Интервью с генеральным директором компании Movicom Виктором Пахомовым.

Журнал «Техника кино и телевидения» № 3 2018 (695)
Рубрика «Телевидение. Карьера»

Где Вы получили образование?

Все началось еще в Лицее Информационных Технологий №1533, так называемом ЛИТе — я учился на потоке программистов, получал свое первое — среднее специальное образование – программист-лаборант. Помню тему диплома «Получение конечно-элементной сетки из треугольников с возможным сгущением в заданных зонах». С программистского потока в ЛИТе выпускники, как правило, шли в МГУ: либо на факультет вычислительной математики и кибернетики, либо на механико-математический. Я пошел на мехмат. Мехмат – в первую очередь это образование академическое, фундаментальное, позволяет научиться логически мыслить, ставить вопросы, искать ответы, говорить на языке математики.

Когда непрерывно находишься в среде абстрактных объектов, цифр и формул, в какой-то момент возникает сильное желание все это развить, применить на практике, приложить к этому всему и свою руку. В процессе поисков такого применения себя, на втором курсе я совершенно случайно узнал, что в одной из лабораторий занимаются интересной темой — «мобильными роботами». Я пришёл в качестве студента на экскурсию и так и остался. Там же познакомился с моими будущими хорошими друзьями и коллегами, с которыми мы впоследствии и создали компанию «Мовиком». Это была большая школа, из которой впоследствии вышло много известных специалистов, объединенная вокруг гениального человека — Анатолия Ленского. Колесные, двуногие и шестиногие шагающие роботы, гиростабилизация, навигация и инерциальные системы, распознавание образов. Мы занимались: механикой, электроникой, алгоритмами, программированием всего этого. Все, начиная от модели до конкретного воплощения в реальную конструкцию.

– Вы начинали с программирования?

Сначала был программистом, писал программы для наших роботов, потом потихоньку и электронщиком тоже, затем понемногу начал руководить командами разработчиков. Каждый год мы готовились и участвовали в различных международных конкурсах и соревнованиях, в Чемпионатах Мира и Европы по робофутболу, проводили свой фестиваль роботов в России. В лаборатории всегда ставилась задача быть первыми в мире и это часто удавалось.

Когда встал вопрос о зарабатывании денег, начал работать в разных местах: участвовал в разработке систем кондиционирования российских гражданских самолетов, в разработке первых систем GSM-телематики.

К выпуску из МГУ стало понятно, что сама школа, из которой мы вышли, стареет вместе с ее руководителями. Финансирования практически не было и единственный способ как-то продолжить ее жизнь и развитие – найти коммерческое применение ее разработкам. В первую очередь для этого мы и создали тогда свою компанию.

– Расскажите об этапах создания компании?

В первые годы компания занималась разработкой электроники, компонентов для робототехнических систем, сервоприводами, различными системами управления, например, светодиодными панелями, беспроводными модулями для сбора информации с датчиков. Представлялось, что мехатронные и роботизированные системы будут развиваться, и платформа, компоненты, из которых будут создавать такие конструкции станет ключевым элементом такого развития.

На определенном этапе, в связи с такой нашей деятельностью к нам обратились люди из киноиндустрии с просьбой создать систему удаленного управления трейлером-грузовиком, чтобы скинуть его в реку на съемках фильма. Так как трюк был опасным, стояла задача сделать это без участия каскадеров. Для решения этой задачи как нельзя лучше подошли компоненты нашей «платформы» из области робототехники. Затем последовало еще несколько заказов из области киноиндустрии, потихоньку стало понятно, что в этой области очень богатое поле для применения наших разработок.

Поворотным моментом стало знакомство со знаменитым оператором Сергеем Астаховым и его сыном Дмитрием из Санкт-Петербурга. Астахов уже являлся автором целого ряда гениальных изобретений в области операторской техники, активно использовал классические линейные канатные дороги. Познакомившись с нами, он предложил разработать тросовую систему (камеру-паука), наподобие Skycam Гарета Брауна. Так как Гарет был первым, кто применил подобные системы в телевидении и кино, мы попросили у него разрешение на создание своей системы. Применяя свои разработки в области гиростабилизации и робототехники, у нас была возможность сделать системы на качественно новом уровне. Гарет оказался не против.

Так, после нескольких месяцев работы в Москве в компании, а потом в Санкт-Петербурге в одном из исторических павильонов Ленфильма на улице Тамбасова, рядом с немецкими мотоциклами, ретроавтомобилями, автомобилем еще из «Собачьего сердца» и появилась система Robycam.

