Журнал «Техника кино и телевидения» № 11 2017 (691)
Рубрика «Телевидение. Проект»

Проект, о котором рассказывается в этой статье, сегодня уже в эфире. Несколько лет назад руководством телекомпании была принята «Программа технического развития АО «ТВ Центр» в условиях перехода на цифровое вещание и производство в формате высокой четкости». Программа предусматривает серьезное обновление производственной и вещательной базы телеканала: аппаратно-студийных блоков и автоматизированного вещательного комплекса, комплекса телеобмена и АКВЛ, информационного комплекса и комплекса постпродакшен. В рамках этой программы построен новейший комплекс виртуальной реальности.

Многие уже слышали и даже знакомы с техническими особенностями и этапами реализации проекта «Модернизация студийного оборудования для производства программ Аппаратно-студийного блока АСБ-3» – это его полное название, а теперь пришло время открыть подробности и детали. На момент старта программы АСБ-3 обладал сильно изношенной техникой, часть которой уже не поддерживалась производителями. При этом в АСБ-3 требовалось производить три программы, имеющие абсолютно различное оформление и декорации.

В то же время телеканал нуждался в новейших технологиях подачи телезрителям оперативной информации. Имелись и другие противоречия, но главное, что все это должно происходить в студии площадью всего 50 м2, не имеющей ни «кармана» для декорации при ней, ни склада поблизости. В итоге, как это ни парадоксально при имеющемся многообразии противоречивых требований, было выработано решение, удовлетворяющее всех – при модернизации АСБ-3 создать мощный современный комплекс виртуальной реальности.

С самого начала стало понятно, что для воплощения в жизнь таких масштабных изменений необходимо использовать современные методы управления проектами. Поэтому мы начали с изучения лучших практик* по управлению проектами, формализованных в таких стандартах, как PMBoK, ГОСТ Р 54869-2011, ГОСТ Р 54871 – 2011 и др. Сформировали проектный офис, разработали и внедрили методологию управления проектами и только потом приступили к реализации «Программы технического развития АО «ТВ Центр». Проект модернизации АСБ-3 мы начали с формирования команды проекта, внутри которой четко распределили роли и полномочия. Сразу определили цели проекта, причем как стратегические, так и оперативные.

Стратегические цели наследовались из программы технического развития, а оперативные определялись необходимыми функциональными характеристиками, художественными замыслами, удобством работы творческого и технического персонала, а также унификацией и преемственностью между уже имеющимся и новым оборудованием. Все, вплоть до мельчайших деталей, было закреплено в уставе проекта, где были учтены не только цели проекта, критерии успешности, сроки и привлекаемые ресурсы, но даже такие, на первый взгляд, малопрогнозируемые параметры, как ограничения и возможные риски. В этом проекте мы впервые максимально формализовали все параметры, что позволило спрогнозировать и управлять, казалось бы, непредсказуемыми внешними рисками, такими как снижение финанси рования, резкое изменение курсов валют и даже возможность введения международных санкций.

После этого проектная команда приступила к сбору требований, определению приоритетов и систематизации всех пожеланий. В это же время началось плотное взаимодействие с несколькими системными интеграторами и вендорами. А руководитель проекта обеспечивал выполнение стандартных (по PMBoK) процессов при реализации проекта, таких как: – управление стоимостью, сроками, содержанием и объемом; – управление качеством; – управление коммуникациями; – управление рисками; – управление интеграцией. Перед объявлением конкурса проект прошел многоэтапную защиту и проверку как у руководства нашей телекомпании, так и в различных департаментах исполнительной власти Москвы, где была доказана целесообразность и детально обосновано вложение средств. Победу в конкурсе на создание комплекса одержала компания Vidau Systems.

Сейчас, оглядываясь назад и анализируя сделанное, скажу, что из всех интеграторов лучше всех к проектному управлению оказалась готова компания Vidau Systems. Работа с командой, созданной под наш проект на стороне Vidau Systems, показала четкое понимание задач, гибкость мышления и профессионализм специалистов интегратора. Это позволяло выполнить проект согласно утвержденным критериям: объему, сроку, качеству.

