Интервью с представителями компании  Dolby в России и СНГ.

Журнал «Техника кино и телевидения» № 2 2018 (694)
Рубрика «Телевидение. Тема номера»

В этом году представительству Dolby в России исполнится восемь лет. но компания присутствует на отечественном рынке намного дольше, с 1987 года. Какова функция локального офиса?

Алексей Угринович: Совершенно верно, первым партнером Dolby на отечественном рынке, еще по времена Советского Союза, стала киностудия «Мосфильм». Они по-прежнему наши близкие друзья: в прошлом году мы отметили 30 лет плодотворного сотрудничества. В 2016 году «Мосфильм» обзавелся собственной сту дией перезаписи премиум-класса Dolby Atmos Premiere. Собственный офис открылся 8 лет назад, потому что изменилась концепция развития головной компании. Было принято решение, что Dolby должна стать ближе к локальным клиентам. Всегда проще, когда вопросы, включая инженерные, решаются людьми, говорящими на одном языке. Вдобавок, мы высоко оцениваем потенциал рынка России и СНГ. Хочу подчеркнуть, что наш офис обслуживает не только Россию, но и страны, входящие в Содружество.

Чего вам удалось добиться с момента основания компании к настоящему времени?

Алексей Угринович, генеральный директор компании Dolby в России и СНГ

Алексей Угринович: Компания Dolby была основана инженером-изобретателем Рэем Долби и зарегистрирована в Великобритании в 1965 году. Первым продуктом компании стала система шумоподавления Dolby Noise Reduction для пленок. Технология получила широкое распространение, и в 1970-е годы практически все усилители, магнитофоны имели кнопку, на которой было написано Dolby.

На данный момент в компании работает чуть более 2000 человек, и примерно 30% из них – инженеры, так или иначе задействованные в создании новых реше ний, разработка которых идет постоянно. В России мы представляем всю линейку продуктов Dolby, включающую в себя наши традиционные кодеки Dolby Digital и Dolby Digital Plus. Но сегодня мы хотели бы остановиться на таких разработках, как Dolby Atmos – иммерсивном объемном объектно-ориентированном звуке, и Dolby Vision – премиальном варианте HDR.

Обе эти технологии пришли из кино. На протяжении долгих лет никаких революционных изменений в кинозвуке не было. Разве что 7.1-канальные системы появились взамен 5.1-канальных. Голливудские киностудии обращались к нам с вопросом, как можно улучшить звук в кино. Многие конкурирующие компании пошли по пути увеличения количества каналов: 11.1, 13.1. Но проблем в таких инсталляциях становилось только больше – увеличение количества каналов не всегда обещает улучшение звука. Потому что каналы начинают еще сильней влиять друг на друга. Тогда Dolby предложила принципиально новый подход – Dolby Atmos.

В данной системе каждый динамик независим и может воспроизводить свою часть фонограммы, добавляются потолочные динамики и тыловые сабвуферы для создания трехмерного звукового пространства. Концепция Dolby Atmos позволяет управлять одновременно 128 объектами и свободно перемещать их в 3D-пространстве: в рамках звуковой сцены может идти дождь, могут 128 птиц петь в лесу в разных местах с разной громкостью, может назойливая муха летать вокруг вас, можно ходить по потолку. Первый фильм с таким сведением «Храбрая сердцем» вышел еще в 2012 году. В России первый зал в формате Dolby Atmos мы открыли в Санкт-Петербурге в кинотеатре «Кронверк Синема» в феврале 2013 года. За пять лет в России и СНГ появилось более 130 залов, и такая стремительная динамика сохраняется. Все больше отечественных фильмов выходит в формате Dolby Atmos, среди них такие лидеры проката, как «Призрак», «Притяжение», «Экипаж», «Викинг», «Анна Каренина», «Ледокол».

Среди последних новинок «Салют 7», «Лед» и «Рубеж». С технологией Dolby Vision связана новая концепция кинотеатров Dolby Cinema, которых пока еще нет в России. Но в ближайшее время мы сделаем серьезный акцент на данном направлении. При использовании лазерного проектора Dolby Vision позволяет в 100 раз увеличить яркость, контрастность и цветопередачу и создать беспрецедентные аудиовизуальные впечатления.

Разумеется, Dolby – это стандарт звука в кино. Становятся ли ваши технологии локомотивом бизнеса в таких сегментах, как цифровое ТВ и онлайн-сервисы?

