Интервью с техническим директором компании VI Антоном Петуховым (ТКТ 07/675 2016)

— Почему решили пойти в военно-морской флот? Вы из династии моряков?

Я из военной семьи. Отец и дед отдали большую часть жизни Флоту. Отец, например, физик-ядерщик, служил механиком на атомной подводной лодке, отвечал за обслуживание ядерного реактора. Считайте династия.

VI Петухов Первый канал Россия

Поэтому выбор был однозначный – Военно-Морской институт и затем служба на Флоте.

В итоге окончил Военно-морской институт радиоэлектроники им. Попова в Санкт-Петербурге по специальностям «Автоматизированные системы управления» и «Боевые информационно управляющие системы подводных лодок». В том же году закончил филиал Высшей школы экономики в Петербурге по направлению «Информационная безопасность».

А в 2009 году получил третье высшее образование в Государственном университете управления по специальности «Маркетинг».

Когда пришло время выбирать дальнейший путь и определяться в направлении профессии мой выбора пал на IT.

На кораблях со времён изобретения парового двигателя есть две, так скажем, сложившиеся касты :

так называемые «белые воротнички» артиллеристы, штурманы, минеры, которые и выходят в командиры кораблей и соединений;

и, инженеры-механики, обслуживающий корабль и имеющие понятную на гражданской работе специальность. Инженер-механикам командирами никогда не стать, такие правила.

И лет 30 назад, одновременно с началом повсеместной автоматизации появилось целое направление офицеров эту автоматизацию обслуживающие. Военные ИТ-специалисты, назовём их привычным для читателя термином.

Сейчас время высоких технологий поэтому именно эти специалисты сейчас делают неплохую карьеру на кораблях, т.к. сегодня офицер, отвечающий за АСУ — это человек, в руках которого сосредоточено максимальное количество сложных технических средств по управлению кораблем.

Поэтому долго думать над специальностью не пришлось. .

Петухов Антон VI телереклама

— Почему отступились от традиций и решили уйти?

Во-первых, сделал для себя вывод, может быть субъективный, что армия — это достаточно своеобразная структура, живущая по своим правилам, которые мне не совсем близки  Узость рамок в которых приходится действовать, и ориентация на процесс – это не совсем соответствует моему характеру.

Во-вторых, у меня были совсем другие ожидания от воинской службы. Наверное, хотелось чего-то более продуктивного.

Третья причина, как это обычно и было в начале двухтысячных — финансовая. В начале двухтысячных заработная плата офицерского состава оставляла желать лучшего.

На третьем курсе мы подписывали 8-летний контракт и после окончания училища должны были прослужить еще пять лет. Но часть, к которой я был приписан, попала под сокращение, и у меня появился выбор служить дальше или уходить. Я оставил армию.

— Что Вы делали после ухода?

Я был молодым специалистом без опыта работы но профильным образованием в области IT.

За счет чего мне удалось быстро устроиться на стартовую позицию в компанию «Российская телекоммуникационная сеть»(сейчас это часть ПАО «Ростелеком»).

Сначала работал инженером в отделе радиодоступа, где мы занимались строительством и обслуживанием довольно обширной сети  базовых станций беспроводного доступа.

После занялся управлением проектами, в частности мы разворачивали сеть узлов связи Компании по Москве и ЦФО.

С тех пор управление проектами считаю своей главной специализацией и самой сильной стороной.

Работу в компании закончил заместителем руководителя отдела и отвечал за эксплуатацию линейно-кабельных сооружений компании. В 2007 году перешел в ГК Vi

— Как вы попали в эту компанию?

У меня возникло желание развиваться дальше. Поиск работы занял месяц. За это время с какими только компаниями не приходилось встречаться. Помню, самый большой интерес на тот момент вызвали «Крок» и успешный на тот момент «Golden Telecom». Но я выбрал Vi (тогда Видео Интернешнл). Уже порядком изучив телеком, сфера медиатехнологий казалась более привлекательной.

В Vi как раз набирали команду в новый проект Vi-Plazma под руководством Максима Осипова. Можно сказать, мы сразу понравились друг-другу и он взял меня на работу. Начинал я с позиции менеджера проектов.

Проект был весьма сложный, связанный с развёртыванием сети Digital Signage (трансляция видео на экранах и дисплеях в местах общественного доступа), нужно было за год развернуть 500 точек вещания по всей территории России (магазины, торговые центры и аэропорты).

Причём подобной компетенции у компании на тот момент не существовало и нам приходилось строить всё с нуля, обучаясь в процессе.

Чуть позже я возглавил этот проект (его технологический блок) и ещё через какое –то время стал руководитель в Vi управлением видеотехнологий.

Кроме проекта Vi-Plazma, был ещё ряд проектов, связанных с системой автоматического мониторинга региональной рекламы, системой полицейской записи эфира, автоматической трансляции рекламы на радио, системы подготовки рекламных материалов и создание собственной автоматизированной Видеотеки и ряд других.