Система была представлена в 2008 году на студии RWS в Москве и Санкт-Петербурге и работала вполне неплохо. В отличие от существующих на тот момент в мире Skycam и Spidercam, система была очень легкой и имела третью ось вращения у головы, позволяющую вращать камеру вокруг своей оси по крену, обеспечивать автогоризонт при движении. К сожалению, несмотря на хорошую работу самой системы, поначалу не были учтены несколько критически важных моментов для ее использования в телевидении: предполагалось использование непопулярной тогда беспроводной передачи видеосигнала, не было передачи сигналов RCP для камеры, самих боксовых камер нужного типа, особенно в HD, просто не было в России. На переход к использованию оптоволокна, покупку камеры, изучение и реализацию всех необходимых телевизионных функций ушло еще 2-3 года. Чтобы заработать на все это, заново провести все тестовые съемки, занимались своей исходной деятельностью – производили электронику, главным образом сервоприводы для электропогрузчиков, тележек.

Параллельно с тем, как дорабатывали Robycam, познакомились с известным телевизионным оператором — Николаем Журавлёвым. В частности, по его заказу мы изготовили легкие гиростабилизированные головы Robyhead XS и S для кранов Polecam, вместе с ним и его коллективом разрабатывали и тестировали легкую малогабаритную тросовую 2D-систему Minifly для работы с микрокамерами. Благодаря этому сотрудничеству мы все больше погружались в разработку специальной операторской техники для телевидения. Это серьезная творческая область, в которой есть свой шарм.

В 2010 мы получили заказ на установку системы Robycam на стадионе футбольного клуба из Узбекистана. Проект оказался довольно сложным.

– В чем заключалось сложность проекта?

Погодные условия в Узбекистане налагали существенные дополнительные требования на конструкцию системы. У нас также не было опыта обучения стороннего персонала, с системой, по сути, работали ее разработчики, хорошо знающие, как с ней обращаться. Передать такую систему в чужие руки было серьезной задачей. Но в результате все прошло удачно. Сейчас мы проводим техническое обслуживание и поддержку системы.

Следующим поворотным событием был заказ Robycam от АНО «Спортивное вещание» (ТПО «Панорама»). «Панорама» протестировала систему на Кубке Кремля 2010 года и приняла решение о заказе собственной. Так как к тому моменту мы уже вели активную деятельность в области спецтехники для телевидения, после сдачи проекта возникла мысль о более тесном партнерстве между компаниями. Тогдашний технический директор «Панорамы» Сергей Подлесский и генеральный директор Василий Кикнадзе пригласили меня построить отдел специальной операторской техники, отдел пользователей подобного оборудования, тех, кто с помощью всех этих технологий создает на площадке конечную картинку. Поставленные цели поражали — подобных коллективов, специализирующихся на всем спектре телевизионной спецтехники, практически не было в мире. Совмещать было непросто, но уж слишком интересной и амбициозной была задача. «Панорама» снимала практически все спортивные события в России на протяжении нескольких лет, а также многие события за рубежом. Универсиада в Казани 2013, тестовые соревнования, Олимпиада и Паралимпиада в Сочи 2014, ЧМ по водным видам спорта 2015 в Казани, огромное количество Чемпионатов мира, Этапов Кубков мира по самым разным видам спорта. Это были очень продуктивные годы, и я очень благодарен за них пригласившим и окружавшим меня в «Панораме» людям, они многому меня научили.

После Олимпиады в Сочи и ликвидации «Панорамы» мы решили сконцентрироваться на построении собственного подразделения услуг, специализирующегося не только на российском, но и на международном рынке. Сейчас у нас есть заказчики как в России, так и за рубежом. Высокая конкуренция подстегивает нас совершенствоваться, заниматься сертификацией нашей продукции, обучением работе с нашими продуктами.

На данный момент у компании три основных подразделения:

Products & Solutions занимается разработкой и продажей нашей продукции для телевидения и кино; Production Services оказывает полный цикл услуг по телевизионной съемке, в том числе нашими специальными камерами; Movicom Electric занимается разработкой систем управления современными аккумуляторными батареями, а также силовой электроникой.

Кроме этого, в МГУ у нас есть небольшой центр инновационного творчества для школьников и студентов.

– Вы работаете на телевидении и в индустрии кино?

Да. Недавно одна из наших систем участвовала в съемках российского блокбастера, выходящего в прокат в апреле этого года.

Мы и ранее принимали участие в съемках ряда кассовых российских фильмов, вместе с Сергеем Астаховым занимались оборудованием для съемок в интерьере машины в «О чем говорят мужчины» и других фильмов.

Кино в плане использования специальной операторской техники – это каждый раз творчество. Каждый случай в своем роде уникален и требует отдельной доработки, участия разработчиков и технических специалистов. Где-то требуются технологии motion control, а где-то канатная дорога на 2 километра.

