прирост продаж, а значит, они весьма перспективны.

3. Мы считаем Россию одной из самых инженерно грамотных стран: если новые технологии проверены и могут помочь, то компании в России пойдут на изменение процесса и начнут использовать эти разработки. Примером этого является ТТЦ «Останкино»: они ввели в эксплуатацию новейшую коммутационную систему, основанную на двух матрицах EXE-VSR40, более 140 инкапсуляторах, 4 кластерах Magnum SDVN. Эта система была поставлена и установлена одним из самых технически грамотных интеграторов в мире – «Окно ТВ». Сейчас они добавляют еще две матрицы EXE-VSR 28 с нашим IP Playout, Mediator X и полной IP-инфраструктурой на ST-2110 для одного из самых крупных каналов. Реализуются несколько каналов UHD на нашей линейке оборудования, в том числе для ЧМ 2018. На одном из крупных каналов инсталлирована EV Edge – платформа с виртуальными сервисами, кроме того, продаются и наши традиционные SDI-решения, RF матрица 64×192.

4. Как ни странно это звучит, но я думаю, что 8К начнет свое существование, как метод удешевления производства так называемых B-level спортивных соревнований: мы уже начали продавать это решение. Устанавливается 8К-камера стационарно с углом обзора всего поля, подключается к нашему серверу Dreamcatcher и записывается изображение. Используя систему, которую Evertz первым предложил рынку более 4 лет назад – Zoom и Tracking, операторы работают с полем 8К и показывают 1080P/I выход, на котором воспроизводится, как несколько камер «гуляют» по полю, отображаются zoom, follow play. В результате процесс съемки сильно удешевляется и осуществляется качественная трансляция спортивного события (в случае если у канала нет средств на инсталляцию полноценной ПТС).

5. Ответ может охватывать два разных направления: процесс производства и процесс потребления контента. Раскрывая первый аспект, традиционное телевидение (SDI) никуда не уйдет еще долгое время. Строить производство на основе IP только для того, чтобы оно было на IP, не имеет смысла: телевизионные каналы, которые работают в SDI и собираются немного расшириться, конечно, закупят пару SDI-карт и будут продолжать свое производство. Но если разговор идет о новой площадке, масштабном апгрейде, то имеет смысл внедрение новых технологий. Говоря о процессе потребления контента, когда я захожу в метро и вижу больше 2/3 пассажиров в телефонах и планшетах, когда сам иногда предпочитаю какой-нибудь онлайн-кинотеатр линейному каналу, возникает вопрос – как долго продержится вещание, в котором не зритель, а канал определяет расписание просмотра? Сразу вспоминается прошлый век, когда телевидению было предначертано убить кинотеатры. А каков результат? Мы в XXI веке, и борьба за потребителя между телевидением и кинотеатрами продолжается. Линейное ТВ будет вооружаться новыми стратегиями в борьбе за лояльность, но оно будет жить. Так же, как до сих пор живет радио… Нам – потребителям – иногда хочется не напрягаться в поиске контента: иногда мы хотим просто сесть на диван и, полистав каналы, остановиться на чем-то интересном или же по привычке посмотреть любимый сериал, программу. Телевидение таким как мы его знаем, потеряет часть своих клиентов, но никогда полностью не умрет!