Через какое-то время став Техническим директором, в мою зону ответственности попало также всё ИТ-обеспечение Региональной, а потом и зарубежной филиальной сети Vi. Это в первую очередь вопросы, связанные с автоматизацией бизнес-процессов, поддержкой пользователей, информационной безопасностью, администрированием сети и связи, в целом весь классический набор задач менеджера, отвечающего за технологии.

Петухов Vi видео интернещнл

Ну и самая интересная задача, которую пришлось решать на новой позиции, это создание системы автоматической вставки телевизионной рекламы.

— Как готовился проект?

Дело в том, что помимо федеральной рекламы, распространяющейся в эфире крупнейших телевизионных каналов страны, в примерно, 150 городах России, транслируется своя, местная реклама.

И до моего прихода задача трансляции этой рекламы решалась вручную —  людьми (операторами), на огромном парке не самого эффективного оборудования, с очевидными последствиями такими как: брак эфира, перекрытия, невыходы рекламных роликов, и отсутствие жесткого контроля за тем, что происходило в эфире.

Задача была очень понятной – разработать единую систему автоматизированной трансляции региональной рекламы и гарантировать качество её нахождения в эфире.

На тот момент в России подобных систем не существовало, и нам пришлось провести довольно серьёзную НИИР. На одном из первых этапов мы даже привлекали отечественного системного интегратора ISPA-Sat, но сотрудничество не получилось, как мне показалось, по причине того, что отечественные интеграторы отлично справляются с задачами внедрения и тиражирования уже имеющихся решений, но создание чего-то нового, по крайней мере тогда, вызвало определённые проблемы.

Задачу усложняло то, что отечественное телерадиовещание в регионах не унифицировано, поэтому каждый из 150 городов это был отдельный, сложный проект, реализация некоторых из них заняла до двух лет.

Было исследовано большое количество зарубежных решений, и имеющиеся на тот момент отечественные прототипы.

В итоге было выбрано решение, основанное как на собственном программном обеспечении, так и на программных решениях, написанных по нашему заказу.

Начинали проект втроем: я, Илья Карепин который сейчас возглавляет управление отвечающее за развитие телевизионных технологий    и инженер Сергеей Буланов, который с самого начала работал со мной в VI.

Илья и Сергей между прочим закончили МТУСИ.

С большим уважением отношусь к его выпускникам, у нас в команде навскидку человек десять заканчивали этот ВУЗ, — отличное базовое образование, соответствующая теоретическая и практическая подготовка. С командой мне повезло, уверен что это не преувеличение, и у нас одна из лучших технологических команд на медиарынке.

Петухов Vi Видео Интернешнл

Да, у нас на тот момент не было опыта в построении систем такого уровня и такого порядка. Но зато  была цель, знания, желание, и уверенность что нет ничего невозможного, что в совокупности дало результат.

Идея построения системы родилась у Сергея Васильева (генерального директора Vi). Он озвучил общую мысль, что было бы неплохо автоматизировать трансляцию рекламы и обеспечить контроль всех параметров.

И мы, двигаясь шаг за шагом, принялись за работу. Привлекали коллег с телевизионных каналов и других специалистов индустрии.

Проект сделали за два года, по мимо его реализации, создав уникальный центр управлению сетью, который в круглосуточном режиме контролирует все параметры рекламы в России: подготовку, соответствие стандартам, громкость, качество рекламных материалов, доставку, качество трансляции и т.д. Дальше занимались тиражированием — поставить эту систему во всех городах у нас заняло также два года.

Получилось всё отлично.

Сегодня 99.9% рекламы попадает в эфир. Это (учитывая условия в которых мы работаем) показатель, в который мне самому сложно поверить, настолько достижение этой цифры на старте проекта казалось утопией. Только этот проект обслуживает около 15 человек.

На мой взгляд, у нас все получилось!

— Какой следующий проект?

Занимались консультированием в области громкости трансляции рекламных сообщений и анонсов.

Мы помогали индустрии работать над созданием правил модификации громкости.

— Ваше видение ОТТ.

Сейчас это самая популярная тема. Мы рассматриваем ОТТ как дополнительную среду трансляции.

Дополнительную к классическим – эфиру, кабелю, и спутнику. По моему мнению, именно за ОТТ будущее в трансляции телевизионного контента, в том числе линейных телевизионных каналов (в первую очередь телеканалов входящих в первый и второй мультиплексы).

Классическая среда распространения требуют наличия между телеканалом и телезрителем какой-то специализированной инфраструктуры: РТРС с её телевизионными башнями и передатчиками, кабельные операторы с головными станциями и километрами кабеля, или, например, «Триколор» со спутниками и абонентскими системами.

