Интервью с ведущим инженером Центра спорта и образования «Самбо-70» Анатолием Аликиным.

Журнал «Техника кино и телевидения» № 6 2018 (698)
Рубрика «Телевидение. Оборудование»

Центр спорта и образования «Самбо-70» в Юго-западном округе столицы – уважаемый и известный российский бренд, школа с сильнейшими традициями, воспитавшая более 25 тысяч спортсменов.

За 48 лет своей истории из обычного спортивного клуба школа «Самбо-70» превратилась в крупнейшее образовательно-спортивное Европы и поставила на поток подготовку чемпионов не только по единоборствам, но и художественной, спортивной гимнастике, плаванию, спортивным танцам, легкой атлетике, лыжным гонкам, футболу, бейсболу и т. д. Только непосвященного удивит факт, что олимпийские звезды Юлии Липницкой, Алины Загитовой, Евгении Медведевой взошли именно здесь – в центре спорта и образования с таким, казалось бы, далеким от фигурного катания названием.

Однако, в 2013 году по распоряжению Правительства Москвы в структуру «Самбо-70» вошли шесть спортивных школ Юго-Западного Административного округа Москвы. Они были реорганизованы в отделения «Самбо-70»: «Юность», «Черемушки», «Битца», «Олимпия», «Севастопольский» и «Хрустальный». Количество занимающихся выросло до 16 000 человек. Ведь самбо – это не только борьба. Это философия, образ мышления и стиль жизни, умение с честью выходить из любых ситуаций. Это система воспитания, способствующая развитию морально-волевых качеств человека, патриотизма и гражданственности. Не зря руководством нашей страны борьба самбо официально признана национальным и приоритетным видом спорта в РФ.

– Насколько Ваше образование связано с Вашей нынешней профессией?

– Я учился в Новосибирске в Государственном техническом университете на факультете радиотехники, защищал диплом по телевизионной тематике, затем некоторое время (к сожалению, а, может, и к счастью) работал диктором новостей на одном из региональных каналов, после – инженером системы посадки самолетов в аэропорту.

В ЦСиО «Самбо-70» меня пригласили работать через три года после завершения инсталляции проекта телевизионного комплекса, то есть в 2016 году. До этого 8 лет я работал инженером проектов в компании «ОВАКО», которая специализируется на поставке и системной интеграции в области телевизионных и кинотехнологий.

Новый уникальный комплекс Центр спорта и образования «Самбо-70» торжественно открыли в Москве в начале 2013 года. Он представляет собой спортивный дворец единоборств, выполненный в древнеримской стилистике, общей площадью свыше 12 тыс. кв м. На первом этаже размещены вестибюли входов, универсальная спортивная арена площадью 2214,5 кв м, примыкающие к арене помещения спортивного назначения и раздевалки.

Спортивный зал в атриуме сооружения является трансформером: многослойное покрытие – паркет (канадский клен) со спортивной разметкой позволяет проводить соревнования по баскетболу, волейболу, мини-футболу, гандболу, художественной гимнастике, акробатическому рок-н-роллу и т. д., предусмотрена укладка ковров, татами под разные виды единоборств, такие как самбо, дзюдо, каратэ, сумо, и т. п., а также установка гимнастического помоста. В цоколе здания расположен бассейн, тренажерные залы, кофе, а третий этаж включает в себя гостиничный комплекс.

– Когда в Центре спорта и образования «Самбо-70» был открыт телевизионный комплекс?

– Новое спортивное сооружение было открыто на территории крупнейшего в России образовательного спортивного комплекса «Самбо-70» в 2013 году. В торжественной церемонии открытия приняли участие Президент РФ Владимир Путин, мэр Москвы Сергей Собянин, а также старый приятель школы «Самбо-70» – известный американский актер, обладатель седьмого дана по айкидо, Стивен Сигал.

Общая площадь 3-этажного здания с цокольным этажом составляет более 12 тыс. кв. м, построено оно в стилистике древнеримских форумов. Немало сил в его сооружение вложил руководитель объединения «Самбо-70», депутат Мосгордумы Ренат Лайшев – он много хлопотал о получении финансирования на строительство, лично согласовывал со всеми структурами дизайн-концепцию здания. Это действительно его детище.

Проектирование полнофункционального аппаратно-студийного комплекса началось еще на стадии строительства здания: мы заложили необходимую инфраструктуру и точки расположения камер. На реализацию проекта телецентра компании-интегратору «ОВАКО», в которой я на момент интеграции комплекса работал главным инженером проекта (ГИП), потребовалось меньше трех месяцев.

– Какие решения инсталлировались в рамках данного проекта?

– В спортивном комплексе используются восемь профессиональных Full HD камер, четыре из которых работают стационарно, посредством камерных каналов, на специальных операторских площадках бельэтажа атриума, а два камкордера – непосредственно на арене в мобильном исполнении с использованием радиоканала. Это модели Sony PMW-350. Под медиакубом в центре спортивной арены мы установили профессиональную купольную камеру Sony BRC-H700P, которая обеспечивает показ общих планов во время соревнований.

