Интервью с заместителем генерального директора, главным инженером ФГУП «Киноконцерн «Мосфильм» Игорем Богдасаровым.

Журнал «Техника кино и телевидения» № 7 2017 (687)
Рубрика «Кино. Карьера»

– Игорь Львович, Вы уже почти 20 лет работаете на «Мосфильме». Как пришли в киноконцерн?

На тот момент не было 34 года, я работал в небольшом строительном кооперативе. Вообще по образованию я строитель – в 1988 году закончил Московский институт инженеров транспорта. Учился строить мосты и тоннели – на мой взгляд, очень романтичная и интересная профессия. Учеба была сложной, но увлекательной – много практики, много поездок по стране, много положительного опыта во время работы на стройке обычным рабочим.

Во время дальних командировок удалось посетить Красноярск, Барнаул, Запорожье, Симферополь, БАМ. Очень много работал в Подмосковье. Даже картошку приходилось убирать в сельхозотряде. О временах студенчества у меня остались самые приятные воспоминания.

Дальше последовал довольно стандартный путь. По распределению пошел работать в проектный институт, где провел три года, как положено. В 1991 году ушел в строительную компанию – мосты, конечно, не строил, но все же специфический опыт приобрел довольно весомый. Занимался как проектированием, так и строительством. Потом – коорператив. После кооператива вернулся в строительную компанию, где снова попал в отдел проектирования. То есть перед «Мосфильмом» сменил три места работы. А в 2000 году пришел на «Мосфильм».

Презентация новой студии перезаписи Dolby Atmos для журналистов

– Вас пригласили на «Мосфильм», или Вы сами нашли эту работу?

Я увидел объявление, что на «Мосфильм» требуется специалист по обслуживанию съемочных павильонов. Приехал – и понял, что пропал. Меня буквально заворожило это место. Хоть я претендовал на техническую должность, но и меня поглотила волшебная атмосфера создания кино. Тут невозможно не проникнуться творчеством, тут нет той рутины, которая была в начале моего карьерного пути, когда меня позвали обратно в институт, а строить шаблонные дома мне совершенно не хотелось. Я жаждал большего во всех смыслах. А на «Мосфильме» на один квадратный метр площади – самая высокая концентрация в мире выдающихся людей, и это не могло не влиять на нас, технарей.

На стартовой позиции инженера-диспетчера я проработал год, после чего Владимир Петрович Рясов, тогда замдиректора по административно-хозяйственным вопросам, пригласил меня к себе помощником. А спустя год мне предложили возглавить цех, отвечающий за декорации. Два года я

отработал на этой позиции. И мне несказанно повезло – за это время я реализовал три очень крупных проекта. Первая крупная декорация – это старая Москва, которую показывали Владимиру Владимировичу Путину. Показывал не я, конечно, а Карен Георгиевич, но мне было приятно, что президент видел результат моей работы. После этого были декорация из фильма «Волкодав» и павильон для картины «Плен», в американском прокате она называлась «Captivity».

Весной 2005 года мне предложили занять должность главного инженера. Я, конечно, принял это предложение. И вот с тех пор я стараюсь направлять все свои силы на то, чтобы приносить пользу «Мосфильму». В мае будет уже 12 лет, как я работаю в этой должности.

Самое главное, что в кино ты проживаешь каждый день по-новому. Не бывает двух одинаковых декораций, даже двух окон одинаковых не бывает. И еще постоянная смена декораций дает дополнительную энергию и интерес к жизни и работе.

Открытие недели фильмов Мосфильма.
Бразилия, Сан-Паулу, ноябрь, 2014 год.

– Что было сделано за время Вашего пребывания на должности главного инженера?

Много сделано, и это не моя заслуга. Генеральный директор поставил перед нами задачу построить студию – «лучшую студию в мире», как мы говорим, и создать техническую базу, позволяющую воплотить любую творческую идею. Можно полностью снять фильм, не выходя за территорию «Мосфильма». Наши клиенты могут получить любую услугу, которая нужна для кино. Моя обязанность заключается в том, чтобы поддерживать и обновлять всю техническую базу.

