Уникальная технология строительства ПТС в России.

Журнал Журнал ТКТ («Техника кино и телевидения») № 02 (682) 2017.
Рубрика «Телевидение. Оборудование»

Три года назад холдинг «ВГТРК» принял стратегию развития отечественного производства телевизионного оборудования и организации его внедрения в отрасли. Это дало многим российским производителям и интеграторам шанс выйти на новый уровень, повысить качество и конкурентоспособность производимого оборудования и решений. На страницах издания неоднократно рассказывалось о построенных в рамках политики импортозамещения телекомплексах и аппаратных, разработанном оборудовании и внедренных технологиях.

Сегодняшняя статья посвящена не уже готовому и работающему решению, а тому, как на российской производственной базе создается, пожалуй, самый технологически сложный компонент телевизионного производства и вещания – передвижные телевизионные станции. Компания Vidau Systems конструирует и производит в России ПТС любого класса – от компактных, на 4–6 камер, до многоцелевых 20–24-камерных машин, способных освещать в прямом эфире масштабные общественно-политические, культурно-массовые и спортивные события.

Недавно компанией спроектирована и полностью построена в России первая передвижная телевизионная станция с раздвижным бортом. Нашего корреспондента пустили в святая святых – на производство, и с любезного разрешения компании Vidau Systems мы публикуем рассказ о создании этой машины, особенностях конструирования и строительства.

Моделирование

Создание такой ПТС характеризуется индивидуальным подходом на всех этапах – с самого начала и до передачи в эксплуатацию. Сразу выполняется трехмерное моделирование с визуализацией. На моделях мы видим кузов снаружи и внутренний конструктив отсеков, расположение персонала на рабочих местах и размещение оборудования в стойках и консолях. При этом идет не подгонка стандартных конструктивных решений под техническое задание, а создание индивидуальной конструкции под реальные потребности заказчика и условия эксплуатации. При конструировании кузова именно этой машины было выполнено 14 моделей, пока не достигли результата, полностью отвечающего задачам заказчика.

Затем производится расчет нагрузок узлов и механизмов и исполняются рабочие чертежи. Вычерчиваются и невидимые никому каркас кузова со всеми силовыми элементами, с проложенными внутри корпуса коммуникациями, размещенными устройствами и механизмами. Рисуются и такие, казалось бы, мелочи, как цветографическая схема кузова, выполняемая в соответствии с требованиями безопасности движения на дорогах Российской Федерации – это тоже важно выполнить, чтобы дизайнеры телекомпании могли подготовить чертежи для брендирования будущей ПТС.

Строительство

А затем начинается собственно само строительство. Применяемая компанией уникальная каркасная технология строительства кузова обеспечивает его повышенную жесткость, что очень важно в условиях российских дорог. В то же время эта технология дает большие преимущества при компоновке рабочего пространства, так как позволяет выполнять двери, окна и технологические проемы в любом необходимом месте, если сравнивать такую конструкцию с распространенной в Европе и ближнем зарубежье сендвичной технологией, имеющей гораздо меньший срок службы и налагающей на проектировщиков ряд компоновочных ограничений, вызванных необходимостью обеспечить расчетную прочность конструкции.

Для обеспечения нормальной работы оборудования и персонала в кузове размещены трассы для сигнальных кабелей, силовая разводка, воздуховоды системы вентиляции и кондиционирования.

Систем кондиционирования в кузове две: одна – климатическая система для команды телевизионщиков, вторая – отдельный, сдвоенный, с резервом, контур для технологического оборудования. Комфортные климатические условия в рабочих помещениях поддерживаются также воздушными отопителями и системой вентиляции с регулируемыми забором наружного воздуха и вытяжками. Пол под рабочими консолями в пространстве ног подогревается.

