Интервью с генеральным директором ООО «ТРУМПФ» Василием Викторовичем Диановым.

Когда была основана компания TRUMPF и что она представляет собой сегодня?

В 1923 году Кристиан Трумпф вместе с двумя партнерами приобрели в Штутгарте механическую мастерскую и назвали свою компанию Julius Geiger GmbH. Небольшое предприятие занималось выпуском гибких вращающихся валов, и в 1927 году в нем работало 70 сотрудников. Производство расширялось, и в 1933 году переместилось в более просторные помещения в пригороде Штутгарта — городе Вайлимдорфе.

В 1947 году с выпуском первого пробивного станка компания впервые заявила о себе как производителе металлообрабатывающего оборудования.

У Кристиана Трумпфа не было детей, поэтому он передал компанию двум талантливым менеджерам, работающим в его команде. Один из них был инженер-конструктор Бертольд Ляйбингер, а второй – Хуго Шварц – отвечал за коммерческое управление. В 1978 году Хуго Шварц продал свою долю в компании профессору Ляйбингеру, который стал ее единоличным владельцем.

В том же 1978 году новый управляющий Бертольд Ляйбингер привез из США американский газовый лазер мощностью 1 кВт производства фирмы Coherent. И уже в 1979 году TRUMPF представил первый станок для обработки металлического листа, объединивший две технологии – вырубку и лазерную обработку. А в 1985 году компания анонсировала компактный газодинамический лазер собственной конструкции с выходной мощностью луча 1 кВт и приступила к выпуску станков для лазерной обработки металлического листа.

В 2005 году в силу возраста Бертольд Ляйбингер передал бразды правления компанией следующему поколению семьи. И сегодня Совет директоров TRUMPF возглавляет его дочь –  Никола Ляйбингер-Камюллер, в ведении ее мужа находится станкостроительное направление, а брата – направление лазерной техники.

За время своего развития из небольшого предприятия TRUMPF вырос в высокотехнологичную компанию со штатом сотрудников в 12 тыс. человек и годовым оборотом около 3 млрд. евро.

Стоит отметить, что сегодня, в отличие от конкурентов, TRUMPF самостоятельно конструирует и производит лазерные источники всех широко применяемых в промышленности типов волоконные, дисковые, диодные, импульсные, с модуляцией добротности, газовые с диффузионным охлаждением, газовые с быстрой прокачкой, с мощностью до 20 кВт.

Для каждого вида предлагаемого нами оборудования существует оптимальная область применения, и поэтому мы можем предоставить наиболее выгодное решение для каждого клиента.

Когда было основано российское представительство TRUMPF, и чего оно достигло к настоящему времени?

История TRUMPF в России началась еще в советское время. С разрушением прежней государственной системы внешней торговли, некоторое время станки TRUMPF представляли немецкие торговые дома. В 2002 году в России начала действовать агентская компания «Технико-коммерческий центр», которая изначально специализировалась на обслуживании оборудования, а затем стала заниматься его продажами. В 2005 году команда этой компании перешла в новое дочернее предприятие со 100-процентным капиталом TRUMPF – OOO «ТРУМПФ».

С момента основания мы увеличили штат сотрудников компании в 2 раза – сейчас в ней работает 59 человек. А объем продаж мы повысили в 5 раз, если ориентироваться не рекордные цифры 2014 года. Кстати сейчас нам удалось вернуться к этим показателям.

На продвижении какого оборудования Вы фокусируетесь в России?

Сама по себе линейка оборудования TRUMPF довольна широка, и на протяжении времени постоянно видоизменяется. В России мы в первую очередь концентрируемся на поставке станков, и во вторую очередь – на поставке лазерных источников, что обусловлено недостаточной развитостью рынка интеграторов. У нас крайне мало производителей, которые могли бы встраивать наши лазерные источники в сложное технологическое оборудование как OEM-модули. Все они в большей степени сосредоточены на стоимости конечного продукта, и для них лазеры TRUMPF – это дорого. Мы представляем широкую гамму лазерных источников: начиная с газовых и заканчивая твердотельными лазерами. Однако короткоимпульсные и ультракороткоимпульсные твердотельные лазеры на российском рынке не продаются – здесь на них нет спроса.

Станочная продукция TRUMPF успешно реализуется с советских времен. Традиционно в общей структуре продаж примерно 40% занимают лазерные станки, 35% – гибочные и 15% – пробивные станки. На долю остального оборудования приходится 10%.

Какую динамику продаж Вы показываете на российском рынке в сложившихся экономических условиях?

По итогам 2016 года мы показали 60-процентный рост, в сравнении с 2015 годом. Мы вернулись к докризисному уровню и обеспечили объем продаж, превышающий 2 млрд. рублей.

Что получает клиент, который инвестирует в оборудование с логотипом TRUMPF? Вы выглядите как более дорогой поставщик, но денежная разница должна подкрепляться технологическими преимуществами.

Мы не просто продаем станки – мы продаем комплексные решения и конкурентное преимущество.

