Интервью со старшим инженером компании Dolby в России и СНГ Алексеем Прохорчуком.

Международный конгресс НАТ 2018 открылся вручением Премии им. Владимира Зворыкина за достижения в области развития телевидения. По результатам голосования экспертного жюри в этом году в номинации «За достижения в области телекоммуникационных технологий» пальму первенства получил Первый канал. Награду за трансляцию главного футбольного турнира мира в формате Ultra HD с иммерсивным звуком Dolby Atmos во всех средах распространения вручили президент Национальной ассоциации телерадиовещателей Эдуард Сагалаев и генеральный директор Dolby в России и CНГ Алексей Угринович.

«Первый канал является драйвером по внедрению инновационных технологий в отечественном телевидении. Для меня большая честь вручать награду коллегам. Вместе менее чем за полгода мы с нуля реализовали проект международного масштаба, который точно войдет в историю российского телевидения. Первый канал и Dolby помогли миллионам россиян почувствовать себя в центре самого важного и значимого спортивного события этого лета в России, ощутить всю зрелищность состязания и погрузиться в игру. Спасибо коллегам за бесценный опыт и возможность стать частью важнейших событий в истории телевидения», – отметил Алексей Угринович.

На протяжении всей выставки NATEXPO 2018 на стенде МНИТИ команда Dolby демонстрировала уникальную разработку в сфере видеотехнологий Dolby Vision.

Dolby Vision – это собственная HDR-технология компании, которая обеспечивает сверхвысокое качество изображения на экране. На сегодня это единственный HDR-формат, который поддерживает до 10000 нитов, увеличивает яркость до 40 раз и делает темные участки до 10 раз темнее. Все это дает зрителям возможность увидеть контент таким, каким его задумали авторы.

О ключевых решениях компании для бродкаст-индустрии, а также итогах 2018 года мы побеседовали с Алексеем Прохорчуком, старшим инженером Dolby в России и СНГ.

Dolby Laboratories (NYSE: DLB) – компания с главным офисом в Сан-Франциско и филиалами в более 20 странах по всему миру. Технологии Dolby Vision, Dolby Atmos, Dolby Cinema, Dolby Voice, Dolby Dimension и Dolby Audio изменили сферу развлечений и способы коммуникации в кинотеатре, дома, на работе и на мобильных устройствах.

Какие новейшие разработки вы представили для вещателей в ходе выставки NATEXPO 2018?

Для начала следует определить понятие «вещатель». Тенденция в мире такова, что вещательный рынок сейчас делят как традиционные бродкаст-компании, так и динамично развивающиеся интернет-сервисы. Возьмем, к примеру, стриминговый сервис Netflix, который за последние несколько лет превратился в производителя популярных сериалов.

Распространение широкополосного интернета и эволюция пользовательских устройств привели к тому, что аудитория получила широкие возможности выбора, с точки зрения содержания, времени и места просмотра видео. При этом, на смену «пиратским» библиотекам пришли легальные интернет-платформы, предоставляющие услуги по модели OTT. «Видео по запросу» – это технология, которая быстрее всех впитывает новые тренды. Плюс ко всему, это еще и более гибкая система, обновление которой обходится в разы дешевле модернизации обычного вещательного комплекса.

В этом году в рамках выставки мы не анонсируем новинки, наша задача – нести знания о последних разработках компании – Dolby Vision и Dolby Atmos, которые кардинально улучшают качество контента и телесмотрения. Наряду с тем, что во всем мире создано уже более 1000 картин с поддержкой Dolby Atmos, растет доступность русскоязычных фильмов в Dolby Atmos как в традиционных, так и онлайн-кинотеатрах. Технологии Dolby Vision и Dolby Atmos активно осваивают многие отечественные производители контента.

А каковы потенциальные выгоды использования данных решений?

Поскольку конкурентная борьба ОТТ-операторов обостряется, нужно как-то выделяться. Все больше людей готовы платить за контент, который всегда должен быть интересен и постоянно улучшаться. Аудитория видеоуслуг должна понимать, за что она голосует рублем.

