Интервью с генеральным директором компании «Ред Медиа» Романом Столярским

Журнал Журнал ТКТ («Техника кино и телевидения») № 02 (682) 2017.
Рубрика «Телевидение. Персона номера»

– Как была основана компания «Ред Медиа»?

– Акционеры приняли решение о создании компании в 2005 году. Я был принят на работу в апреле 2006 года. В тот момент на рынке катастрофически не хватало российских каналов. Поэтому в первый же год мы запустили сразу восемь каналов для России, СНГ и Балтии. Сейчас «Ред Медиа» производит 17 собственных каналов: «365 дней ТВ», «Авто Плюс», «Кухня ТВ», «Ля-минор ТВ», «Русская ночь», «HD Life», «Кинопремьера», «Кинохит», «Киносемья», «Киномикс», «Мужское кино», «Киносвидание», «Наше новое кино», «Родное кино», «Индийское кино», «Кинокомедия», «Киносерия».

– Какой была ваша начальная должность в «Ред Медиа»?

– Я был генеральным директором телеканалов, заместителем директора «Ред Медиа». В 2009 году стал директором холдинга. Телевизионный бизнес был для меня абсолютно новым, но мне очень помог мой прежний коммерческий опыт. Свой центральный офис мы решили открыть в Останкино, ведь основные связи и технологии находятся именно в этом месте. Мы достаточно оперативно смогли набрать персонал и метко выстрелили в 2006 году, запустив большое количество каналов в очень сжатые сроки.

– Каким образом у вас это получилось?

– Первые каналы, «365 дней ТВ» и «МНОГО ТВ», были созданы и запущены в эфир в январе 2006 года не мной, а Владимиром Ананичем. Когда я пришел, первые несколько месяцев ушло на понимание процессов. Приходилось много общаться со специалистами, узнавать, что такое ТЖК, что за оборудование, как строится рабочий процесс. Естественно, первоочередной задачей была прозрачность экономики процессов, грамотность подхода к планированию и бюджетированию запуска новых каналов, под которые акционеры выделили средства.

– Производители были внутри компании или сторонние?

– Когда я пришел в «Ред Медиа», тут работали пять человек. Задача быстрого роста заключалась в том, чтобы подготовить бюджет, бизнес-план и осуществить срочный запуск. Вся технология, начиная с playout на 24 канала, который мы запустили уже в 2007 году, заканчивая производством и постпродакшеном, была сосредоточена внутри холдинга. Вскоре в «Ред Медиа» работало уже 600 человек. Собственное производство для своих каналов доходило до 1500 часов в год. Мы производили не только для себя, но и для других: для каналов «Закон ТВ» и «ТНТ», наши фильмы и программы покупали «НТВ», «ТВЦ» и «ТВ-3». В 2008 году мы приняли решение вывести производство на аутсорсинг. Потому что ввели страховые взносы, и экономически выгоднее стало заказывать производство на стороне. Сотрудники, задействованные в создании программ, перешли в производящие компании: для них принципиальных потерь в тот момент не возникло, а для компании это стало экономией от оптимизации затрат на производство.

– В чем заключалась стратегия развития компании?

– На этапе образования «Ред Медиа» задумывалась как компания полного цикла. Вспомните: был взрывной рост и большие ожидания от рынка кабельного телевидения. Предполагался подъем не только в доходах от абонентской платы, но и от перераспределения рекламной выручки от эфирных каналов. Мы также были нацелены на быстрый рост. При этом «Ред Медиа» всегда являлась прибыльной компанией, несмотря на большие производственные расходы и лизинг, который брали в первые два года на закупку оборудования и построение playout. Что касается операционных расходов, то бюджет всегда был плюсовой – гдето приходилось завязывать ремень потуже, не все желания по производству и закупкам претворять в жизнь. Жили по средствам. Но в те годы отчисления и доходы от операторов были больше, что позволяло развиваться быстрыми темпами. И тогда, и сейчас, основные драйверы для нас это – платная модель развития от операторов, реклама и технические услуги, которые мы оказываем по сборке и производству каналов. Мы работали и с NBC Universal, и с Lagardere, и с Sony.

– У вас были две модели дистрибуции: под «НТВ-Плюс» и под региональных кабельных операторов?

– Нет, мы работали по единой модели платной дистрибуции, из которой достаточно много получали. Тогда и стоимость от абонента была гораздо выше.

– Реклама на каналах размещалась?

– Да. Тогда уже начали приходить бюджеты на кабельные каналы, что служило дополнительным источником прибыли. Первый год мы пытались продавать и сами, и с помощью агентов. Потом стали сотрудничать с «Алькасаром».

– Поскольку у вас было собственное производство, соответственно могла быть и зарубежная дистрибуция?

