Киноконцерн «Мосфильм» открыл для заказчиков новую студию перезаписи Dolby Atmos Premier.

Журнал «Техника кино и телевидения» № 5 2017 (685)
Рубрика «Телевидение. Оборудование»

Киноконцерн сообщил о завершении строительства новой студии перезаписи Dolby Atmos Premier и ее полной готовности к работе.

Специализированная студия соответствует последним требованиям формата Dolby Atmos Premier и обеспечивает максимально полное и точное сведение и перезапись саундтрека кинофильма.

Технологии Dolby Atmos позволяют размещать и перемещать звуковые объекты в трехмерном пространстве, включая область над головой зрителя. Они оживляют происходящее на экране и создают мощный и насыщенный звук, обеспечивая эффект полного погружения.

Киноконцерн «Мосфильм» – ведущее предприятие киноиндустрии России, на котором осуществляется производство большей части отечественной кино-, теле- и видеопродукции.

Производственная мощность студии – более 100 картин в год. В настоящее время только «Мосфильм» производит, прокатывает и реализует кино-, теле- и видеопродукцию, а также оказывает услуги по полному циклу кинопроизводства – от литературного сценария до готовой цифровой и пленочной фильмокопий.

Почти 20 лет «Мосфильм» постоянно занимается модернизацией производственно-технической базы. Проведена работа по реконструкции павильонов и студий, оснащению их новейшим оборудованием и съемочной техникой. Передовое цифровое оборудование установлено в тонстудии «Мосфильма», студиях перезаписи, которые еще в 2006 году получили сертификаты качества Dolby Premier Studio от компании Dolby.

На «Мосфильме» с использованием новейшего оборудования обеспечиваются все виды работ по полному производственному циклу кино- и видеофильмов, сканированию и оцифровке кинопленок, кодированию DCP и созданию компьютерной графики. Это единственная студия, которая сохранила свой фильмофонд и за счет собственных средств проводит работу по реставрации коллекции фильмов.

Главной технической особенностью студии Dolby Atmos Premier стала микшерная консоль нового поколения Avid S6 Dual Operator, позволяющая существенно увеличить скорость реализации акустических проектов. В отличие от других консолей, S6 сама не обрабатывает звук – она управляет несколькими рабочими станциями Pro Tools, на которых и происходит обработка звука, что позволяет достичь большей гибкости технологических процессов микширования и применения звуковых эффектов с практически не ограниченным количеством слоев. Три самых современных станции Pro Tools HDX12 на базе компьютеров Apple Mac Pro последнего поколения обеспечивают необходимое количество одновременных рабочих сессий.

По площади, внутреннему объему и размеру проекционного экрана у этой студии перезаписи нет конкурентов в России. Совокупная площадь помещения составляет 1344 кв. м. Общие размеры студии составляют 16 м в длину, 12 м в ширину и 7 м в высоту.

Она оснащена четырьмя дополнительными surround-сабвуферами, а также самым передовым программным обеспечением. Премиум-классу соответствует все оборудование как в самой студии перезаписи, так и аппаратной.

Изображение разрешением 4К с проектора Barco проецируется на экран формата 1,85 и шириной 10,2 м. Кроме того, предусмотрена возможность воспроизведения изображения в 3D, что является большой редкостью в студиях перезаписи. Все это позволяет не только услышать эталонное звучание, задуманное режиссером-постановщиком, но также увидеть и эталонное изображение после цветокоррекции.

Иммерсионная система звуковоспроизведения состоит из пяти фронтальных колонок (мощностью 1,5 кВт каждая), а также 22 колонок сурраунд (мощностью 350 Вт каждая), 16 потолочных колонок (мощностью 350Вт каждая) и восьми сабвуферов (мощностью 1,2 кВт каждый). В итоге суммарная мощность звукового оборудования студии составляет более 30 кВт.

«В 1987 году киноконцерн «Мосфильм» стал первым крупнейшим партнером Dolby в России – тогда еще Советском Союзе. Наша совместная продуктивная деятельность продолжается до сих пор – за 29 лет нами было реализовано множество совместных проектов, и новая ультрасовременная студия перезаписи Dolby Atmos Premier – наглядное тому подтверждение», –отмечает Алексей Угринович, генеральный директор компании Dolby в России и СНГ.

Игорь Богдасаров, заместитель генерального директора, главный инженер ФГУП «Киноконцерн «Мосфильм»

Мы гордимся новой студией перезаписи Dolby Atmos Premier, ее открытие стало для киноконцерна «Мосфильм» одним из самых ярких событий 2016 года. Эта студия нужна для того, чтобы собирать в единое целое все звуки, которые записываются отдельно: музыку, синхронные и фоновые шумы, реплики. Главное ее предназначение – в том, чтобы более объемно и адекватно воспроизводить звук создаваемой кинокартины.

Безусловно, для качества и удобства работы немаловажную роль играют внешний вид и внутренние условия студии. Поэтому в процессе ее создания мы придавали значение как стилю, так и комфорту. Дизайнерская и акустическая концепция студии разрабатывалась английской архитектурной компанией White Mark.

Технологии не стоят на месте, вместе с ними развиваются и стандарты. Мы приступили к созданию студии, когда в индустрии окончательно закрепились позиции системы Dolby  Atmos. Системным интегратором данного проекта стала российская компания НПФ «Сфера-Видео».