В настоящее время производители электроники раскачивают маятник в сторону внедрения UHD, HDR и иммерсивного звука. В свою очередь, технология Dolby Atmos создает мощный подвижный звук, обеспечивая его точное позиционирование и перемещение во всем пространстве помещения. Вместо звуковых каналов Dolby Atmos работает со звуковыми объектами – любой звуковой информацией, сопровождаемой метаданными о ее положении в трехмерном пространстве. Это позволяет воспроизводить аудио с ювелирной точностью и обеспечить невероятно чистое и насыщенное звучание.

В чем заключается отличие Dolby Vision от конкурирующих HDR-технологий?

Dolby Vision использует динамические метаданные. В каждый телевизор с поддержкой Dolby Vision встроено специальное программное обеспечение, которое контролирует цветовой объем дисплея с учетом просматриваемого контента. Изначально камеры захватывают изображение лучшего качества, и мы работаем над тем, чтобы максимально полно использовать возможности телевизора и сохранить исходное качество картинки.

Технология Dolby встраивается на всех этапах: от производства контента до момента воспроизведения на экране. Во время цветокоррекции колористы, работающие с Dolby Vision, анализируют картину от сцены к сцене, добиваясь от нее необходимой контрастности и яркости. Как только все настроено, генерируется комплект метаданных для этой сцены, который далее связывается с изображением и передается покадрово. Именно поэтому такой тип метаданных назван динамическим.

Эта технология уникальна и дает результат и точность выше тех, что используют статические метаданные. За счет покадровой оптимизации изображения вы получаете задуманные режиссером впечатления от просмотра.

Dolby Vision для кинотеатров и домашнего просмотра – это одно и то же?

Чемпионат мира стал важной вехой в почти вековой истории телевидения. Каковы ваши прогнозы по развитию 4К UHD, считаете ли этот формат драйвером развития ТВ-рынка?

Многие игроки рынка смотрят в сторону 4К UHD, ищут свой подход в этом новом мире. Но немаловажно, что для массового внедрения 4К UHD необходимы как полная модернизация системы производства контента, так и обновление парка телевизоров, и снижение стоимости принимающих устройств.

Большинство вещателей, спутниковых и кабельных операторов транслируют сигнал в HD в силу ограниченной пропускной способности, поскольку HDR добавляет к потоку до 20%, в то время как UHD-разрешение – все 300%. Без внедрения технологии HDR формат 4К, в отличие от HD, не обеспечивает желаемого вау-эффекта. Нужно очень сильно приглядеться, чтобы заметить существенные улучшения картинки. Тогда как с увеличенной частотой кадров растет реалистичность изображения, и это настоящая находка для трансляций в прямом эфире и документальных фильмов.

Проект трансляции самого важного и значимого спортивного события этого лета в России на Первом канале – это открытый бета-тест UHD и Dolby Atmos, который позволил успешно испытать технические возможности и доказал, что при должном планировании телекомпания готова перейти на эти технологии. Говорить о регулярном вещании в сверхвысокой четкости и с трехмерным звуком пока рано, но, очевидно, нас ждут разовые акции – такие, как трансляция Олимпиады, Чемпионата Европы, Евровидения и других крупных событий.

Безусловно, UHD и иммерсивный звук являются драйверами развития рынка. И скорость их внедрения во всех средах будет зависеть от совместных усилий вещателей, операторов и производителей контента и устройств, поддерживающих эти технологии.

В чем состояла уникальность проекта на Первом канале?

Первый канал стал одним из двух европейских вещателей, который транслировал футбольные матчи мундиаля в формате UHD с пространственным звуковым сопровождением Dolby Atmos. Всего в мире на это отважились 5 компаний: в Великобритании, Бразилии, Китае, Японии и ОАЭ. Перед нашей технической командой была поставлена задача обеспечить контентом всех зрителей, независимо от среды доставки сигнала.

