Интервью с продюсером и исполнительным директором компании «2А Пикчерс» Александром Кузнецовым и арт-директором и финансовым директором компании «2А Пикчерс» Андреем Муратовым.

Журнал «Техника кино и телевидения» № 8 2017 (688)
Рубрика «Телевидение. История компании»

– С чего начиналась ваша карьера?

Александр Кузнецов: Я учился в МГТУ им. Баумана. С Андреем мы познакомились шесть лет назад и начали совместно заниматься съемкой и производством компьютерной графики. Первый наш большой проект – анимационный логотип для ГТЛК, и почти сразу за ним входная заставка для одной крупной американской кинокомпании. Вскоре к нам пришло огромное количество государственных заказчиков, для которых мы делали всевозможные сложные визуализации: анимация логотипов, производство презентаций, видео со сложными анимациями. Работали с разными агентствами, с такими клиентами, как РЖД и Московский метрополитен. Три года назад стали вплотную заниматься виртуальной реальностью.

Андрей Муратов: Из-за моей фамилии меня всегда спрашивали: а Вы сын той самой Киры Муратовой?! Несмотря на то что моя мама работала на «Мосфильме» со всеми режиссерами, включая Карена Шахназарова, отвечу: нет, не той самой.

Имея чувство юмора и получив по математике три с минусом, я занялся виртуальной реальностью, где математика как раз таки и нужна. Когда пришло время поступать в институт, меня спросили: «Что тебе интересно?». Я, как любой здоровый и адекватный ребенок, ответил: «Ничего». Родители попытались определить меня в вуз для странных детей в виде Бауманки, но как-то не вышло, ведь по математике все еще было три с минусом. Хотя в то же время мне всегда легко давались такие предметы, как история или английский. Родители в какой-то момент мне задали вопрос: «Это что, социальный протест?» Я ответил уверенно: «Да! Я против нашей системы образования». Я был ребенком, превосходящим своих товарищей по скорости обучения, вынужденным следовать усредненным показателям. На одном из моих первых уроков учитель начальных классов сказал: «Почему ты выполнил задание, предназначенное на весь урок, за первые 5 минут, а всех остальных не подождал? Двойка…»

Александр Кузнецов родился 12 июня 1985 г. в Москве.

Образование: неоконченное высшее (МГТУ им. Баумана, первый курс, операторский факультет МШК).

В «2А Пикчерс» занимает должность продюсера и исполнительного директора.

 

Пытаясь выразить свой протест на деле, я экстерном закончил школу и сразу поступил в Гуманитарный институт телевидения и радиовещания им. Литовчина на факультет «Мультимедиа», который, к сожалению, существовал только на бумаге. У нас были очень хорошие преподаватели, которые пытались рассказать по максимуму о таком прекрасном предмете, как мультимедиа. Но шли 90-е годы – смена государственного строя, элементарная нехватка компьютеров, было не до медиа. Поэтому нам поменяли специальность – «Режиссер ТВ». С курса из 50 человек вышло всего 4–7 человек, точно не помню. После диплома я решил защитить кандидатскую диссертацию на тему: «Выразительные средства сверхмалых форм. Межпрограммное пространство и телевизионный дизайн». Параллельно успел поработать во многих компаниях, как больших («Шандизайн», «Невал Интерактив», «Делюкс Интерактив»), так и маленьких, после чего появились амбиции сделать что-то свое. Но наступил 2008 год, и я попытался эмигрировать в Лос-Анджелес. Побывав во всех студиях, в которых когда-либо хотел работать, в итоге принял очень правильное решение вернуться в Россию. Здесь меня ждал только фриланс. Интенсивно занимался самообучением. В итоге пришел к тому, что нужно создавать свое собственный бизнес.

– Именно тогда Вы решили открыть компанию?

Андрей: После завершения крупного проекта для РЖД ко мне пришла государственная транспортная лизинговая компания – ГТЛК. Мы сделали для нее целый арт-объект, где основным изобразительным средством стало таяние льда. Этот ролик собрал 2,5 миллионов просмотров на Vimeo, а «BBC Норвегия» попросил его к себе в ретроспективу современного искусства XXI века. Именно работа с ГТЛК стала поворотным моментом, когда мы с Александром поняли, что нужно делать дальше и вместе.

Александр: Я еще в процессе учебы в институте занимался съемкой. Ходил в Школу кино, около года учился на оператора. Какое-то время работал фрилансером. Познакомившись с Андреем, увлекся его идеей заниматься 3D. Мы организовали небольшую студию. Сейчас в штате – 7 человек.

Андрей Муратов родился 17 апреля 1982 г. в Москве. Окончил Институт телевидения и радиовещания им. Литовчина по специальности «Режиссер ТВ». Защитил кандидатскую диссертацию во ВГИК (Искусствоведение. Кафедра Анимация/Мультимедиа Горностаева. «Выразительные средства сверхмалых форм. Межпрограммное пространство и телевизионный дизайн»).

