Продолжая традицию «нестандартных решений» (ТКТ 4/672 2016)

Банальная фраза — всё новое – это хорошо забытое старое, но в существующих реалиях многие ли читатели или зрители сегодняшнего ТВ вспомнят, что на раннем этапе развития и становления телевидения в СССР  все передачи вещались (транслировались) в прямом эфире, без предварительной записи, в режиме студия – передатчик-телевизор, как сейчас сказали бы «в реальном масштабе времени».

Игорь Исаков, Первый канал

Игорь Исаков, Первый канал

Средства видеозаписи только разрабатывались и МТЦ Шаболовка только начинала оснащаться  и видеомагнитофонов было крайне мало, запись программ только для повторной выдачи в эфир и архивирования. Тем не менее, когда мы иногда видим фрагменты архивных записей первых Новогодних «Голубых огоньков» в глаза бросается  иная,  доверительная атмосфера в студии, открытые и раскованные гости, шутки и импровизации ведущих. С внедрением средств записи- монтажа многое изменилось  и увы не в лучшую сторону – сцены и фрагменты  передач можно многократно перезаписывать, перемонтировать, что-то вообще вырезать из программы… а та атмосфера «прямых» эфиров постепенно исчезать. Поэтому идея возрождения былых традиций в настоящем времени была проста как всё гениальное – вернуть зрителю (а кому–то показать впервые) ту атмосферу непосредственного участия в главном празднике года программе «Новый год на Первом канале».

Да решение не стандартное, но руководство Первого никогда не мыслит шаблонами и главный вопрос на предновогоднем совещании  — «Чем будем удивлять?». Это стиль работы, творческая установка всех сотрудников канала и это отличает и выделяет программы, фильмы и передачи Первого от целого ряда (вроде бы и не плохих, больших и не очень), но безликих и незатейлевых – «никаких» по сути, убери логотип с экрана  и не угадаешь с пяти раз, что за канал, что хотят сказать зрителю, чем УДИВИТЬ?  Тем более новогодняя программа  — это в первую очередь встреча Нового года и проводы Старого со «своим» верным зрителем, как членом семьи, с которым вместе долгие годы, который вместе смеётся и плачет, грустит и УДИВЛЯЕТСЯ новым программам и передачам, новым граням жизни и  «своего» зрителя нельзя разочаровывать.

Фото из личного архива

Фото из личного архива

Всё гениальное непросто…

Возвращаясь к истории, пусть и не такой далёкой, во времена Гостелерадио СССР  Новогодняя программа была  срежиссирована посекундно: фильмы-мультфильмы, программа «Время», «Ирония судьбы…», поздравление Генсека, бой курантов, радостные ведущие в студии «Голубого огонька», ближе к утру деликатес для самых стойких — «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады» ( исключение из правила —  музыкальный фильм «Волшебный фонарь» Е. Гинзбурга в 1977 году). И так из года в год  до начала 90-х, когда стали появляться новые канала (НТВ и ТВ-6), дробиться старые (ОРТ и ВГТРК) например, устоявшийся регламент новогодних эфиров был незыблем, пока в новогоднем эфире ОРТ в 1996 году не появилась  программа «Старые песни о Главном». Это была революция, переворот сознания, сильно и свежо. И вот прошло уже 20 лет со времени первого выхода в эфир, а программа востребована зрителем, региональные канала с завидным постоянством покупают и показываю до сих пор.

Продолжая традицию «нестандартных решений» — новогодняя программа 2016 года на Первом канале была показана в «прямом» эфире.

Как это было рассказали в интервью журналу исполнительный продюсер проекта Игорь Исаков, главные специалисты службы Генерального продюсера Игорь Трушенков и Виталий Рогатнев : «В середине ноября 2015 года на совещании руководство Первого приняло окончательное решение – Новогодняя программа будет транслироваться в прямом эфире». Съёмочные площадки – Красная площадь и улицы города. Дальше началась проработка деталей, уточнения, что называется «шлифовка идеи», а идея – не просто показ «румяных» лиц гуляющих на главной площади, а организовать несколько съёмочных площадок и устроить «перекличку» между ними и вырисовывались следующие съёмочные точки:

Каток на Главной аллее ВДНХ – ПТС HD с возможностью подключения до 16 видеокамер.

Сценические площадки и каток на Красной площади — ПТС HD с возможностью подключения до 16 видеокамер.

Сценическая площадка внутри ГУМа — ПТС HD с возможностью подключения до 16 видеокамер.

Никольская улица — ПТС HD с возможностью подключения до 10 видеокамер.

Реальное количество задействованных видеокамер определялось в процессе репетиций.

Фото из личного архива

Фото из личного архива

Не числом, а умением..

В ночь с 31 декабря 2015 года на 1 января 2016 в Москве было около пятнадцати градусов мороза. Шел легкий снежок. Отнюдь не идеальные условия для съемок. Но в разгар народных гуляний творилась история: в прямом эфире, впервые за существование российского телевидения, велась трансляция новогоднего торжества. Смешение жанров – прямой репортаж с площадок, поздравление Президента и включение музыкальных фрагментов наиболее успешных цикловых проектов «Голос», «ДОстояние РЕспублики», «Точь-в-точь», «Что? Где? Когда?», «Вместе с дельфинами», «Вечерний Ургант», «Пусть говорят» и «Три аккорда». Участие приняли  абсолютно все главные звезды отечественной эстрады — от Земфиры до Аллы Пугачевой.