Борис Курышев, руководитель направления по внедрению телетехнологий компании
Dolby в России и СНГ

Борис Курышев: Контент, единожды закодированный в форматы Dolby Vision и Dolby Atmos одинаково качественно воспроизводится на различных потребительских устройствах с максимально возможным для этих устройств качеством. Например, звукорежиссеру достаточно сделать микс только в формате Dolby Atmos, а 5.1 или стерео версия будет формироваться автоматически на конечных устройствах, в зависимости от возможностей подключенной звуковой системы. Наши технологии работают в различных средах распространения – будь то OTT, IPTV или классическое линейное ТВ. Технологии Dolby помогают полностью раскрыть потенциал любого контента: будь то фильмы, музыкальные клипы, концерты, рекламные ролики, телесериалы или спортивные трансляции.

Если резюмировать, то каковы главные конкурентные преимущества применения технологий Dolby Atmos и Dolby Vision для производителей контента?

Алексей Прохорчук, старший инженер компании Dolby в России и СНГ

Алексей Прохорчук: Концепция Dolby Atmos позволяет производителям контента выйти за рамки привычного сведения звука и, в конечном итоге, воспроизвести звуковую сцену в таком виде, в каком ее изначально задумал режиссер. Повторюсь, что данная технология, как для кинотеатров, так и домашних просмотров, использует принцип объектно-ориентированного звука. В практическом плане это означает, что любой звуковой объект может свободно перемещаться в трехмерном пространстве, что реально приближено к тому звуковому пространству, в котором мы живем. Во время микширования эти объекты выглядят как отдельные дорожки в программе Avid Pro Tools. В свою очередь, для Pro Tools есть специальный плагин, который позволяет реализовать перемещение объектов Dolby Atmos и записать эти метаданные. Благодаря гибкости формата, звук Dolby Atmos можно слушать через гарнитуры и наушники, поэтому не удивительно, что технология пошла дальше фильмов и музыки и нашла воплощение в компьютерных играх. Dolby Atmos уже поддерживают видеоигры как для персональных компьютеров, так и игровых консолей Xbox One.

Борис Курышев: В настоящее время вещатели более-менее успешно переходят на HD, на отраслевых конференциях многие игроки рынка заявляют о начале эры 4K – нового видео формата ультравысокой четкости. Но стоит заметить, что с расстояния 2-2,5 м при диагонали телевизора менее 45-50 дюймов обычный зритель не заметит большой разницы между HD- и UHDизображением. Банальное наращивание количества пикселей в передаваемом видео изображении – довольно затратный и тупиковый, на наш взгляд, процесс, не приносящий столь же значимого прироста в качестве картинки. Технологический переход на новый видеоформат каждый раз требует полного обновления парка домашних воспроизводящих устройств, а также серьезных капиталовложений со стороны вещателей в модернизацию студий, производственных и телевизионных комплексов. Раньше мало кто задумывался, что, помимо увеличения количества, можно улучшить и «качество каждого пикселя». Это стало возможным благодаря возникновению технологий HDR, или по-русски, видео с расширенным динамическим диапазоном. Технологии HDR позволяют использовать значительно большее количество цветов и расширенный диапазон яркости видео, которые обеспечивают более натуральную цветопередачу и большую контрастность. В дополнение к этому, увеличение количества кадров, воспроизводимых в секунду, обеспечивает более плавное движение объектов на экране. Dolby Vision является собственной HDRразработкой компании Dolby, которая позволяет как на данном этапе, так и в будущем, получить изображение максимально высокого качества. Главным преимуществом Dolby Vision, в сравнении с другими форматами HDR, является наличие специальных динамических метаданных, передаваемых вместе с видео потоком. Эти метаданные содержат инструкции к каждому видео кадру, которые используются декодером для максимально точного контроля яркости и цветности изображения на дисплее. Таким образом, технология Dolby Vision не просто позволяет улучшить зрительские впечатления за счет постоянной оптимизации воспроизведения HDR-картинки, но и дает создателям контента больше возможностей для контроля того, как их программа будет выглядеть на экранах.

На рынке появляется все больше и больше гаджетов с поддержкой технологий Dolby. Как развивается ваше партнерство с крупнейшими мировыми производителями потребительской электроники?