В «2А Пикчерс» занимает должность арт-директора и финансового директора.

 

– Как вы оцениваете деятельность вашей компании?

Александр: Можно сказать, что мы – профессиональные дилетанты. Сегодня мы делаем физически корректную модель глаза, механически ее моделируя, завтра – визуализацию 75 тысяч вариантов переборов лифтового оборудования. Занимаемся почти всем, что связано с визуальной частью. Мы постоянно развиваем визуальные средства. У нас в свое время даже был смешной манифест – «Делать компьютерную графику как съемку, делать съемку как компьютерную графику!» Для съемки промо и заставок мы использовали различные физические материалы, ферромагнетики, строили конструкции на модулях Пельтье. Получались разные интересные визуальные решения, которые мы тут же применяли в работе. Мы используем эти визуальные решения, но уже посредством новых технологий, высокой скорости, увеличенной вычислительной мощности, более совершенной техники съемки. Сейчас зарождается виртуальная реальность, и нам это очень интересно. Виртуальную реальность можно сравнить с кино на самой заре его развития: большая громоздкая камера уже появилась, но монтаж аттракционов еще не придуман. Мы только начинаем учиться говорить на языке этого выразительного средства.

Последний из наших VR-проектов – это тест-драйв Lamborghini Aventador для агентства «Асмус». Это большая работа, где было создано абстрактное пространство и абсолютно реалистичный антураж машины.

Незаметно происходит цифровая революция. Мы до сих пор ее не увидели в широком масштабе по причине того, что трехмерный принтер еще не стоит $50 и не стоит на каждой кухне. С того момента, когда он там появится, а это произойдет совсем скоро, все начнут продавать цифровой контент. То же самое произойдет с виртуальной реальностью. Канал дистрибьюции подрос, усовершенствовалась технология, и это стало стоить невероятно дешево, по цене $5 за гугл-кардборд к вашему мобильному телефону. Конечно, сейчас долгое время смотреть в очки виртуальной реальности некомфортно. Решить эту проблему поможет какая-нибудь новая суперидея. Например, лазером на сетчатке глаза можно будет рисовать проекцию. Эта технология используется уже сейчас для проецирования телеметрии летчикам истребителей. Но не за горами то время, когда виртуальная реальность подменит человеческие органы чувств – зрение, вкус, слух, осязание, обоняние.

Человек как производственная единица невероятно обесценивается. А желаний у современного человека становится непропорционально больше. Виртуальная реальность и обеспечит всем спектром ощущений по цене в $5 в эпсторе.

Андрей: В основном все инвестиции в VR идут из Samsung, FaceBook, Google. Думаю, виртуальная реальность по аналогии с фундаментальной наукой получит свое развитие лет через 50. Однако некие вопросы решаются уже сейчас, например формулировка основ выразительных средств VR. Хотя кино в стереоскопических очках – это уже не инновация: технология «Телевью» Лоуренса Хаммонда была запущена в 1922 году.

Новый контент по общепринятой технологии кино/видео уже не так продается, нужна новая фишка. Но, как говорят трудовики производства (Джон Кармак, автор известных во всем мире игр Wolfenstein 3D, Doom, Quake), VR находится сейчас в зачаточном состоянии и сможет при нынешнем темпе выйти на неплохой уровень лет через 5–7.

 

– К чему, по вашему мнению, виртуальная реальность приведет человека?

Андрей: Самый эффективный и дешевый способ копать яму – это использование человека. А вот создавать кино будет как раз искусственный разум. Потому что для него это ничего не стоит; душа, эзотерика, мистика и все то, что любят люди, тут не имеют никакого значения.

Человек станет экспонатом в музее Дарвина, куда будут приходить искусственные интеллекты.

Александр: На эту тему есть отличная книга «Клетка для орхидей». Исследователи прилетают на другую планету и находят там невероятно красивый город, по которому ходят очень красивые гуманоиды. В итоге выясняется, что это все – огромная проекция. А внутри живут орхидеи, которые получают информацию в виде этой проекции. Живые существа деградировали до состояния растений и удовлетворяют все свои потребности из виртуального мира. Так что реалии фильма «Матрица» не за горами, и мы с радостью их приближаем.

Человек сильно переоценивает свою значимость в современном мире. Самое интересное, что робот сможет заменить человека не на этапе механического труда, а как раз в интеллектуальной сфере. Все привыкли к мысли о том, что роботы заменят таксистов, но с точки зрения технологии гораздо проще изготовить робота врача-диагноста. Он будет анализировать не тысячу клинических случаев в своей практике за всю карьеру, а практику со всего мира, на основе динамических данных, со скоростью запроса в браузер.