Другой изюминкой нашего комплекса является система Robycam 2D, инсталированная российской компанией «Мовиком», позволяющая значительно расширить художественную составляющую съемочного процесса, повысить зрелищность и «оживить» трансляцию любого вида спорта.

Особенностью съемки с помощью Robycam является слежение за объектом, когда камера свободно перемещается, в данном случае, в 2D-плоскости, и позволят режиссеру с самых разнообразных и выгодных ракурсов показать снимаемый объект. Система позволяет фиксировать напряжение поединков вплоть до капелек пота на лицах спортсменов, и в то же время усиливать выразительность при съемке соревнований по гимнастике или спортивным танцам, ее возможность постоянно менять точку съемки и ракурс создает эффект присутствия для зрителя.

Управление комплексом Robycam возложено на двух специалистов – один из операторов отвечает за перемещение камеры (причем для его удобства заранее программируется траектория движения системы), а другой – режиссер, контролирует непосредственно сам процесс съемки. Система Robycam не столько сложна в обслуживании, сколько требует повышенного контроля и ответственности. Поэтому компания «Мовиком» специально обучила работе с роботизированным комплексом троих наших сотрудников, и теперь он запускается только по отпечаткам их пальцев.

– Какое оборудование Вы используете для осуществления трансляций спортивных мероприятий и концертов?

– Для проведения видеосъемок своих мероприятий мы используем серверы компании «СофтЛаб-НСК», один из которых – «Форвард Голкипер» – система для многоканальной записи и замедленного воспроизведения телевизионных повторов в прямом эфире, предназначенная для трансляции спортивных телепередач с замедленными повторами. Сервер захватывает HD-SDI сигналы со всех восьми камер и позволяет прямо во время турнира, проведения поединка помечать интересные моменты, такие как броски, удары, подсечки и т. п. А после этого в паузах оперативно выводить отобранный материал на медиакуб. Важно отметить, что минимальная задержка между событием и его повтором всего 2 секунды, а воспроизведение повтора не прерывает запись. Серверы «Софтлаб-НСК» успешно используются при трансляции футбольных игр Премьер-лиги с 2005 года и по настоящий момент, а также хоккейных матчей КХЛ и прочих спортивных мероприятий на всей территории нашей страны.

Для графического оформления эфира мы используем программно-аппаратный комплекс того же производителя – «Форвард ТТ», который весьма прост в управлении и позволяет адаптировать графический дизайн под самые разные виды спортивных состязаний.

На бельэтаже арены заложены четыре специальные съемочные площадки для установки профессиональных студийных камкордеров. По периметру атриума сооружена бегущая видеострока, а в центре спортивного зала, под стеклянной крышей – современный светодиодный видеокуб. Снаружи на стеклянной части фасада, выполненного из энергоэффективного светоотражающего стекла, ограничивающего ультрафиолет, установлен светодиодный медиаэкран.

Спортивный комплекс оснащен всем необходимым звуковым и осветительным оборудованием, техникой для синхронного перевода, а также телевизионным аппаратно-студийным комплексом, позволяющим вести прямые трансляции спортивных событий и концертов. В здании предусмотрено 1,5 тыс. посадочных мест на стационарных и откатных трибунах.

– Планируете ли Вы инсталляцию другого оборудования «СофтЛаб-НСК» в дальнейшем, и почему Ваш выбор пал именно на этого производителя?

– Не стоит забывать, что у нас государственное учреждение, и, разумеется, мы планируем дальнейшую закупку оборудования у компании «СофтЛаб-НСК», но все упирается в вопрос финансирования. Высокая конкуренция в сфере создания и распространения контента заставляет «затягивать пояса» и оптимизировать бюджеты многие телекомпании, кроме того, определенные сложности возникают с введением санкций и скоростью реакции зарубежных поставщиков. Поэтому мы всегда готовы использовать те возможности, которые перед нами открывают отечественные производители техники для телевещания.

В будущем мы хотели бы приобрести многофункциональную систему автоматизации эфира «Форвард ТА», а также систему «Фокус», которая бы позволила, благодаря встроенному ПО AllMix, создавать и использовать виртуальные трехмерные декорации при съемке, к примеру, новостных программ. В ЦСиО «Самбо-70» что ни день, то новые победы, чемпионы и призеры, ведь у нас 22 вида спорта!

Очень удобно, что «Фокус» интегрирует в себе все необходимое компьютерное оборудование, включая модули временной коррекции, обработки и микширования сигналов, кеинга и др., для создания на лету практически всех типов передач. При этом, данная виртуальная студия бесшовно совмещается с имеющейся техникой третьих производителей и предусматривает протоколы для взаимного управления с различными титровальными станциями, видеосерверами, кодерами, эфирными микшерами и т. п.