– Да, это распространение программ собственного производства. Архив, который сейчас составляет уже более 10 тысяч часов, мы по-прежнему продаем по всему миру. Цифры не столь большие, мы не можем похвастаться ими, как делают прокатные полные метры, но свою копейку мы с этого тоже зарабатываем.

– По какому принципу создавались новые каналы?

– Мы пришли в чистое поле. Каналы можно было пересчитать по пальцам: Discovery, National Geographic, Eurosport и некоторые другие. Оставалось очень много свободных ниш. Если фильмовые каналы на тот момент существовали у «НТВ-ПЛЮС», то ниша каналов тематического направления во многом была свободной. Мы прорабатывали концепции запуска каналов, выходили с предложением на операторов, изучали востребованность и получали подтверждение о готовности заключать долгоиграющие договоры. Кроме «365 дней ТВ» и «МНОГО ТВ», которые на тот момент уже были в эфире, в первую очередь запустили «Авто Плюс», «Кухня ТВ», «Боец», «Ля-минор ТВ» – каналы, аналогов которым на российском рынке не существовало.

– Ну, а «Шансон ТВ», допустим?

– «Ля-минор ТВ» – первый канал бардовской песни. Тогда «Шансон ТВ» еще не вещал. И, опять же, у каналов на начальном этапе была разная модель развития: у нас платная, а «Шансон ТВ» был открытый и развивался как поддержка радио.

– А у вас, соответственно, таких ресурсов не было для кросс-промо?

– Кросс-промо было внутри своих каналов. И, конечно, у нас долгая и успешная история бартера своего рекламного инвентаря с профильными изданиями и другими рекламными площадками.

– Скажите, канал «Боец»… он вообще был выгодным для вас?

– «Боец» был одним из самых выгодных каналов. В 2013 году наша компания вошла в состав холдинга «Газпром-Медиа». Когда был организован субхолдинг «ГПМ Матч», который стал единой точкой для каналов спортивной тематики, то канал «Боец» был передан им. Кстати, в рамках проведенной тогда реорганизации фильмовые каналы «НТВ-ПЛЮС» были переданы в «Ред Медиа» на производство и дистрибуцию.

– Какие еще изменения произошли в компании «Ред Медиа» после того, как она стала частью холдинга «Газпром-Медиа»?

– Произошли перемены в целом внутри холдинга «Газпром-Медиа». В 2015 году была образована группа компаний «ГПМ КИТ» – объединение студии «Централ Партнершип» и «Ред медиа», как крупного игрока на платном телевидении. В 2014 году мы перевели сборку нишевых каналов «НТВ-ПЛЮС» на свою площадку – мы оптимизировали процессы и добились экономии на производство. Также в 2015 году мы стали единым дистрибутором для «Газпром-Медиа Холдинга», и с образованием субхолдинга «ГПМ Матч» спортивные каналы холдинга перешли к нам на дистрибуцию.

– Сколько всего каналов в вашем дистрибуционном пакете?

– В настоящий момент мы дистрибутируем 41 канал. Как входящие в состав холдинга «Газпром-Медиа», так и сторонние каналы. Только в прошлом году к нам вошли пять сторонних каналов, такие как «КВН ТВ», «Твой дом», «ЖИВИ!», «Малыш», «Бокс ТВ» и Zee TV. Плюс три канала «НТВ», которые запустились в конце прошлого года: «НТВ Стиль», «НТВ Право» и «НТВ Сериал» – тоже находятся в нашем пакете.

– Это же сплошная внутренняя конкуренция. Как вы их разводите?

– Отдельные жанры у нас представлены сразу несколькими телеканалами. Но каждый телеканал имеет свою уникальную концепцию, свое четкое позиционирование.

– Каналы каких жанров лидируют?

– Мы считаем, что у нас сейчас самый сильный пакет спорта – весь спорт «ГПМ Матч». Сильный пакет кино. В августе мы провели ребрендинг и создали, в том числе, премиальный пакет «Настрой кино!». Сейчас киноканалов уже 11: «Кинопремьера», «Кинохит», «Киносемья», «Киномикс», «Мужское кино», «Киносвидание», «Наше новое кино», «Родное кино», «Индийское кино», «Кинокомедия», «Киносерия». Можно сказать, что и по кино мы находимся на лидирующих позициях. А другие жанры дополняют и усиливают наш пакет. Мы присутствуем в каждой тематической нише. Запуском канала «Малыш» по дистрибуционному пакету мы закрыли и детское направление.

– Почему вы решили провести ребрендинг киноканалов? На мой взгляд, он сделан очень вовремя.