Робот уже сейчас способен писать сценарии, способен быть журналистом, причем журналистом на высочайшем уровне, не тем, который анализирует двух человек в кафе, а тем, что за минуту способен получить мнение миллионов людей по всему свету и на основе всей литературы, которая только существует, выдавать конкретные статьи. Роботы давно торгуют на форексе и зарабатывают деньги, пишут статьи в тематические издания и выпускают их там, где это просто набор спам-ссылок. Это сильно обесценит «творческого человека», который сейчас воспринимается как интеллект и разум.

– Какой у вас самый интересный проект?

Андрей: У нас каждый проект – как взрыв. Наша компания многожанровая, и подход к каждому новому проекту фундаментален, при этом мы можем изначально не иметь компетенции в конкретном вопросе. Медицинские полосные операции, строительство железных дорог в Сочи, косметика в Allure, фармацевтические компании, производящие препараты для детей с нарушениями зрения. Для нас каждый проект интересный. И каждый раз мы стараемся, чтобы они были разные и выполнены различными изобразительными средствами: компьютерная графика, съемка, инсталляция, театр, наклейки, картины из гвоздей и ниточек. Каждый новый проект – это новый жанр, новое выразительное средство. Взять даже тележку для Тихвинского вагоностроительного завода. Они заказали у нас тележку, а получили клиповый монтаж: под авангардную музыку в зеркальном материале, где происходит невероятно быстрая склейка полуабстрактных предметов. Всех это удивило, и всем это понравилось. Также мы создали визуализацию обновления железных дорог. В этом проекте настоящие от винтика до шпунтика электрички ездят по настоящим рельсам, и все это в 3D.

Мы всегда делаем проекты, которые двигают нас вперед. Для культового американского фестиваля Maker Faire (фестиваль изобретений и технических решений) мы сняли похожий на пиксаровский короткометражный анимационный фильм про нашего российского персонажа Самоделкина. Для нас это уникальный опыт. До этого мы никогда не делали персонажную анимацию и совмещение цифровых персонажей с кинокартинкой. Над этим проектом работало много людей. Александр делал совмещение цифрового персонажа с кинокартинкой, на мне лежала ответственность за визуализацию. Мы нашли в Белоруссии единственного аниматора, говорящего на русском языке. Вскоре у нас в компании появился мальчик, который пришел к нам и сказал: «Я ничего не умею, возьмите. Очень хочу у вас работать». Он занимался ребрендингом персонажа. Сейчас он – дизайнер, которым мы очень гордимся. И в результате колоссального труда, который длился круглые сутки на протяжении недели, возник наш Самоделкин.

Александр: Или, например, самый известный стоматолог появится в Москве на час. Из этого часа мы должны сделать визуальный материал для огромной конференции. Нужно чем-то визуально удивить, сотворить что-то новое, что еще никто до этого не делал. Мы предлагаем делать с него виртуальный слепок и производить с ним различные метаморфозы, подключим компьютерную графику. Проект нужно выполнить быстро и технологично.

– Как вы отбираете сотрудников?

Андрей: В нашей фирме работают очень много разных людей. В обычных компаниях места для таких уникумов не находится. Мы выбираем эрудитов, которые любят заниматься всем. Это интересные, сложные и творческие люди, у которых не получается включиться в обычный бизнес, и они пренебрегают коммерческой составляющей, считают ее не достойной себя. Но не каждый может выдержать наш тяжелый ритм работы, далеко не все могут быстро переключаться на другую деятельность. Поэтому не все остаются с нами.

– Пришлось от чего-то отказаться ради работы?

Александр: Мы каждый день, выходя из дома, от чего-то отказываемся.

Первое – мне пришлось отказаться от учебы. Я считаю, что учеба – это, конечно, невероятная блажь. Я учился год на операторском факультете Московской школы кино, в мастерской великолепного Ильи Демина. Ты приходишь, решаешь учебные задачи, тебе не нужно что-то глобальное делать, мозг получает новую информацию – и это счастье. Мир сплошной радости. Но работа взяла свое, и пришлось уйти.

Второе – друзей, кроме Андрея, у меня почти не осталось.

Андрей: Я ни от чего не отказывался, создание этой компании и есть моя мечта. У меня отличная семья, с чем мне очень повезло, жаль только, что очень мало времени на общение с ними.

– Как сложились ваши семьи?

Александр: Нам обоим повезло с женами и семьей. Моя жена заботится обо мне, если бы не она, то я мало походил бы на человека. У меня есть маленькая дочка, которая увеличивается с каждым днем. Супруга не просто поддерживает меня, а во многом формирует. Мне очень повезло с ней.

Андрей: У меня также. И в формировании меня современного как раз заслуга супруги. Если в семье тебя поддерживают, ты можешь пропадать в офисе и никто тебе не задаст вопросов «Где ты был?» Это позволяет сосредоточиться на работе, которая требует очень много времени, концентрации и внимания. И когда что-то не выходит в профессиональном плане, моя жена всегда говорит: «У тебя все получится». С одной стороны, банальные слова, но очень действенные!

Дарья Куркина