Хочу отметить, что мы уже производили необходимые расчеты с использованием системы «Фокус» в конкретном помещении спортивного комплекса, на данный момент остается лишь решить вопрос с финансированием и получить окончательное согласие на приобретение решения.

Ключевым преимуществом оборудования «СофтЛаб-НСК» выступает оптимальное соотношение «цена-качество», его модульность и постоянная готовность к модернизации по мере роста наших требований. Немаловажную роль играет оперативность сервисного обслуживания компании. Когда у нас возникла проблема с платами «СофтЛаб-НСК», я связался с их новосибирским офисом, и взамен старых плат они привезли нам бесплатно новое оборудование на одну из выставок в Москве. Причем, с заметными улучшениями. Программное обеспечение систем «СофтЛаб-НСК» обновляется постоянно и бесплатно, что не может нас не радовать. И важно отметить, что в период санкций государству следовало бы уделять повышенное внимание подобным отечественным разработчикам, которые пишут не только программное обеспечение, но и сами производят аппаратную составляющую своих продуктов.

– Насколько бесперебойно работает оборудование «СофтЛаб-НСК» в Вашем спортивном комплексе?

– Поразительно, что эти серверы не выходят из строя. Бывает так, что возникают проблемы из-за того, что мы сами недостаточно знаем функционал данных систем. Но, несмотря на разницу во времени в 4 часа, специалисты «СофтЛаб-НСК» всегда находят решение всех наших проблем по телефону и электронной почте. В этом плане они очень мобильные и действуют максимально эффективно и быстро.

– Сколько человек требуется для организации полноценного спортивного вещания в Вашем комплексе?

– Поскольку это бюджетное учреждение, мы привлекаем профессиональных операторов и режиссеров по мере необходимости: при освещении крупных соревнований (таких как, например, Международный Кубок Мира по самбо «Мемориал Харлампиева»), а также во время торжественных визитов Президента РФ и т. д. В обычном режиме съемку могут производить специально обученные ученики нашего центра, а в эфирной аппаратной работают четыре профессиональных сотрудника – видеорежиссер, который переключает сигналы с восьми камер, два оператора системы «Robycam 2D» и оператор сервера видеоповторов.

На данный момент мы осуществляем вещание в Youtube, и в планах развертывания собственного телевизионного канала у нас нет – это удовольствие не из дешевых.

– Как Вы оцениваете техническое оснащение центра «Самбо-70», в сравнении с другими спортивными учреждениями?

– Если сравнивать с аналогичными спортшколами, то это уникальный проект, в котором задействовано дорогостоящее и самое современное профессиональное оборудование. По уровню технического вооружения его можно сопоставить с профессиональными клубами и спортивными дворцами. Напомню, что в марте этого года в нашем спортивном комплексе состоялся международный Кубок по самбо имени Анатолия Харлампиева, в рамках которого мы принимали спортсменов из США и многих стран Европы.

– Насколько возможен переход Вашего комплекса к 4К в ближайшей перспективе?

– Переход к производству программ в формате 4К подразумевает не только  изменение тракта, но и закупку нового съемочного оборудования. Full HD является стандартом де-факто, и мы не видим необходимости производства контента в 4К в настоящий момент. Кроме того, переход только на HD-вещание в нашей стране намечен на 2021. Что уже тут говорить о 4К.

Телевизионная составляющая, как и вся радиотехническая отрасль в России, к большому сожалению, значительно отстает от мировых показателей. А учитывая ее исключительную важность, остается лишь пожелать уделять государству этому вопросу повышенное внимание.

– Транслируются ли Ваши материалы на телеканале «Матч ТВ»?

– Нет, телевизионщики «Матч ТВ» регулярно сами посещают наши соревнования, подгоняют в спорткомплекс свои ПТС и обеспечивают полноценную трансляцию с мероприятий, используя для улучшения художественной составляющей нашу систему «Robycam 2D» с нашими же специалистами и купольную камеру для получения видов с верхней точки.

Помимо этого, ежегодно мы проводим выездные спортивные соревнования, к примеру, международный турнир по профессиональному боевому самбо «Плотформа S-70» в Сочи, который практически каждый год посещают Владимир Путин и Дмитрий Медведев (из восьми турниров, которые проводились в Сочи, Путин не был только на одном в 2016 году и записал тогда специальное видеообращение, которое транслировалось на «Плотформе»).

О каждом новом турнире, который посвящается знаковым для российской государственности событиям, выходят сюжеты на «Матч ТВ». В прежние годы объединяющим стержнем мероприятия становились темы великих русских полководцев, создания армии нашей страны. В 2017, согласно замыслу организаторов, церемония открытия и видеоролики между боями включали сюжеты о самых героических эпизодах российской истории – от Ледового побоища и противостояния монголо-татарскому игу до Великой отечественной войны и военной операции в Сирии, борьбе с международным терроризмом.

Дарья Новичкова