– Мы решили провести ребрендинг, потому что последние несколько лет фильмовые каналы теряли свои позиции. Позиционирование и концепция вещания в какой-то момент начали размываться. Плюс сподвигли на изменения и конкуренты – Viasat, Amedia, которые пошли в премиальную нишу. Рыночная ситуация уже требовала, кричала об острой необходимости ребрендинга. Именно поэтому мы сделали его и в целом, и в премиумнише, в частности – все 11 каналов вещают сейчас в рамках единого стиля, с единым кросс-промо, с четким пониманием и направлением абонента, зрителя к тем или иным фильмам и концепциям. Киноканалы охватывают все востребованные направления и жанры: семья, премиум, российское и отечественное кино, мужское кино, романтика, комедии и сериалы. Разрабатывалось все внутри компании, у нас очень сильная группа межпрограммного оформления и анонсов.

– По-моему, каналы и по контенту стали сильнее.

– Безусловно. Редакция очень хорошо работает с правообладателями. Да, мы сотрудничаем не со всеми мейджорами, потому что есть эксклюзивные договоры с нашими конкурентами, но мы движемся в этом направлении. В 2016 году у нас прошло порядка 60 премьер, 27 из которых – на эксклюзивных правах: такие фильмы, как «Экипаж», мы продемонстрировали на несколько месяцев раньше рынка. И зритель все контентные изменения видит и ценит. С момента ребрендинга совокупная аудиторная доля киноканалов «Ред Медиа» в среднем выросла более чем на 50% в сравнении с аналогичными показателями 2015 года.

– Не рассматривался ли вопрос создания единой точки закупок, по крайней мере кино и сериалов, с последующей их раздачей внутри холдинга?

– В рамках отдельных направлений бизнеса холдинга – развлекательное ТВ, тематическое ТВ, спортивное ТВ – закупки и так ведутся консолидировано, синергия достигается. Но в каждом субхолдинге есть своя специфика работы, свои концепции, свои бюджетные ограничения. Существуют разные требования к правам. У эфирных каналов прописание окон эксклюзивности и видов прав имеет свою специфику и отличается от кабельного и спутникового телевидения. В теории идея звучит красиво, но для того, чтобы ее реализовать без ущерба для всех компаний, действительно, требуется очень многое. Сейчас на рынке много разговоров и о единой площадке контента. Технически реализовать это вполне возможно, но основной вызов – соблюсти интересы всех игроков.

– Как пошел «КВН ТВ»?

– Канал запустился успешно. С момента запуска прошло всего полгода и еще многое предстоит сделать: донастроить сетку, вкусно упаковать архивные программы, увеличить объем эксклюзивного материала.

– На первый взгляд, «золотая жила», а с другой стороны, он поздно зашел.

– Поздно. Последние 3–4 года мы разговаривали о его запуске, и когда «КВН» (ТТО «АМИК») принял решение, время было немного упущено. Но у канала есть большой потенциал по дополнительным материалам, которые не присутствуют на эфирных каналах. Уже в текущем году будут заметны улучшения на канале.

– Как вы оцениваете свою долю на российском рынке?

– У нас уверенное второе место по доле рынка в деньгах. Но мы конкурируем с каналами, которые на протяжении многих лет являлись лидерами рынка и достаточно дорого продавались. Такими как Discovery и Viasat.

– Ваши контракты распространяются только на спутниковых и кабельных операторов?

– Все 17 каналов, которые мы сами производим, распространяются и на другие среды. А те телеканалы, которые мы берем на дистрибуцию, – уже в зависимости от договоренности с правообладателями. С некоторыми имеем права на интернет- и ОTT- среды, на различные территории, в том числе и международные права.

– Какой вы видите перспективу обозримого развития рынка и вашей компании внутри него?

– Для этого есть консалтинговые компании, которые сделают обзор рынка лучше меня. Но от себя могу сказать, что идет тенденция на укрупнение: будут 3–5 крупных дистрибутора, потому что независимым производителям очень тяжело конкурировать с большим пакетом. Сейчас любой оператор, какой бы хороший канал ни был, без большого ущерба для своей абонентской базы может легко выключить его из сети. Экономика здесь играет важную роль. Рынок, по крайней мере, на 2017 год, не очень-то растет. Мы каждый год всегда находим общий язык с операторами, в первую очередь, с крупными. Хотя в данный период достаточно сложно вести переговоры, но благодаря тому, что у нас сильный пакет, нам легче договариваться о ценовых условиях и о количестве каналов, которые присутствуют в сети.

– У «Ред Медиа» есть техническая база?

– Есть. Помимо того, что мы являемся дистрибутором холдинга «Газпром-Медиа», и в наш пакет сейчас входит 41 канал, мы также специализируемся на оказании технических услуг по сборке и производству каналов. Сейчас их 26, но наша техническая база, которую мы модернизировали в конце прошлого года и которая в феврале-марте выйдет на полную мощность, позволит производить уже более 50 каналов в форматах SD, HD с расширением до 4К и с возможностью подачи в IP.

– На ваш взгляд, какие перспективы имеет формат 4К?

– Пока это больше маркетинговая история, потому что непонятно, как ее монетизировать.

 

Андрей Писков