Исторически компания TRUMPF выступала «законодателем мод» в листообработке, постоянно устанавливая рекорды по мощности лазерных источников. Мы понимаем, что через два-три года техника конкурентов приблизится к нашим сегодняшним новинкам, но за это время TRUMPF совершит очередной технологический прорыв и снова окажется на шаг впереди.

Как показывает практика, совокупное время производства детали подразделяется на время физической обработки и время вспомогательных операций. В том время как конкурирующие производители оборудования соревнуются в демонстрации более мощных лазерных источников, мы сфокусировались на минимизации временных затрат на вспомогательные операции и представили комплекс, который интегрирует процесс обработки, а также сортировку и удаление деталей из зоны обработки. На мой взгляд, y такого оборудования многообещающие перспективы.

Предлагаете ли Вы возможность модернизации оборудования по мере роста бизнеса клиента?

Мы всегда предоставляли возможность наращивания производительности оборудования, интеграции средств автоматизации в производственный процесс или расширения существующего функционала станков. Сегодня жизнь идет дальше, и мы предлагаем клиентам решения, связанные с управлением производством, контролем технологических операций и устранением неисправностей. К примеру, быстро и эффективно идентифицировать неисправность и сократить время простоя оборудования можно с помощью специального приложения Visual Online Support (VOS), установленного на iPad.

Ваша компания располагает уникальным опытом реализации разноплановых проектов: от создания производств по лазерному раскрою картона до оснащения предприятий по выпуску, ремонту и восстановлению авиационных и автомобильных двигателей, изготовлению сельскохозяйственных, инженерных и специальных машин, металлической мебели, электронной и медицинской техники. В каких отраслях наиболее востребовано оборудование TRUMPF в России?

В машиностроении мы присутствуем практически везде. Мне не приходит в голову ни одна отрасль, которая может быть нами забыта.

Нашими клиентами являются предприятия, ориентированные, в первую очередь, на изготовление качественных деталей по самым конкурентоспособным ценам. Именно такие клиенты ценят в оборудовании TRUMPF надежность и стабильность работы и понимают, что качественный инструмент не может стоить дешево.

В Европе только ленивый не говорит об Индустрии 4.0. Какие шаги делает TRUMPF в этом направлении?

В рамках концепции Индустрии 4.0 отдельно взятые единицы оборудования начинают взаимодействовать друг с другом, упрощаются логистика и организационный процесс производства. Мы относим себя к флагманам четвертой промышленной революции. Совместно с другими компаниями, мы основали открытую бизнес-платформу AXOOM, которая объединяет станки, программное обеспечение и технологические процессы различных производителей и позволяет организовать серийное производство по усмотрению клиентов.

Как осуществляется сервисное обслуживание станков TRUMPF в России?

Мы встроены в глобальную сервисную систему, которая имеет определенную иерархию. На российском рынке заказчиков обслуживает национальный сервисный центр (с самым крупным штатом сотрудников в сравнении с другими производителями оборудования), за которым стоит глобальный сервисный центр. Если проблема не может быть решена на уровне глобального сервисного центра, она устраняется конструкторами в специальных разработческих центрах.

Помимо московского, в России действуют три сервисных центра – в Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге и Новосибирске. Мы располагаем обширным складом запчастей, на котором представлено более 6 тыс. наименований изделий. Кроме того, мы организовали службу русскоязычного телесервиса для диагностики неисправностей без выезда инженера на место. Наши сотрудники ежегодно 1,5 месяца проходят курсы повышения квалификации в главном подразделении TRUMPF в г. Дитцингене.

Каким образом осуществляется обучение Ваших заказчиков?

Мы предлагаем широкую программу обучающих курсов для операторов, программистов и специалистов по техническому обслуживанию на базе нашего московского офиса.  Но как показывает практика, клиенты предпочитают обучаться работе с оборудованием на своих производственных площадках. Кроме того, мы проводим мастер-классы по проектированию деталей, в ходе которых наши заказчики могут изучить новые концепции разработки и ознакомиться с достижениями в области новейших технологий производства.

Готовите ли премьеры к выставке «Металлообработка-2017»?

Дебюты состоятся как в направлении гибочных технологий, так и в зоне вырубки и листообработки. Мы покажем несколько обновленных станков серии 5000, которые будут превосходить прежние модели по производительности.

Кроме того, в этом году мы сфокусируемся на другом важном для нас направлении – аддитивных технологиях. В частности, мы продемонстрируем универсальный станок с промышленной системой управления деталями и порошком для серийного производства сложных металлических изделий методом лазерной 3D-печати TruPrint 1000, который позволяет изготавливать компоненты 100 мм в высоту и 100 мм в диаметре.

Как складывалась Ваша карьера до прихода в компанию TRUMPF, где Вы получили образование?

С немецкими компаниями я работаю на протяжении 21 года. До прихода в TRUMPF я в течение восьми лет руководил представительством другой крупной немецкой компании, которая занимается производством машиностроительных и автомобильных компонентов и сегодня называется Schaeffler Group.

Я закончил МГТУ СТАНКИН, поэтому приглашение работать в TRUMPF было для меня интересным и вернуло меня на родную стезю.