В ОТТ не так. Вам нужен только интернет, и вот все основные телевизионные каналы страны уже у вас в телевизоре или на смартфоне, благодаря работе ОТТ-сервисов, которые предварительно агрегировали у себя большое количество телевизионного контента и предоставляют вам его за небольшой ежемесячный платёж.

Например, уже успевший снискать определённую известность проект который возглавляет Андрей Холодный – «Моё ТВ». Ещё, концепция ОТТ по своей сути опровергает спорное утверждение, о том, что телесмотрение у нас в стране падает. Думаю, нет, как раз растёт.

Ведь потребление медиаконтента действительно выросло. Теперь это не просто семейный ужин за телевизором. Контент повсюду: на экранах мобильного телефона, в ноутбуках, в онлайн кинотеатрах. Осталось только это корректно измерить.

— Какую задачу пред Вами поставили?

Наша цель – максимизация доходов наших клиентов – в случае с ОТТ – телевизионных каналов.

ОТТ даёт практически неограниченные рекламные возможности. Спасибо протоколу IP и unicast-доставке. По сути, все те преимущества, которым обладали рекламные интернет-площадки, привнесены в телевидение. Нужно только ими правильно воспользоваться.

Поэтому я вижу нашу текущую задачу в том, чтобы наша технологическая платформа умела решать все задачи связанные с трансляцией рекламы в ОТТ-среде, в любом требуемом виде, будь-то региональный таргетинг, или таргетинг по социально-демографическим параметрам.

А также отрабатывать и все остальные рекламные возможности ОТТ, такие как трансляция рекламы в catch up , сбор данных о телесмотрении, трансляция preroll pauseroll postroll и т.п.

Мы уже достигли в этом направлении определённых успехов.

Благо та команда разработчиков, инженеров и менеджеров проектов, которая занимается у нас вопросами технологического развития, как я уже говорил, действительно одна из лучших в индустрии.

— По Вашему мнению, какие проблемы препятствуют развитию ОТТ?

Их всего шесть, и в перспективе они все устраняемые.

Первая проблема юридическая — на данный момент в России отсутствует правовое поле регулирующее работу ОТТ-провайдеров. Это порождает непонимание между ними и вещателями, вызывая справедливое раздражение последних.

Вторая проблема, назовём её – авторские права. Согласно условиям работы со многими поставщиками контента, их трансляция в ОТТ-среду серьёзно ограничена, и требует дополнительной очистки прав.

Третья проблема, я уже вскользь он ней упоминал – это измерения. Сейчас мы активно взаимодействуем с TNS, пытаемся научится измерять ОТТ, правильно и корректно показать, что это новая перспектива и экономически она выгодна.

Четвертая проблема — технологическая. В настоящий момент сервис ещё недостаточно удобен для пользователя. Есть над чем поработать, так как пользоваться ОТТ-сервисом должно быть не сложнее чем нажать один раз кнопку на пульте телевизора.

Пятая проблема — маркетинговая, —  ОТТ для телезрителя – это «чёрный ящик». Чтобы телезритель использовал ОТТ, это должен быть понятный для него, осязаемый продукт, с чётко осознаваемыми отличиями от классического эфирного и тем более кабельного просмотра.

Последняя проблема связана с каналами связи. Есть мнение — если завтра все население нашей страны будет смотреть ОТТ, то наши каналы связи не выдержат.

Мы не согласны с этим опасением.

Конечно «все вдруг» в ОТТ не перейдут. Это в любом случае плавный поступательный процесс, а наши телеком-операторы уже не раз доказывали, что с постоянно растущими требованиями к пропускным возможностям каналов связи, они справляются великолепно.

— Вы самореализовались за эти 9 лет в компании?

Я считаю, что самореализовался. Спасибо Vi, я здесь очень многому научился. Вообще здорово что в России есть такая школа.

Справка:

Родился 11 апреля 1982 года в г. Севастополь, республики Крым

В 2004 году окончил Военно-Морской Институт Радиоэлектроники им. А.С.Попова, по специальностям «Автоматизированные системы управления» и «Боевые Информационно Управляющие системы подводных лодок»

В этом же году, филиал Высшей школы Экономики в г. Санкт-Петербург, по специальности «Информационная безопасность».

В 2009 году окончил Государственный Университет Управления по специальности «Маркетинг».

Имеет степени ITSM (Service Manager IT), PMP (Project Manager Professional), PME (Project Manager Expert), IPMA (International Project Management Association).

До 2006 года проходил службу в Военно-Морском Флоте Российской Федерации.

До 2007 года работал в ОАО «Российская Телекоммуникационная Сеть» (входит в ОАО «Ростелеком») занимался строительством сети базовых станций беспроводного доступа и проектами строительства узлов связи.

Позже отвечал за эксплуатацию линейно-кабельных сооружений компании.

С 2007 занимал различные должности в системе ГК «Видео Интернешнл».

В настоящее время занимает должность Технического Директора Vi.