«В связи со сжатым графиком», — подчеркивает Игорь Исаков, «работа велась почти круглосуточно.  Предварительные съемки в ГУМе могли проходить только ночью, когда торговый дом закрывался и в нем не оставалось посетителей. Отдельные эпизоды писались вплоть до тридцатого числа».

Информация о проекте не афишировалась даже внутри подразделений Первого канала и детали были известны немногим. «Детали проекта уточнялись до последнего момента, — акцентирует внимание Руководитель отдела Технического развития Дмитрий Волков, -всего за 10 дней до Нового года специалисты отдела получили «отмашку» на начало работ по созданию технологии трансляции. Поскольку съемочные площадки и их внестудийные средства (ПТС, ПРС, станции спутниковой связи FlyAway и прочие средства и системы) – это важное, но не самое крупное звено в технологической цепи трансляции. Основные технические средства (АЦ-3, КРА, АС, АЭК, АСБ-9, Службы главного технолога и координации и т.д.)  располагаются внутри ТТЦ Останкино, которые нужно было увязать и скоординировать в кратчайшие сроки. Технологическая схема трансляции корректировалась вплоть до 31 декабря и было сделано 5 версий с поправками и дополнениями. И такую масштабную работу по подготовке и реализации технологии многоуровневого проекта выполнила совместная  группа специалистов Первого канала, ТТЦ Останкино и компании Век ХХL.

«Во время трансляции, — добавил Д. Волков, — основную нагрузку взяла на себя трансляционная аппаратная АСБ-9, «заточенная» на эфирные трансляции и обладающая, помимо самого современного HD оборудования, очень опытным и обученным для подобного рода работ персоналом, поскольку в течение многих лет АСБ-9 является закреплённой за Дирекцией спортивного вещания эфирной аппаратной и «прямые» эфиры для персонала штатный режим работы. Но даже для такого опытного персонала 8-ми часовый «прямой» эфир — это серьёзное испытание, поэтому на этот  участок работ были направлены лучшие «творческие» силы Первого канала:

Такого состава режиссеров и продюсеров в одной АСБ и в одно время не часто можно увидеть:

Роман Бутовский – программный режиссер

Александр Подъяпольский – Зам. Главного продюсера Дирекции музыкальных и развлекательных программ

Владимир Алексеев – исполнительный продюсер той же дирекции

Юрий Лыткин – Руководитель Отдела трансляций Дирекции спортивного вещания

Сергей Пахоменков – Заместитель Директора той же дирекции

Алексей Карак — Руководитель отдела Эфирной графики

…и это не полный перечень «творцов» проекта.

И вершина пирамиды Александр Файфман, руководивший всеми техническими средствами и персоналом в процессе трансляции. Командный пункт руководства канала был оборудован в специальном помещении внутри ГУМа  и был оснащен всеми средствами мониторинга и связи, где он вместе с Генеральным директором Константином Эрнстом осуществляли оперативное руководство трансляцией — буквально «вели» режиссёров по сценарному плану во время всей трансляции, видя эфирную программу оперативно корректировали, подсказывали нюансы и скупо благодарили после успешного завершения.

«Это был хороший, интересный проект, — добавляет Игорь Исаков, — конечно с элементом авантюры и он не зависел  от технических или организационных аспектов проекта – здесь никаких сюрпризов не ожидалось, поскольку Первый канал традиционно и ежегодно проводит прямые трансляции парадов с Красной площади, технология отработана на 100% годами, переклички это вообще любимый приём в трансляциях Первого (Всем миром-всем народом, открытие и закрытие Олимпиады в Сочи и т.д.), но существовал элемент непредсказуемости природы – ведь зима же, -15 С, накрой Москву снежный заряд, метель и всё пропало…показывать на улице нечего, только белое безмолвие ?? Все ключевые точки съёмки: катки, сцена на Красной площади и Никольская улица с приглашенными гостями выпадают из трансляции, полное изменение сценарного плана, теряется зрелищность, соучастие гостей и зрителей в празднике, теряется сама атмосфера праздничного действа.

Откровенно говоря, нечто подобное и произошло с точкой на Никольской улице, была оборудована съёмочная площадка, локальный свет, ТВ камеры, приглашены гости, улица красиво подсвечена, но гуляющих оказалось катастрофически мало, то ли мороз и ветер сыграл злую шутку, но видимо просто гости не задерживаясь проходили сразу к сцене на Красной площади, где конечно было интереснее и веселее. Такие элементы на грани авантюры и делают проекты трудными, но интересными, это стоит тех усилий и нервов, но за такие проекты я говорю «Спасибо» руководству Первого канала и они благодарят нас. Мы стараемся делать всё что можно и что нельзя, чтобы реализовать принцип «ЧЕМ удивлять будем ??».

Заключение

Мы сохраним интригу и пока не будем раскрывать ЧЕМ ?? может быть трансляцией в формате UHD, но эта планка Первым каналом уже взята – прошлогодний парад Победы 9 мая был снят и смонтирован в формате 4К (победитель ТКТ Awards 2015).

Значит следующий рубеж – прямая трансляция в формате 8K …кто знает?? Ждем и УДИВЛЯЕМСЯ.

Анна Пышненко