Постепенно мы уходили от многоканального звука к объектно-позиционированному. Благодаря внедрению Dolby Atmos мы можем создавать объемную звуковую картину, делать звук более реалистичным. Данный формат специально разрабатывался для того, чтобы еще глубже погрузить зрителя в происходящее на экране, а также расширить творческие возможности режиссеров и киностудий.

Хотелось бы отметить, что эта студия перезаписи – самая большая в России и одна из самых крупных в мире. Она оснащена самым современным оборудованием, широкоформатным 11-метровым экраном. Высота помещения составляет 7 м, совокупный объем – более 1,5 тыс. м³.

Кроме того, впервые в России в этом проекте реализован принцип одновременной работы двух режиссеров в одной студии сведения и перезаписи звука за одной сдвоенной консолью управления Avid S6 с рабочими областями на 80 фейдеров. По такому принципу работают ведущие студии перезаписи мира, в том числе американская в компании Sony Pictures.

Игорь Калинин, генеральный директор НПФ «Сфера-Видео»

– Как давно Вы сотрудничаете с киноконцерном «Мосфильм»?

Наша компания сотрудничает с киноконцерном «Мосфильм» уже более десяти лет, однако участие в таком серьезном проекте потребовало от нас мобилизации всех наших дизайнерских и инженерных возможностей. Тем не менее, мы были готовы к реализации такого рода проекта, поскольку за два года до его начала уже выполняли комплекс работ по модернизации оборудования и создания акустического проекта малых студий перезаписи звука «А» и «Б», а также звуковой монтажной студии с использованием компактной консоли управления Avid S3.

– Каковы перспективы развития формата Dolby Atmos в России, а также преимущества его использования как для киностудий, так и для конечных потребителей кино- и телепродукции?

Компания Dolby активно продвигает свой формат объемного звукового сопровождения в кинематографе и в телевизионном вещании. Но его реализация требует значительных аппаратных затрат как при кодировании фонограмм на производящих студиях, так и при их воспроизведении в кинотеатрах. В реальности кинозалы в формате Dolby Atmos появляются только в новых мультиплексах, а процент модернизации старых кинотеатров ничтожно мал. Тем не менее, будущее – за этим форматом, и каждая крупная кинопроизводящая компания уже имеет соответствующие производственные мощности в указанном формате. Однако, на мой взгляд, киноконцерн «Мосфильм» создал самую совершенную в плане дизайна и инженерных решений, поскольку творчески использовал опыт работы уже существующих студий перезаписи звука в формате Dolby Atmos.

– Как долго создавалась студия Dolby Atmos Premier на «Мосфильме»?

Время проектирования и строительства студии Dolby Atmos Premier на «Мосфильме» было рекордно коротким по сравнению со всеми мировыми аналогами создания подобных объектов. С момента подписания контракта до его реализации – ввода в эксплуатацию всего аппаратно-студийного комплекса –  прошло всего четыре месяца. Это стало возможным благодаря применению новейшего цифрового оборудования с использованием современных протоколов обмена данными, например таких как IP, Dante и т. п. А также благодаря слаженному взаимодействию компаний-производителей оборудования: Avid, JBL, Barco, DAD и т. д. и наших субподрядчиков по этому проекту.

 Компания Dolby занимается разработкой аудио-, видео- и голосовых алгоритмов кодирования и декодирования цифровых медиаданных. Технологии Dolby применяются в мобильных устройствах и кинотеатрах, в домашних и профессиональных системах. 

– В чем ее главные технологические особенности?

Главная технологическая особенность реализованного проекта – это его удивительная универсальность, основанная на применении новейших цифровых технологий обработки, передачи, хранения и коммутации цифровых аудио- и сигналов управления. Практически все процессы происходят в памяти 12-ядерных компьютерных рабочих станций последнего поколения с возможностью коммутации с любым рабочим местом звукоинженера. Кроме того, все данные загружаются с общего дискового массива по компьютерным сетям, связывающим между собой все звуковые студии. Таким образом, имеется возможность одновременной работы сразу нескольких подразделений киноконцерна над одним общим проектом.

– Почему «сердцем» студии перезаписи стала микшерная консоль Avid S6  Dual Operator? В чем заключаются ее главные конкурентные преимущества?

Звуковая консоль Avid S6 де-факто стала отраслевым стандартом при перезаписи звука совместно с рабочими станциями Avid Pro Tools. До последнего времени для работы в формате Dolby Atmos им не хватало собственных модулей 3D-панорамирования звуковых источников. Как только они стали доступны, у нас не было сомнения, какую консоль использовать в данной инсталляции. Да и мировой опыт самых продвинутых студий не оставил нам другого выбора.

– Планируются ли другие проекты с киноконцерном «Мосфильм» на данный момент?

Конечно, мы планируем новые совместные проекты! Но сейчас об этом говорить немного преждевременно, поскольку год только начался и важно не ошибиться с анализом современных тенденций развития технологий в современной киноиндустрии.

Технология Dolby Atmos представляет собой новый этап в создании эффекта окружающего звука, с точки зрения его записи и прослушивания. Формат предусматривает не поканальную запись звуковой дорожки, а размещение звуковых образов в пространстве согласно замыслу звукорежиссера.

Например, если нужно воспроизвести шум движущегося поезда, звукорежиссер указывает время появления, траекторию движения, уровень громкости, время и место прекращения звучания объекта. Когда дорожка проигрывается, процессор Dolby Atmos определяет местоположение объектов и формирует их образы с помощью имеющихся колонок.

Дарья Новичкова