Интервью с руководителем отдела технического развития службы генерального продюсера «Первого канала» Дмитрием Волковым (ТКТ №07/675 2016)

– Как начинался Ваш путь на «Первый канал»? Вы из «телевизионной» семьи?

Я родился первого апреля, как и «Первый канал» (может, это судьба?..).

Родители мои к телевидению не имели ни малейшего отношения. К моему нынешнему статусу на телевизионном поприще вела целая цепь событий, иной раз случайных, но в целом сплотивших характер, образование, опыт работы и мое желание заниматься инновационными технологиями.

Все мое детство и юность прошли в Одессе, это было счастливое время в городе оптимизма, солнца и моря. В 1971 году с золотой медалью окончил 25-ю школу, к слову, одну из лучших одесских школ.

С выбором профессии определиться было нелегко. Меня интересовали многие направления. Но так как моим любимым предметом в школе была физика, я поступил на инженерно-физический факультет Одесского политехнического института.

– Почему с золотой медалью не замахнулись на МГУ?

Я не склонен к научной работе. Для того чтобы добиться в науке значимых высот, нужно быть либо гением, либо «кротом»: методично, настойчиво, из года в год заниматься исследованиями, целиком и полностью отдаваться научному процессу – это не свойственно моей натуре, и, увы, я не гений. Тратить годы на защиту диссертации мне не хотелось, и становиться ученым не собирался. Поэтому в вузе хоть и учился очень хорошо, студентом-отличником не был.

«Цель у меня была иная. Я хотел получить фундаментальные, системные знания, которые позволили бы в дальнейшем применять их в любой из областей будущей профессиональной деятельности».

В 1976 году я окончил институт. Мне был предоставлен свободный выбор в распределении. Тяга к покорению труднодоступного и романтика сделали свое дело – я пошел в радиослужбу судов загранплавания.

– Это был военно-морской или торговый флот?

Рыболовецкий. Мы ходили на большом рыбоморозильном траулере. В радиослужбе на каждом большом траулере предусмотрен специалист по гидроакустике и радионавигации.

Было очень интересно. Но трудно физически и морально. Океан, юго-восточная Атлантика, климатические условия суровые. Шторма по несколько суток подряд, работа практически без сна. Семь месяцев рейса берег видели иногда и издалека.

Я до сих пор с какой-то больной ностальгией вспоминаю этот год в океане, и до сих пор мне это снится.

В материальном плане работа оплачивалась беспрецедентно высоко для того времени, но в профессиональном плане это была простая эксплуатация и ремонт судовой радионавигационной и гидроакустической техники. Такая работа за год приелась и не давала никакого развития.

%d0%a1%d0%bd%d0%b8%d0%bc%d0%be%d0%ba-%d1%8d%d0%ba%d1%80%d0%b0%d0%bd%d0%b0-2016-09-14-%d0%b2-11-56-53

Как Вы пришли на телевидение?

Летом 1977 года, вернувшись из рейса, узнал о наборе инженеров на Олимпиаду 1980 года Центральным научно-производственным объединением «Каскад». Я прошел, и началась абсолютно новая жизнь.

Задачи к Олимпиаде-80 были поставлены от глобальных – разработка телерадиокоммуникационной структуры и соответствующих телерадиокомплексов – до конкретных: телерадиоаппаратных обеспечения освещения Олимпийских игр. Разработкой занимались отечественные специалисты ключевых профильных НИИ.

– А в чем состояли именно Ваши задачи?

Меня откомандировали в Ленинградский НИИ в группу разработки Олимпийского телерадиокомплекса (ныне «АСК-3 Останкино»), занимался разработкой конфигураций аппаратных и комплексными решениями. Практиков, участвовавших в организации освещения спортивных мероприятий мирового уровня, у нас не было. СССР, границы закрыты. Никакого обмена опытом, никакого привлечения иностранных специалистов. Мы строили новую систему, опираясь только на данные исходных технических требований. Однако нам удалось разработать и внедрить уникальные комплексные технические решения.

С 1978 года начались наши работы в Москве по внедрению разработок: инсталляция, запуск и настройка аппаратных и всего комплекса в целом. Работы по подготовке и освещению Олимпийских игр производились с огромным напряжением. В итоге была обеспечена оперативная и качественная грандиозная работа, соответствующая мировому уровню.