Борис Курышев: Сотрудничество с такими компаниями, как Apple, Lenovo, LG, Netflix, Panasonic, Samsung, Sony, TCL, Vestel и др., позволяет Dolby разрабатывать всесторонне продуманные решения, которые снимают барьеры между авторами контента и его потребителями, а также выводит технологии Dolby Vision и Dolby Atmos на совершенно новые рынки. Одним из успешных примеров реализации технологии Dolby Atmos для дома является саундбар Yamaha – high-end-решение, требующее минимального количества звуковых колонок и проводов. Не так давно компания Lenovo объявила о том, что встроила поддержку Dolby Vision в серию ноутбуков ThinkPad X1 – X1 Carbon и X1 Yoga. Таким образом, впервые технологией Dolby Vision были оснащены компьютеры. Алексей Угринович: Постоянно расширяется спектр OEM-производителей, работающих с Dolby Vision. В частности, поддержку данной технологии интегрировала в свой Blu-ray-плеер формата 4K UHD UB820 компания Panasonic, новые продукты со встроенными технологиями Dolby выпустили три китайских OEM-производителя телевизоров. Первым из них стала компания TCL, объявившая о выпуске модели с поддержкой технологий Dolby Vision и Dolby Atmos в Китае. Эта же компания представила новую линейку телевизоров с Dolby Vision для американского рынка. В свою очередь, расширили поддержку Dolby Vision для новых моделей телевизоров компании Hisense и Changhong. Помимо этого, LG Electronics заявила о том, что все ее телевизоры OLED и Super UHD 2018 года будут поддерживать как Dolby Vision, так и Dolby Atmos. Если же говорить об экранах меньшего размера, то в сентябре прошлого года было подписано соглашение с компанией Apple о том, что технология Dolby Vision будет внедрена в линейку новейших «яблочных» устройств. Необходимо отметить, что предложения Dolby по работе с такими ключевыми компонентами Dolby Vision, как динамические метаданные и цветопередача, теперь включены в спецификацию HDR-сигнала в телевизионном стандарте нового поколения ATSC 3.0. Это достижение позволит в перспективе вести прямые трансляции в формате Dolby Vision в мировом масштабе.

Разнообразие предлагаемого контента по-прежнему остается одним из главных слагаемых успеха любого оператора видео услуг. Каким образом вы стимулируете глобальное производство и потребление качественного контента в формате Dolby Atmos и Dolby Vision?

Алексей Угринович: Буквально за последний год, с ростом нелинейного телесмотрения на смартфонах, ноутбуках и планшетах с высокой разрешающей способностью экранов, кардинально изменилось потребительское сознание – появился спрос на высококачественный контент, предлагаемый OTT-провайдерами. Теперь пользователь готов платить за премиальность. Для нас это чрезвычайно важный фактор, так как мы продолжаем работать с ведущими поставщиками потокового видео и видео по запросу, включая Amazon, iTunes, Netflix, Rakuten TV, Tencent Video, VUDU, Okko и др. С другой стороны, мы развиваем глобальное партнерство с крупнейшими голливудскими киностудиями, включая Disney, Lionsgate, Paramount, Sony Pictures. Технологии Dolby Vision и Dolby Atmos начинают набирать популярность в производстве телесериалов. Какой контент выигрывает от внедрения наших решений? В первую очередь, это кино и спортивные мероприятия, при просмотре которых пользователя необходимо погрузить в некую среду. Если говорить о спортивных трансляциях, то технологии Dolby позволяют телевизионным вещателям не просто транслировать контент высокого качества, но и дарить зрителям незабываемые эмоции, повышая тем самым их лояльность. С Dolby Atmos любители спорта становятся частью происходящего. Максимально реалистичный и естественный звук позволяет оказаться в эпицентре игры и «услышать» все в малейших деталях: шум трибун, радостные крики фанатов, удары по мячу и многое другое. В свою очередь, технология Dolby Vision актуальна для спортивных трансляций, так как вещатели зачастую сталкиваются с проблемой недостаточного или избыточного освещения на стадионах. Сверхвысокая четкость изображения в формате Dolby Vision позволяет решить эту задачу. Благодаря использованию Dolby Vision темные участки кадра становятся более детализованными, а яркие и светлые при этом – не искажаются. Все это помогает вещателям транслировать реалистичную картинку и не беспокоиться о погодных условиях.

А насколько успешно решения Dolby Atmos и Dolby Vision применяются в спортивных трансляциях?

Алексей Угринович: Во всем мире эти технологии уже перестали быть экспериментальными. Они получают массовое распространение при трансляции футбольных и теннисных матчей, тестируются в рамках трансляции гонок «Формула1», соревнований по боксу и мотокроссу. Одним из важнейших событий 2017 года в данном направлении стало то, что британские вещатели BT Sport и Sky UK первыми в мире начали использовать Dolby Atmos в регулярном вещании. Особенности технологии позволяют точно позиционировать звук, благодаря чему зрители получают максимально персонализированный и реалистичный опыт от просмотра. Сегодня в формате Dolby Atmos и UHD можно посмотреть все матчи Премьер-лиги, Лиги чемпионов УЕФА, Лиги Европы и Кубка Англии, транслируемые в прямом эфире на канале BT Sport. А телекоммуникационная компания Sky UK запустила платформу Sky Q, которая также позволяет зрителям следить за соревнованиями в формате Dolby Atmos и UHD. Еще один проект, которым мы гордимся, – наше партнерство с телеканалом France TV в рамках открытого чемпионата Франции по теннису 2017 года. Впервые в истории матчи транслировались в форматах UHD, Dolby Vision и Dolby Atmos на телеканале France TV в Париже, а также в других городах через FRANSAT. 2018 год уже стал очередной важной вехой на пути внедрения технологий Dolby: Зимние Олимпийские игры в Корее стали первым спортивным мероприятием в Dolby Atmos, доступным для зрительской аудитории США.

