Журнал «Техника кино и телевидения» № 12 2017 (692)
Рубрика «Телевидение. История»

Riedel Communications – бренд, являющийся синонимом новаторских работ во многих направлениях: телерадиовещание, Формула-1, зимние Олимпийские игры в Сочи и Red Bull Stratos (прыжок из стратосферы), театры, спортивные арены и развлекательные площадки – лишь некоторые из реализованных проектов. Многим и невдомек, что этот известный бренд, залитое светом изображение которого размещено наверху здания штаб-квартиры компании в Вуппертале, был придуман человеком, работающим в скромном офисе, обставленном обычной мебелью. Это предприятие было создано на его собственные деньги. История Томаса Риделя захватывает, а что еще можно было ожидать от человека, начавшего свою карьеру как фокусник и диджей…

«В тот день, когда я умру, я не смогу ничего унести с собой. Но моей последней мыслью будет, что я прожил замечательную жизнь, – говорит человек, личный вклад которого в эту компанию гораздо больше, чем просто надзор за стратегией. – Я восторгаюсь результатами своего труда. Однако если бы я собрал вместе все те моменты, когда мне приходило в голову бросить все – с тех пор, как мы начали бизнес, то таких мыслей не наберется и на один день. Для меня привилегия – это жить такой жизнью, жить мечтой».

Успехи и разочарования в работе и жизни вообще характерны для предпринимателей и тех, кто создал собственное предприятие и сделал все свое существование зависимым от последствий. Для Томаса типично, что и на отдыхе он никогда не забывает о работе: «Я фактически не разделяю рабочее и личное время, все это – моя жизнь».

Празднование 30-летия компании Riedel. Вупперталь, 1 декабря 2017

Действительно, если вы случайно зайдете в головной офис в Вуппертале в нерабочее время, то обнаружите, что он никогда не бывает пуст: «Я часто провожу свое время, когда в здании уже никого нет. Даже если вы заглянете в выходные, то сможете застать меня на вилочном погрузчике: вполне возможно, что я решил навести порядок на складе. Полагаю, это помогает лучше понять, чем занимаются некоторые люди в компании».

В происхождение компании трудно поверить, это удивительная история. «Я основал компанию в феврале 1987 года, а закончил школу только в 1989 году. Это не было четкое решение, определяющее дальнейшую жизнь, а скорее желание с чего-то начать, а там уж как получится. Я никогда не строил глобальных планов», – вспоминает Томас. К 16 годам он организовывал вечеринки, обеспечивая хороший звук и освещение. Томас купил свои первые радиостанции в 1990 году для мероприятия, в котором он одновременно выполнял функции технического работника сцены, исполнителя и оператора автостоянки. Именно для последней роли ему потребовались радиостанции – чтобы направлять поток транспорта на правильные парковочные места. Так он вошел в мир коммуникации, после чего исключил из своего репертуара освещение, звук и магию (хотя потом он и «зажигал» на вечеринках сотрудников Riedel).

«Это было в начале 90-х годов, когда в Европе только стали появляться частные ТВ-станции. Телеканалу RTL, который теперь является, по-видимому, крупнейшим в Европе, потребовались радиостанции. Его представители позвонили мне и спросили, можно ли также подключиться их имеющейся системе двусторонней связи, или интеркому. Мне пришлось искать решение, и в результате было создано устройство RiFace, объединившее в своем названии Riedel и interface».

RiFace хорошо продавался в Германии и Австрии, обеспечивая сопряжение с системами связи, что открыло перед компанией новые возможности. «Затем я приступил вместе с парой друзей к разработке компактной системы интерком, которая была почти готова к концу 1993 года. Именно тогда мне позвонили из организационного комитета зимних Олимпийских игр в Лиллехаммере. Они забыли о системе связи и обратились ко мне в последний момент. Хотя задача была далеко не простой, я сказал «да», что было довольно типично для меня: я не боюсь рисковать. Мы поставили систему связи и радиосистему для церемоний открытия и закрытия».

Ридель смог использовать работу для Лиллехаммера как хороший маркетинговый ход, но он признает, что тут был определенный элемент везения, которое подняло его компанию на более высокий уровень. Он дал интервью местной радиостанции об участии Riedel в зимних Олимпийских играх в Лиллехаммере. «Как раз в это время кто-то проезжал мимо Вупперталя по автобану и слушал это интервью по радио. Это оказался представитель Формулы-1, вероятно, ответственный за проведение автогонок. Сейчас компания обеспечивает связью все команды, плюс ФИА, ее медицинскую группу и так далее».

Отсутствие генерального плана до сих пор никак не сказывалось на росте компании, и гордость Риделя за его успехи определяется подходом, обеспечившим их достижение. То, что он стремится находить и привлекать в компанию нужных людей, является одной из составляющих его большого успеха и, возможно, полностью характеризует Риделя – человека и торговую марку. Общий духовный склад компании: «вместе выигрываем, теряем тоже вместе».

Томас философски относится к успехам и разочарованиям и идет вперед с высоко поднятой головой. «Вы должны столкнуться в жизни с темными моментами, чтобы потом радоваться солнечному свету, – говорит он. – Человек никогда не учится на успехе, а только на неудачах. Поскольку нам приходится изучать многое из того, что мы предполагаем делать в будущем, неизбежны неудачи в определенных направлениях, но это дает нам необходимый опыт. Да, это болезненный процесс, но он нужен для движения вперед».

Это может звучать как философия рисков: дело будет успешным только в том случае, если вы на примере собственных ошибок выработаете правильный подход. Но это личная и чисто человеческая философия, привнесенная в профессиональную область, и она освежает окружающую обстановку, которая так часто страдает от корпоративного бесплодия.

«Мы верим, что совместная работа увлеченных людей принесет желаемый успех. Я неоднократно был свидетелем того, как хорошие бренды в этой отрасли исчезали после того, как они были приобретены более крупной компанией. Я отдаю предпочтение малым и средним компаниям, работающим совместно и создающим великолепные вещи, а не объединению всех решений под одной крышей».

«Даже три года назад я не мог представить себе тех успехов, которых мы смогли достичь за это время, – говорит Томас Ридель. – Однако в действительности для меня ничего не изменилось. Я до сих пор занимаюсь любимым делом, и мои риски весьма ограничены: я начал с нуля, так что ниже этой точки я опуститься не могу».