Самое серьезное, что произошло за время моей работы в этой должности в киноиндустрии – это переход с аналогового на цифровое изображение. Кстати, в звуке цифра победила гораздо раньше и совсем безболезненно, но, несмотря на это, музыканты все-таки до сих пор предпочитают записываться по старинке. Но в кино полностью властвует цифра. Она повышает производительность труда, облегчает и ускоряет работу, но предъявляет к специалистам дополнительные требования. Гораздо легче изучить аналоговый проектор, чем цифровой. Цифровой проектор – это сложнейшая вещь, чего стоит один сервер, программное обеспечение и т. д. Благодаря цифре не нужно экономить пленку, можно снять много материала и спокойно хранить его неограниченное время.

Цифра дает свободу и не ограничивает в количестве кадров. Но нужно понимать, что с цифрой будут постоянно меняться носители.

– Какие последствия повлек за собой переход на цифру?

Пришлось сократить определенное количество сотрудников, занятых в пленочном процессе. Это было огромной проблемой для «Мосфильма». Людей мы сокращали постепенно, в установленном законом порядке, конечно же. Многие переквалифицировались и остались на «Мосфильме».

Сократили лабораторию обработки пленки – огромный цех, очень весомое в финансовом смысле и сложное подразделение. Там работало 150 уникальных специалистов со специфическими знаниями. Эта работа очень ответственная, особенно при проявлении пленки. Вспоминаю разные, в том числе печальные случаи, когда, например были проблемы с пленкой с кадрами уходящей натуры, а конкретно – поздней осени. А на момент брака пленки уже выпал снег, и переснять не было возможности.

Нам очень жаль, что лаборатория закрылась. Со всех точках зрения она мне была близка.

Фестиваль классических фильмов. Мосфильм представляет отреставрированную картину Иван Грозный.
Лион, Франция

– Вы построили новую студию перезаписи?

Да. Мы ее только что закончили. Она создавалась по проекту английского акустического бюро White Mark под руководством акустика и архитектора Дэвида Белла (David Bell). Это студия в формате Dolby Atmos. Размеры студии – 16 на 12 м, объем – более 1300 м3. В студии находится огромный экран – 11 м шириной и 7 м высотой. Установлен пульт Avid S6 Dual Operators с двумя рабочими местами. Новая система коммутации, 48 звуковых каналов, объектное позиционирование звука – каждая колонка направлена в определенную точку. По мнению Dolby, это одна из лучших студий в мире и по уровню оборудования, и по объему.

Поразила прежде всего скорость строительства и инсталляции – с момента начала проектирования до старта первого проекта прошло всего четыре месяца.

Еще у нас активно развивается отдел компьютерной графики, и мы гордимся тем, каких успехов добились. Пока что компьютерная графика не может полностью заменить съемку, но и съемка не может обойтись без нее. Наша работа состоит в том, чтобы не испортить магию фильма и чтобы художник смог воплотить в жизнь свой замысел.

– Что самое интересное в работе?

Мне нравится углубляться в конкретное направление, но, к сожалению, это редко получается – необходимо уделять внимание всему процессу в целом. Моя работа в основном состоит из общих вопросов и стратегических.

Интересно работать с людьми. В коллегах я ценю порядочность, компетентность, увлеченность в работе.

В любой работе бывают неудачи. Их нужно уметь переживать. У меня не очень хорошо это получается. Но, как человек опытный, понимаю, что если ты будешь стараться и добиваться, то результат будет положительным.

– Понимаю, что «Мосфильм» – это любимая работа, от которой невозможно устать, но все же – как отдыхаете от нее?

Когда я не работаю – люблю встречаться с друзьями, заниматься спортом, особенно вместе с ребенком. Вместе ходим на каток, катаемся на лыжах и плаваем в бассейне. Летом – на велосипеде.

Но вообще мне не хватает общения с людьми. Хочется, чтобы было больше друзей и интересного общения.

Дарья Куркина