Есть ли у вас опыт сотрудничества с российскими спортивными телеканалами?

Алексей Угринович: Российские спортивные телеканалы хорошо знакомы с нашими технологиями – мы общаемся, показываем им на выставках, как все это выглядит и работает. Вас интересует, что нас ждет в текущем году на Чемпионате мира по футболу? Как Вы помните, в Москве в начале декабря прошлого года состоялся FIFA Broadcast Summit – съезд всех правообладателей на освещение турнира, на котором было объявлено, что в рамках трансляции ЧМ-2018 будут задействованы иммерсивный звук и HDR-технологии без названия брендов.

Кроме коммерческой, ваше локальное представительство выполняет и экспертную функцию. Ведь Dolby входит в большинство профессиональных мировых организаций, является членом «нАт» и «АРПАт» (Ассоциация разработчиков и производителей аппаратуры телерадиовещания), участвует в экспертной деятельности.

Борис Курышев: Совершенно верно, специалисты нашей компании обладают солидным опытом в области аудио- и видеотехнологий и ведут тесную работу с различными международными и региональными организациями (например ITU, EBU, DVB) по вопросам стандартизации, развития и внедрения ТВ технологий. Некорректно говорить о том, что мы участвуем в законотворческой деятельности, обычно мы даем некое экспертное заключение по технической документации и методикам. К слову, нас привлекали для разработки поправок к закону «О рекламе», связанных с ограничением уровня громкости рекламных блоков и анонсов на телевидении и радио. Хорошо, что Россия, вслед за прогрессивными странами, перешла от пиковых измерений уровня звуковых программ на новую систему нормализации громкости. Но в этой сфере еще много проблем, над решением которых придется потрудиться как регулятору отрасли, так и вещательному сообществу. Мы, со своей стороны, всегда готовы оказать консультативную помощь.

Куда, на ваш взгляд, движется отрасль? И как будете меняться вы в соответствии с этими трендами?

Борис Курышев: Все больше и больше стирается грань между различными медиа платформами, будь то линейное телевидение, Smart TV, мобильное ТВ или мультимедийный web-портал, поэтому будущее за универсальными масштабируемыми технологическими решениями, которые могут интегрироваться в самые разные устройства. Неизбежно будет улучшаться качество видеоизображения и звукового ряда. И нам еще предстоит научиться пользоваться всем тем инструментарием, который нам дает цифровая среда и цифровые форматы. Одной из возможностей для дальнейшего совершенствования телевещания мы считаем внедрение технологий HDR, которые гарантируют увеличение яркости и цветности картинки. Прежде чем наращивать количество пикселей и переводить вещание каналов в формат 4К, целесообразно убедиться в том, что разница в качестве изображения будет видна аудитории невооруженным взглядом.

Ежегодно вы проводите премию Dolby Awards, в рамках которой награждаете своих лучших бизнес-партнеров. Удалось ли вам обзавестись новыми партнерами в этом году?

Алексей Угринович: Мы работаем с большинством киносетей и киностудий, и нам приятно видеть в кабинетах их генеральных директоров награды и дипломы Dolby. Все наши партнеры замечательные, и в этом году, как и прежде, мы наградим компании за их революционные прорывы в бизнесе. Говоря о номинантах 2018 года, стоит упомянуть запуск VOD-сервиса Okko – первого российского онлайн-кинотеатра, показавшего фильмы со звуком Dolby Atmos на платформе LG Smart TV. Разумеется, мы отметим лидеров в других категориях, а также не забудем многолетних партнеров, составляющих основу нашего регулярного бизнеса. Ведь каждая наша новинка – это надстройка над базовой бизнес-моделью. Надеемся, что наши партнеры ценят внимание, которое мы им уделяем. Рынок развивается по-разному, и мы всегда рады отметить практический опыт реализации решений Dolby в отдельных его сегментах. Технологий миллионы, но, самое сложное – внедрить их, сделать массовыми. И Dolby, как один из технологических лидеров, очень успешно работает в этом направлении.

 Дарья Новичкова