Журнал «Техника кино и телевидения» № 10 2017 (690)
Рубрика «Телевидение. Карьера»

Недавно мне позвонил старый знакомый — общаемся достаточно часто — и неожиданно спросил: «А правда, что вы здесь сделали раздвижной кузов ПТС или это PR?» Я даже растерялся — вроде рассказывал уже… Что ж, отвечаю, чтобы не множить слухи.

Прелюдия

Современная передвижная телевизионная станция (ПТС) — мобильный высокотехнологичный телевизионный комплекс, возможности которого закрывают широкий диапазон задач — прямые трансляции с мест крупных политических событий и общественных мероприятий, спортивных соревнований и концертов, театральных премьер, крупных выставок и красочных шоу. Трансляции, отнесенные к категории «Особой государственной важности» («прямые линии», выборы, саммиты и др.), в большинстве случаев проводятся с использованием ПТС.

Совершенно одинаковых ПТС почти не существует (олимпийский флот здесь исключение). Каждая телекомпания делает индивидуальный заказ, зависящий от ее финансовых возможностей, специфики канала и поставленных задач. При грамотном проектировании на первый план выходят такие параметры, как надежность, компактность, отказоустойчивость, резервирование основных узлов, работа в аварийном режиме. Повышенные требования предъявляются не к отдельным компонентам и узлам (автомобильному шасси или телевизионному оборудованию), а ко всему комплексу в целом, технологическому сочетанию всех элементов конструкции, их грамотной компоновке. Обычно съемки проводятся вдали от пункта постоянной дислокации. В этом случае ПТС должна в установленные сроки прибыть на место, вовремя «развернуться»; аппаратура и оборудование должны быстро выйти на рабочие режимы. В ходе работы никакая неисправность и даже выход из строя отдельных компонентов не должны повлиять на проведение съемок, т. к. все общественно-политические или спортивные мероприятия неповторимы и сделать «второй дубль» невозможно. При телетрансляциях программ «особой государственной важности» сбои вообще недопустимы.

Тема

До недавнего времени производство «серьезных» ПТС (многокамерных, с раздвижными стенами) было возможно только за пределами России. В этом году компания Vidau Systems представила телевизионному сообществу уникальную технологию полного цикла производства подобных машин в нашей стране. Представила не только технологию, но и реально сделанный на отечественном стапеле кузов с раздвижным бортом, предназначенный для передвижного многокамерного телекомплекса, который передан заказчику и его можно увидеть и потрогать руками.

Представленная технология производства передвижных телевизионных станций разработана в России командой инженеров разных профессий и специализации. Технология позволяет реализовать индивидуальный подход в создании ПТС на всех этапах – с самого начала и до передачи в эксплуатацию. Можно построить ПТС как под специфические задачи, как, например, трансляции спортивных соревнований, так и универсальные многоцелевые съемочные комплексы для прямых трансляций концертов, политических мероприятий и общественных акций. Создаваемые Vidau Systems ПТС готовы вести съемку как для последующего монтажа, так и в прямом эфире. Необходимый комплект камер и оптики, серверы записи, оборудование повтора сюжетов, собственный спутниковый комплект – все предусматривается при проектировании, устанавливается, настраивается и тестируется с участием специалистов заказчика, все задумки телевизионщиков отражаются в проекте и воплощаются в тесном сотрудничестве.

Особенности, которые обязательно учитываются:

— шасси должно обладать грузоподъемностью, мощностью и проходимостью, достаточными для проезда в снаряженном состоянии к месту проведения съемок. Двигатель должен быть надежным и нетребовательным к качеству топлива;

— стойки с оборудованием должны быть снабжены специальными демпфирующими устройствами, гасящими нежелательную вибрацию и удары при движении автомобиля по дорогам без твердого покрытия и работе электрогенератора, чтобы предотвратить повреждения дорогостоящей телевизионной техники;

— обязателен легкий и безопасный проход людей в рабочие отсеки;

— необходим удобный доступ персонала к аппаратуре и оборудованию для эксплуатации и обслуживания (как изнутри корпуса, так и снаружи), теплоизоляция отсеков (изотермический кузов) и звукоизоляция рабочих мест (акустическая обработка отсеков).

Как создаются российские ПТС

Инженеры Vidau Systems cразу выполняют функциональные схемы и трехмерное моделирование с визуализацией. На моделях виден кузов снаружи и внутренний конструктив отсеков, расположение персонала на рабочих местах и размещение оборудования в стойках и консолях. При конструировании идет не просто подгонка типовых конструктивных решений под техническое задание, а создание индивидуального проекта под реальные потребности заказчика и условия эксплуатации — применяемая технология изготовления кузова позволяет это делать. Кузов моделируется под выбранное телевизионное оборудование и необходимые системы жизнеобеспечения. Обязательно делается правильная развесовка ПТС по осям, чтобы соблюсти все требования к передвижению транспортного средства на дорогах Российской Федерации, при этом создается оптимальная эргономика рабочих мест и удобство развертывания передвижного телекомплекса на точке. Затем исполняются все рабочие чертежи и схемы, которые передаются в производство; приобретаются телевизионное оборудование, комплектующие и расходные материалы и начинается собственно производство.