Эксплуатация

Все трассы проложены под обшивкой, каркасная технология дает такую возможность без ухудшения термических характеристик кузова. Для обшивки кузова применены сотовые композитные панели собственной разработки. Панели обеспечивают дополнительную прочность и долговечность кузова и позволяют снизить его массу. Немаловажным преимуществом таких панелей является их высокая коррозионная устойчивость, по сравнению с традиционными листовыми обшивочными материалами. Кроме того, при обшивке кузова такими панелями предусматриваются технологические зазоры, заполненные специальным упругим компаундом. Это необходимо для увеличения долговечности и герметичности обшивки, так как, каким бы крепким не был кузов, небольшие смещения все равно происходят. Если это не предусмотреть, то будет происходить постепенная деформация обшивочных материалов. Именно поэтому при стандартной, листовой обшивке, со временем в стыках и соединениях появляются трещины и очаги коррозии, через обшивку проникает влага и грязь. Применяемый компаунд не меняет своих свойств при температурах от –50 до +75, выдерживает эксплуатацию в прибрежных районах с высокой соленостью воздуха и не разлагается под воздействием химических реагентов, применяемых дорожными службами для борьбы с гололедицей на улицах. Важным преимуществом этой технологии является легкая ремонтопригодность. В случае механического повреждения просто меняются пострадавшие панели. В случае же сендвичного кузова ремонт гораздо более сложный и дорогостоящий.

Особенности

Помимо специальных пожеланий телевизионщиков, в этой ПТС применен накопленный системным интегратором опыт работы телевизионщиков в условиях российского климата, российских дорог и многих других факторов, характерных для нашего рынка. Корреспондент издания увидел, как доработано автомобильное шасси, а также многочисленные трубки, часть которых переложены по новым трассам, а часть – заменены с резиновых на металлические, чтобы избежать повреждений от вибрации, при этом некоторые из них сделаны с подогревом. Инженеры компании-интегратора показали такие мелочи, с которыми большинство самых опытных ПТС-ников не сталкивалось. Многочисленные хитрости прячутся под обшивкой и не видны глазу, но они работают, избавляют персонал от лишних проблем и «продлевают жизнь» передвижного телекомплекса. Система автоматической стабилизации кузова на площадке – ни для кого не секрет, что многие съемочные точки не обладают идеально ровной поверхностью. Гидравлические системы – устройства далеко не прецизионные, и для обеспечения равномерного выдвижения борта применена система синхронизации работы гидроцилиндров. Вся автоматика работоспособна даже при отсутствии внешнего питания, и ПТС может начать разворачиваться в автономном режиме, пока идет подключение к силовым фидерам. При необходимости автоматика отключается, стабилизация и подготовка к работе может быть выполнена в ручном режиме. Но даже в ручном режиме предусмотрена защита от неопытного или чересчур усердного механика, чтобы избежать перекоса кузова и заклинивания борта.

Сразу бросается в глаза, что для перехода из отсека в отсек нет необходимости выходить на улицу. В рабочем состоянии по машине не гуляют сквозняки – выполнена изоляция всех открывающихся и выдвижных элементов, кроме того, перед входом в отсеки сделан тамбур с плотно закрывающейся дверью. При необходимости на крыше кузова можно разместить съемочную технику, поверхность крыши не скользит, по периметру площадки имеется надежное ограждение. Несмотря на высокую плотность «набивки» кузова коммуникациями, сделан легкий и быстрый доступ к оборудованию и коммуникациям. При этом для проведения профилактических работ не требуются многочисленные стремянки и тележки – открывающиеся вдоль бортов люки дают доступ к внутренностям и выдерживают людей, проводящих работы.

Эта передвижная телевизионная станция – результат тесного сотрудничества большой команды инженеров заказчика и системного интегратора. Производственная база Vidau Systems, расположенная на территории России, позволила инженерам продолжать тесно работать вместе и после того, как проектирование было закончено и чертежи согласованы. Все этапы изготовления кузова проходили под контролем инженерной команды, что позволяло оптимизировать конструкцию и оперативно вносить изменения уже в ходе строительства. Там, где возможно и оправдано, в конструкции применены отечественные комплектующие, чтобы выполнить быстрый ремонт и обслуживание – как показывает практика, много времени может отнять общение с иностранным производителем и ожидание запчасти из-за рубежа, а этого времени никогда нет, длительного простоя такой машины телекомпания себе позволить не может.

Мы постарались рассказать о внутренней «кухне», о том, что в практической эксплуатации ПТС не видит никто – прежде всего об уникальной каркасной технологии кузова с композитной обшивкой, разработанной российскими инженерами, но это именно те хитрости, от которых зависит долговечность, надежность и удобство эксплуатации телекомплекса на колесах. О других деталях этой необычной машины рассказ еще предстоит.

Андрей Писков