После Олимпиады совместно со специалистами Телевизионного технического центра (ТТЦ) занялись кастомизацией технологий и переориентировкой структуры Олимпийского комплекса для насущного постоянного применения Гостелерадио. Пришлось пересмотреть весь концепт, предложив наиболее эффективное использование громадного количества имеющихся технических средств. На это ушло более года.

– Этап «Олимпиада-80» завершился?

Да, и в 1982 году я пришел работать в ТТЦ, в отдел технического контроля. Это последняя инстанция, которая была над всеми подразделениями, подчинялись мы только генеральному директору. В наши функции входил контроль качества не только телевизионного и радиоэфира, но и процесса их подготовки. Одновременно с этим мы предлагали и разрабатывали идеи модернизации для усовершенствования производства и структуры предприятия. Здесь, под шефством моего уникально работоспособного и прогрессивно мыслящего руководителя, я приобрел бесценный опыт организации и управления огромной «телерадиофабрикой», стал заместителем начальника отдела и проработал до 1989 года.

Затем мне предложили возглавить творческое подразделение – отдел звукорежиссеров телевидения. Это была очень интересная работа с интересными людьми – в отделе работали выдающиеся, талантливые личности. Тогда существовало только Центральное телевидение. Подразделение было централизовано, звукорежиссеры в зависимости от жанровости, в которой они работали, приглашались из отдела, мы предоставляли специалистов высочайшего класса по любому жанру, умеющих, благодаря своему богатому опыту, решать любую режиссерскую задумку. Отдел звукорежиссеров был чрезвычайно большой – 196 человек.

«Звукорежиссеры – это «штучные» создания, как музыканты-солисты.»

Несколько позже начали появляться новые вещательные каналы. Между каналами росла конкуренция. Каждый из них имел свои определенные жанровые и творческо-тематические акценты. Каналы обретали самостоятельность, каждому хотелось иметь собственных специалистов, операторов и звукорежиссеров, не заказывая их в сторонней организации. Это естественное желание каждой компании.

В результате появления новой среды быстро растущих различных производящих и вещательных телевизионных компаний стало ясно, что удержать централизованную структуру звукорежиссеров для всех компаний не представляется возможным, к моему великому сожалению. Около года я занимался реструктуризацией отдела – распределением звукорежиссеров по телекомпаниям с учетом персональных критериев, пожеланий и приглашений от компаний.

Это был Ваш промежуточный финиш в карьере?

Да. И я в 1997 году прошел конкурс на работу в ОРТ. Мне доверили возглавить внедрение и организацию эксплуатации автоматизированного эфирного комплекса ОРТ. Мы брали на себя все больше и больше функций, в том числе и те, которые выполнялись с помощью аутсорсинга (ранее работы по технологическому обеспечению и выдаче в эфир выполнял ТТЦ). Родилась новая отдельная структура с абсолютно четкой организацией подготовки и выдачи в эфир. Дошел я до заместителя директора главной дирекции программ. А в 2001 году к нам на канал генеральным продюсером канала пришел Александр Анатольевич Файфман. В этом же году он предложил мне возглавить отдел технического развития канала. Я согласился, и с 2001 года руковожу отделом технического развития службы генерального продюсера «Первого канала».

%d0%92%d0%be%d0%bb%d0%ba%d0%be%d0%b2-%d0%a1-%d0%bc%d0%bb%d0%b0%d0%b4%d1%88%d0%b8%d0%bc%d0%b8-%d0%b2%d0%bd%d1%83%d0%ba%d0%b0%d0%bc%d0%b8

Еще в 1990 году я окончил Московский финансовый институт без отрыва от производства. Когда интересно, учиться я всегда любил. Получил еще одно высшее образование – закончил факультет управления производством.

– Пригодилось?

Да, пригодилось, до сих пор эти знания мне полезны. В нас закладывали основу экономики и финансов. Ведь независимо от того, какая экономическая ситуация в данный момент, эти основы всегда одни и те же. Понимание того, что дешевле – далеко не всегда выгоднее; быстрая прямая окупаемость – неоднозначный параметр; в какой ситуации эффективно применение аутсорсинга; знание прочих экономических аспектов – всегда полезно.

«Очень многое зависит от людей. Они всегда важнее, чем железо и программное обеспечение. Моя гордость – сформированный годами профессиональный коллектив. У каждого из специалистов – глубочайшие профессиональные знания в определенном секторе, своей командой мы можем воплощать самые сложные и дерзкие задачи».

Если бы мне задали вопрос: какова Ваша профессиональная цель? – я бы ответил, что цель преследуется одна – сделать телевидение и наш канал более привлекательным для телезрителей.