Производственная база Vidau Systems расположена в Москве, и инженеры тесно работают вместе с производственниками даже после того, как проектирование закончено и чертежи согласованы. Все этапы изготовления кузова проходят под контролем инженерной команды, что позволяет оптимизировать конструкцию и оперативно вносить изменения в ходе строительства. Изменения могут вноситься в состав и количество телевизионного, звукового и вспомогательного оборудования, переназначение рабочих мест — все это в данной технологии выполнимо. Важно, что с первого дня строительства заказчик с интегратором могут говорить по-русски, легко понимая друг друга.

Самый большой секрет

Подробный рассказ о деталях конструкции кузова и том, как обеспечивается его повышенная жесткость, что очень важно в условиях российских дорог — это тема большой серьезной статьи. Долго можно рассказывать о доработках конструкции шасси, системах жизнеобеспечения, стабилизации на площадке и, конечно, телевизионном оснащении. Конструкцией предусмотрен ряд особенностей, которых вы не увидите на западном рынке, просто потому, что там этого не надо.

Но о некоторых хитростях хочу обязательно рассказать сейчас. Посмотрите на рисунок — в обшивке каркаса кузова применены сотовые композитные панели собственной разработки. Панели обеспечивают дополнительную прочность и долговечность кузова и позволяют снизить его массу. Немаловажным преимуществом таких панелей является их высокая коррозионная устойчивость по сравнению с традиционными листовыми обшивочными материалами. Кроме того, при обшивке кузова такими панелями предусматриваются технологические зазоры, заполненные специальным упругим компаундом. Это необходимо для увеличения долговечности и герметичности обшивки, так как, каким бы крепким не был кузов, небольшие смещения все равно происходят. Если этого не предусмотреть, то будет происходить постепенная деформация обшивочных материалов. Именно поэтому, при стандартной, листовой обшивке, особенно если на весь борт идёт один лист, со временем на углах, в стыках и соединениях появляются трещины и очаги коррозии, через обшивку проникает влага и грязь. Применяемый компаунд не меняет своих свойств при температурах от –50 до +75, выдерживает эксплуатацию в прибрежных районах с высокой соленостью воздуха и не разлагается под воздействием химических реагентов, применяемых дорожными службами для борьбы с гололедицей на улицах. Важным преимуществом этой технологии является легкая ремонтопригодность. В случае механического повреждения просто меняются пострадавшие панели. В случае же сэндвичного кузова, повсеместно применяемого в конструкциях зарубежных ПТС, ремонт гораздо более сложный и дорогостоящий, зачастую возможный только на заводе-изготовителе.

Cadenza

То, что предлагает наша компания — это не только работа с «железом» и электроникой. В цикл производства входит полноценная программа обучения по телекомплексу в целом и по его составляющим, а также изготовление полного комплекта схем и эксплуатационной документации. Программа обучения предусматривает тренинги по работе с оборудованием, эксплуатации кузова и систем жизнеобеспечения.

Не вся аппаратура и оборудование ПТС на данный момент делаются в России, но специалисты Vidau Systems сумели воплотить в жизнь серьезную технологию, в которой российские разработки задействованы наиболее полно и удачно, и сделали первыми смелый шаг в развитии российской телеиндустрии.

Уникальная российская технологии производства ПТС, разработанная российским системным интегратором, позволяет обеспечить долговечность, надежность и удобство эксплуатации изготовленных Vidau Systems телекомплексов на колесах. Vidau Systems дает на свои кузова гарантию продолжительностью 5 лет и информирует, что при надлежащей эксплуатации и своевременном проведении профилактического обслуживания срок службы кузова передвижной телевизионной станции составит 20-25 лет.

Coda

Так уж повелось в нашей стране, что почти все серьезные машины целиком строятся вне пределов России. Это делается в Германии, Финляндии, Великобритании, словом, где угодно, только не дома. Тому есть много причин. Останавливаться на них вряд ли есть смысл, поскольку каждый заказчик сам для себя находит резоны, чтобы заплатить иностранному интегратору. Как бы там ни было, но этот подход, как правило, выливается в длительные сроки и достаточно круглую сумму.

Vidau Systems по данной технологии создает ПТС на двух- и трехосных моношасси или полуприцепах, а также на шасси повышенной проходимости. Автомобильной базой может выступать Volvo или Mercedes, MAN или Scania. Но не только: являясь авторизованным партнером КАМАЗ по производству автомобилей специального назначения, Vidau Systems имеет в своем кейсе проекты ПТС на шасси этого российского производителя, чье имя широко известно в мире.

Мы гордимся, что опыт строительства ПТС, который мы накопили в процессе использования в своих проектах на кузовах западного производства, удалось конвертировать в достойный отечественный продукт. Несомненно, возможность строить ПТС здесь, в России, станет большим подспорьем для развития нашего телевидения и будет по достоинству оценена специалистами телевизионного сообщества.

Автор: Михаил Ротко