Главное отличие для нас между кино и телевидением в том, что в кино, если что-то пошло не так, как правило, можно переснять. На телевидении так не получится, снимать нужно качественно здесь и сейчас, в любую секунду и техника, и люди: все должно быть готово.

– А какие из международных рынков Вам интересны? 

Стараемся работать везде, наибольший интерес, конечно, в Европе и Азии. Североамериканский рынок очень интересен, часть продукции в области электроники поставляем сейчас в Калифорнию.

– На каких стадионах России уже есть ваши тросовые системы?

Стационарно система Robycam 3D установлена и активно работает на стадионе ФК «Краснодар», также одна система Robycam 2D стоит в центре спортивного образования «Самбо-70» в Москве. У подобных стационарных установок есть своя специфика, как правило, разрабатывается специальный проект — лебедки и троса на объекте максимально прячутся для того, чтобы не мешать зрителям.

– Большой штат в компании Movicom?

На данный момент постоянного персонала у нас порядка 30 человек и ещё человек 20 работают в статусе фрилансеров.

– Можно ли к Вам прийти, если ты только-только окончил институт? Вы берёте студентов на работу?

Да, конечно. Мы очень заинтересованы в подобных кандидатах. Если человек приходит, потому что ему интересно, потому что хочет создавать, расти и совершенствоваться, и готов тратить на это свои силы и время, то, как правило, тогда наше сотрудничество успешно.

– Чем занимаетесь в свободное время, когда оно есть? Есть любимое дело?

Во-первых, когда занимаешься таким творческим делом, то это большая часть твоей жизни, ты не воспринимаешь это как рутинную работу. Когда видишь, что твои изделия активно используются, когда люди, с которыми ты работаешь, успешны, чего-то достигают, то это невозможно воспринимать как какие-то обязанности. Мне нравилось ездить на мероприятия и общаться с людьми, там своя атмосфера. Люблю заниматься яхтингом, плаванием, лыжами.

– Что Вы цените в своих коллегах?

Настрой на то, чтобы создавать и учиться, делать мир лучше и интереснее. Если настрой есть, остальное – дело техники. Настрой на успех – это самое главное.

– Вы как руководитель уступчивы или стоите всегда на своем?

У меня свое сформированное мнение и представление, и просто так я от него отказываться не буду. Но если мои коллеги предлагают что-либо интересное и разумное, либо я просто не прав, что конечно случается, безусловно, я всегда готов уступить. Главное – общее дело и результат, поэтому в целом я за то, чтобы учитывать мнение каждого из своих сотрудников.

– Что самое сложное в вашей работе? 

Терпение, стоящие вещи требуют времени, а конечно хочется, чтобы все реализовывалось побыстрее.

– Какие, на Ваш взгляд, качества необходимы для такой должности как Ваша?

Думаю, для генерального директора главное иметь видение картины, идеи деятельности компании.

– Какое дальнейшее развитие в России Вы видите для Вашей компании? 

Предполагаем дальше развивать и укреплять ту базу знаний, которая идёт еще от нашей научной школы, развивать команду, которая будет работать в сфере разработок и сфере услуг на самом профессиональном уровне. Будем укреплять наше сотрудничество в области спецтехники с другими российскими компаниями, производящими контент, в услугах концентрироваться на производстве определенных сегментов, видов спорта, технологиях дополненной реальности и конечно иностранных заказчиках в РФ.

– А Вы планируете открыть филиал где-нибудь? 

У нас уже есть активный филиал в Италии. Также есть активные партнеры с нашей техникой в Китае, Японии и Германии. Пока нам достаточно, но в дальнейшем все возможно.

Какой последний реализованный проект в России и за рубежом Вы можете назвать?

Вот совсем недавно работали на товарищеских матчах Россия-Бразилия в Лужниках и Германия-Бразилия в Берлине на историческом стадионе Олимпиаштадион, Этапы Кубка мира по биатлону в Тюмени и Рупольдинге, Финал Европейской Лиги Чемпионов в Швеции, Фестиваль «Сан-Ремо» в Италии. Матч Германия-Бразилия снимали вместе с Vizrt с технологиями дополненной реальности.

– Какая для Вас выставка наиболее значимая? 

IBC.

– А что насчёт NATEXPO?

Мы думаем над участием, но нам не всегда хватает людей и временных ресурсов. Сейчас заметно, что в России есть оживление в сфере телевидения.

Вы счастливы?

Да, безусловно. Очень рад тому, что я делаю, что мне удалось сделать, в каком обществе нахожусь. Но впереди ещё много всего, что хочется сделать!

 

Ольга Владимирова