Нам есть чем гордиться – наш канал первым в Российской Федерации внедрил ряд важных для телезрителей инновационных технологий: это круглосуточное вещание, вещание со стереозвуком, пакет тематических каналов «Цифровое семейство», широкоформатное вещание 16х9, вещание в формате высокой четкости, комфортное соотношение громкостей звука, многоканальное звуковое сопровождение 5.1. Мы разрабатываем и вводим уникальные проекты в сфере подготовки и вещания, обеспечивающие эффективность производства, но это остается для зрителей «за кадром».

%d0%92%d0%be%d0%bb%d0%ba%d0%be%d0%b2-%d0%b7%d0%b0-%d1%88%d1%82%d1%83%d1%80%d0%b2%d0%b0%d0%bb%d0%be%d0%bc

– Удалось ли Вам самореализоваться, достичь поставленных целей?

Я в процессе. Со своими коллегами и товарищами обеспечивал, обеспечиваю и, надеюсь, смогу и далее обеспечивать устойчивую, положительную и прогрессивную динамику развития технологий телевидения. Этот путь бесконечен, и тут невозможно достигнуть цели. Цель завтра всегда выше нынешней. Если меня спросят, осуществил ли я свою мечту, я отвечу, что каждый день ее осуществляю и никак до пика не дойду, и слава Богу.

Мне чрезвычайно повезло с командой и компанией, где я работаю. У меня самые талантливые в нашем телевизионном мире руководители: Константин Эрнст и Александр Файфман. Благодаря им наш корабль идет «Первым». И пока его никто не может обогнать по большинству критериев, которые предъявляет рынок. Техническое качество нашей картинки и звука – наивысшие на российском рынке. Это общепризнанный факт.

Состоялась ли Ваша семья?

Состоялась, но семья – это эволюционный процесс с появлением новых валентностей. Когда мы влюблялись – мечтали, чтобы у нас была семья. Когда она появилась – мечтали, чтобы дети выросли порядочными людьми. Они выросли – мечтаем, чтобы они создали семьи, потом мечтаем о внуках. Все это эволюционно. Я счастлив, что у меня есть продолжение – дети и внуки.

– А Вы только «Первый канал» смотрите?

На работе у меня все время включен «Первый». Утром дома я встаю и включаю «Первый канал», чтобы узнать, где сегодня стоит наша мобильная студия. Фрагментарно посматриваю другие каналы – интересно, есть ли что у кого нового.

Дома обожаю слушать и смотреть Blu-ray диски – видеоконцерты хорошей музыки: классику, джаз, блюз, рок. Я получаю истинное наслаждение. Оборудование и тракты подобраны и настроены образцово, все-таки это моя стихия.

Дарья Куркина

Дмитрий Волков родился 1 апреля 1954 г.

В 1976 г. окончил Одесский политехнический институт.

В 1977–1982 гг. работал руководителем группы в центральном научно-производственном объединении «Каскад». Принимал активное участие в проектировании, внедрении и авторском надзоре Олимпийского телевизионного и радиовещательного комплекса (ОТРК).

В 1982–1989 гг. перешел на работу в Телевизионный технический центр (ТТЦ) в ОТК телерадиовещания на должность начальника смены, а затем заместителя начальника ОТК.

В 1990 г. окончил Московский финансовый институт.

В 1987-1997 гг. возглавлял отдел звукорежиссеров ТТЦ.

В 1997 г. перешел на работу в ОРТ. Возглавил внедрение и организацию эксплуатации автоматизированного эфирного комплекса ОРТ.

С 1997 по 2001 г. прошел путь от руководителя отдела «Эфир ОРТ» до заместителя главного директора главной дирекции программ ОРТ.

В 2001 г. возглавил отдел технического развития службы генерального продюсера «Первого канала».

Впервые на территории РФ разработаны и внедрены:

– автоматизированный комплекс подготовки рекламы (включая цифровой архив);

– вещание телевизионных программ «Первого канала» со стереозвуком;

– безленточные, нелинейные технологии производства и вещания программ;

– перевод вещания на широкоформатное (16х9);

– вещание федеральной программы в формате ТВЧ;

– вещание с Зимних Олимпийских игр в формате ТВЧ с многоканальным звуком;

– съемка «Парад 70-летия Великой Победы» в формате 4K.

Член технологического комитета НАТ.

[/fusion_text] [/fusion_builder_column][/fusion_builder_row][/fusion_builder_container]