Еще одним из важнейших условий успешного воплощения проекта явилось налаженное взаимодействие между всеми участниками команды – это получение информации, ее обработка и взаимный обмен. Это позволяло легко ориентироваться в текущей ситуации, понимать, насколько синхронно идут параллельные процессы, которые ведут отдельные участники, и вовремя обнаружить отклонение от общего графика и принять соответствующие меры. В протоколах встреч мы фиксировали не только принятые решения, но и промежуточные этапы. Теперь, постфактум, скажу, что этот скрупулезный подход помог справиться со всеми трудностями, а риски, которые мы спрогнозировали, начиная проект, хоть и внесли свои коррективы, но не повлияли на успешность проекта, так как они стали управляемые.

Теперь немного о техническом решении. Напомню читателям вкратце принцип работы виртуальной студии. Видеосигнал с камеры через систему задержки поступает на хромо-кейер, где происходит замена фона виртуальной студии на декорации и графику с серверов. Благодаря наличию обратной связи с датчиками на головах, осуществляющих движение камер, происходит синхронное изменение объектов виртуальной сцены с реальными объектами.

Это позволяет внести динамику в работу виртуальной студии и делает «картинку» даже лучше реальной студии благодаря возможности создания неограниченного пространства студии, а также перехода ведущего из одной «реальности» в другую в рамках одного плана. Оборудование комплекса виртуальной реальности на базе АСБ-3 включало в себя: – роботизированные штативы компании ROSS Video; – аппаратно-программный комплекс виртуальной студии и графического оформления Vizrt; – система синхронизации Evertz; – коммутационно-распределительное оборудование видео- и звуковых сигналов Grass Valley; – система автоматизации эфира MBT Phoenix; – системы режиссерского, инженерного и звукорежиссерского мониторинга Grass Valley; – кейеры Ultimatte; – звуковое оборудование и звуковой микшер Studer; – видеокамеры и видеомикшер Grass Valley.

На функциональной схеме приведена схема соединений оборудования примененного нами решения виртуальной студии. Еще одной особенностью модернизированной АСБ-3 (пожалуй, впервые в России) стала система автоматизации МВТ Phoenix, управляющая роботизированными штативами ROSS, виртуальными сценами Vizrt, видеомикшером Grass Valley Karrera, видеосерверами Omneon и плейерами Dalet. «Несуществующая» реальность, которую предстояло увидеть зрителям, конструируется не только суперсовременным оборудованием. Все это создается вполне реальными людьми – и вершиной этого айсберга являются талантливый, творческий персонал телекомпании, который собственно и создает, то, что вы видите на экране. Вы можете увидеть на рисунках этапы масштабной работы, которая проделана творческой группой – от первых эскизов студии до «картинки» в эфире. Надо ли говорить, что их работа продолжается – от выпуска к выпуску лицо студии меняется, и порой серьезно. Уже три программы выходят из студии в эфир в «несуществующих» декорациях, и это только начало.

 

Начало стало праздником. Ко дню города, 9 сентября, телеканал «ТВ Центр» сделал москвичам и всем жителям страны «сказочный» подарок. Программа «Постскриптум» с Алексеем Пушковым впервые вышла в прямой эфир из аппаратно-студийного блока, в котором больше не было декораций – «картинка» полностью виртуальная.

Благодаря роботам стали возможны ранее недостижимые движения камеры в кадре, гораздо более сложные и в то же время плавные, нежели это может сделать оператор. Реализована полная автоматизация выпуска, а коллектив телеканала получил в свои руки мощный инструмент для творчества. И они этим блистательно воспользовались! Кропотливая работа инженеров системного интегратора Vidau Systems, проходившая в плотном сотрудничестве со специалистами «ТВ Центра», в очень сжатые сроки привела к достойному результату. На церемонии TKT Awards International на IBC2017 в Амстердаме проект получил наивысшую оценку специалистов телевизионного сообщества и получил награды как «Телестудия года» и «Лучший системный проект года». Залогом этого успеха стала вовлеченность и нацеленность на результат всей команды «ТВ Центра» – режиссеров, операторов, художников, звукорежиссеров, инженеров, осветителей, руководителя проекта и специалистов системного интегратора. Но этот проект из тех, у которых не бывает финала – скорее, это начало новой эры виртуальной реальности, творчества и дерзания.

Заместитель технического директора телеканала «ТВ Центр» Алексей Брусницкий

 

*Лучшая практика – формализация уникального успешного практического опыта, наилучшего из известных на данный момент, который может успешно тиражироваться.