Автор – Олег Колесников.

Журнал «Техника кино и телевидения» № 5 2018 (697)
Рубрика «Телевидение. Спорт»

«И вновь нелегкая журналистская судьба занесла меня в Париж» — примерно так по легенде в советское время начинался рассказ маститого журналиста-международника об очередной загранкомандировке. Но на этот раз судьба в составе приглашенного специалиста компании Olympic Broadcasting Services (OBS) планово занесла меня в Южную Корею, зимний и ветреный край очередной, 13-й по счету в моей жизни Олимпиады. На этот раз, в городе Пхенчхане, а точнее, в небольшом местечке Джеонсонге, предстояло руководить подготовкой и показом горнолыжного спорта на весь мир. Но речь сегодня пойдет не столько о скоростном спуске на лыжах, сколько о тенденциях технологического развития, которые удалось увидеть на Олимпиаде.

Итак, прежде всего необходимо привести несколько цифр об Играх с точки зрения основного вещателя и производителя международного ТВ сигнала OBS:

  • 12 ТВ компаундов на 15 спортсооружениях;
  • 450+ HD TV камер (из них более 50 находились на скоростном спуске в горах);
  • 38 ПТС HD, 2 ПТС UHDTV 8К;
  • 120 камер 4К, 10 камер UHDTV 8К;
  • 850+ часов производства HD;
  • 5000+ накоплено часов архивных материалов;
  • 360+ часов производства 4К;
  • 3500 микрофонов, производство полностью с многоканальным звуком 5.1;
  • 6 VR команд для съемки Live 180°;

Будучи высокотехнологичной компанией, OBS отслеживает все современные технологические тенденции, однако, для вещания такого серьезного спортивного мероприятия как Олимпиада, используются только самые надежные и неоднократно апробированные технологии. Именно поэтому в преддверии Олимпиады в Токио готовятся и отрабатываются технологии вещания UHDTV 8K, которая должна стать основным технологическим прорывом в 2020 году. При этом съемка в 4К была практически на всех объектах, однако, в большинстве своем, только в режиме ТЖК для дальнейшего монтажа.

Большое внимание было уделено вещанию в новых средах и вообще технологии IP. Если в 2008 году телевизионный канал из Москвы в Пекин через интернет со скоростью 4 Мбит/c, выглядел как технологическое чудо и имел не менее чудесную стоимость, то сегодня общая информационная емкость передаваемых телевизионных каналов между Олимпийскими объектами превосходила 212 Гбит/c, а общая мощность передаваемых на другие страны из Южной Кореи была более 400 Гбит/c.

Сейчас много говорят о закате VR. Действительно, многообещающая технология так и не получила массового применения, хотя и тоже была востребована на Олимпиаде в Корее. Несколько устройств (стереокамер с панорамой в 180 град) от компании Intel от 4 до 6 камер на трассе объекта применялись для формирования программы VR в прямом эфире. Честно говоря, я не был впечатлен увиденным, однако, если это присутствует на Олимпиаде, значит в этом есть потребность и вещатели, которые пользуются этим сервисом.

Как я и говорил ранее, VR – это только первые шаги на пути к развитию нового телевидения, которое нельзя уже будет назвать телевидением в традиционном понимании этого слова. Сначала получила развитие технология VR, далее естественным образом она перейдет в дополненную реальность — AR (augmented reality), когда к существующей телевизионной картинке будет подмешиваться дополнительный, существующий только в виртуальном пространстве контент, а затем уже и к полностью «виртуальному» пространству, формируемом на основе прямого телевизионного сигнала. Некоторые, пока еще не сильно заметные шаги для этого уже делаются, и в ближайшем будущем нас ждет переход в полностью смоделированную реальность, основанную на снимаемом в реальном режиме времени сигнале. Это большая тема для отдельного исследования, которую мы попробуем раскрыть в будущих статьях.

Развитая инфраструктура связи на Олимпийских играх делает возможным внедрение совершенно новых способов производства, в частности, удаленное производство (remote production) для кардинального снижения стоимости организации выездных трансляций. Крупнейшие компании, такие как NBC, Discovery и другие использовали remote production для обслуживания удаленных студий, для доступа к архивам компаний, которые остались в производственных комплексах компаний в странах. С точки зрения пользователя комплекса NBC, обрабатывающего материалы олимпиады, все материалы в HD-качестве были доступны онлайн по обе стороны океана и в Корее, и в Америке. Несколько компаний использовали камеры, которые управлялись из международного вещательного центра, а сами камеры были установлены на объектах на удалении до 50 км. По мнению технического руководителя OBS Сотириса Соломуриса, точка невозврата уже пройдена и remote production будет только усиливать свои позиции и в ближайшем будущем на всех спортивных и не только телевизионных событиях малого и среднего масштаба. Что же касается Олимпиад, то использованию ПТС, по его мнению, на этом мероприятии в ближайшие 5-10 лет пока ничего не угрожает.

Современные технологии съемки и передачи вещательных сигналов эволюционируют вместе с развитием современных технологий связи. Еще 7-10 лет назад использование мобильных сетей связи было связано только с голосовым трафиком, позднее были развиты технологии многомодемной сотовой связи для передачи прямых телевизионных репортажей. На Олимпиаде в Пхенчхане были оттестированы новые методы вещания через мобильные сети с еще пока не стандартизированной технологией сетей мобильной связи следующего поколения 5G. Причем это тестирование заключалось не только в том, что ВИП-гостям были выданы планшеты с очень быстрым интернетом для просмотра прямых трансляций, где они могли переключать камеры и самостоятельно выбирать повторы. На основе сети 5G была создана сеть передачи сигнала с камер, установленных на бобслейных санях (бобе) для включения в прямую трансляцию. Показателен тот факт, что испытание технологии 5G было проведено не только в демонстрационных целях, но и в применении к уже реальным трансляциям.

Что же нас ждет в ближайшем будущем при трансляциях на Олимпиадах?

  1. Дальнейшее развитие IP производственной инфраструктуры.
  2. Переход к облачным сервисам, как с точки зрения производства, так и с точки зрения хранения и дистрибуции контента. Недаром с 2017 года компания «Алибаба груп» стала технологическим партнером МОК в части облачных сервисов.
  3. Все шире будут применяться сети мобильной передачи данных для целей производства.
  4. Удаленное производство будет востребовано для трансляций малого и среднего масштаба.
  5. Искусственный интеллект, как дополнение, а затем и замена многокамерной съемки.

Таким образом, еще рано говорить о кончине традиционного телевидения, но уже сейчас сформировались направления развития, которые помогут преодолеть определенный застой последних нескольких лет в развитии телевизионных технологий и приведут к сокращению затрат на производство, на технику и приведут к новым, еще ни разу не применимым технологиям съемки и показа. Но об этом мы поговорим в следующих статьях.

Так что готовьте, нанимайте, господа вещатели, айтишников. За ними будущее в новом видении.