Благодаря насыщенному иммерсивному звуку владельцы устройств, поддерживающих Dolby Atmos, смогли погрузиться в игру и стать часть происходящего, не выходя из дома. Футбольную программу Первого канала в формате UHD и Dolby Atmos зрители смогли увидеть в 4K эфире на канале Первый UltraHD и в приложении для Smart TV на платформе LG. Матчи в HD Stereo можно было посмотреть на официальном сайте и в специальном мобильном приложении Первого канала, а также в HD и SD эфире в цифровом и аналоговом вещании.

Основная техническая сложность заключалась в том, что Dolby Atmos был сделан как бы поверх стереозвука, который мы должны были оставить для уже имеющихся сред вещания, где Dolby Atmos по ряду причин внедрить было невозможно.

 Dolby Atmos – это кросс-платформенное решение для всех сегментов индустрии развлечений: цифрового ТВ, кино, интернет- и мобильных сервисов? Как развивались ваши отношения с кинотеатральными сетями в этом году, какие крупные проекты вы могли бы выделить?

Важным проектом стало открытие в ноябре этого года 150-го кинозала, оборудованного системой Dolby Atmos, на территории России и стран СНГ. Новый зал «Birkart Dolby Atmos» находится в кинотеатре «Парк Синема Метропарк» в Азербайджане, в городе Баку, и рассчитан на 232 посадочных места. Значимый для нас проект этого года в России – открытие кинотеатра «Горизонт Cinema&Emotion» в Ростове-на-Дону.  Это единственный кинотеатр в России, все 13 залов которого оборудованы системами Dolby Atmos. Каждый зал оснащен интегрированным медиасервером Dolby IMS3000, многоканальным усилителем Dolby Multichannel Amplifier и трехосными динамиками SLS 3-Axis. Все эти устройства вместе образуют комплексное решение, поддерживающее любые форматы, от стерео до Dolby Atmos.

В целом, на сегодняшний день во всем мире работает более 4000 кинотеатров с поддержкой Dolby Atmos. Технология применяется в более чем 75 странах. В частности, системы иммерсивного звука установлены в России, Украине, Казахстане, Белоруссии, Армении и Азербайджане. Эти цифры – доказательство большой и быстрорастущей потребности в качественном контенте среди современных зрителей. Благодаря технологии Dolby Atmos кинотеатры могут предложить своим зрителям выдающееся качество трехмерного звука. Безусловно, мы не останавливаемся на достигнутом и вместе с нашими партнерами продолжаем дальнейшее развитие.

Каким образом будет в дальнейшем выстраиваться ваше сотрудничество с OTT-операторами?

В последнее время мы активно работаем над внедрением Dolby Atmos и Dolby Vision в OTT-сервисы. Первым OTT-сервисом среди российских игроков рынка онлайн-проката, кто внедрил технологию Dolby Atmos, стал Okko. А онлайн-кинотеатр ivi первым в России показал фильмы в Dolby Vision.

Кстати, недавно Rambler Group объявила о создании единой экосистемы развлекательного контента офлайн и онлайн, объединив OTT-сервис Okko и кинотеатры «Формула кино» и «Синема парк» под брендом Okko. Новая единая платформа позволит получать качественный контент в формате Dolby Atmos в офлайне и на многих современных устройствах.

Замечу, что в последнее время на рынке появилось еще больше устройств с поддержкой этой технологии – телевизоры, домашние кинотеатры, саундбары, мобильные устройства, компьютеры и планшеты. И сегодня зритель ожидает, что контент высокого качества доступен где угодно: в любой среде, в любое время и на любом носителе. Учитывая эти потребности конечного потребителя, одной из наиболее значимых наших задач сегодня является развитие партнерства именно с OTT-сервисами.

Давно ли Вы работаете в компании, насколько Ваше образование связано с нынешней профессией?

В Dolby в качестве инженера я работаю уже 6 лет, и для меня это уникальный опыт – компания никогда не стоит на месте и всегда уверенно смотрит в будущее.

Первое высшее образование я получил в Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова, но по нему я не проработал ни дня. Затем я поступил в ГИТР им. М.А. Литовчина на вечернее отделение факультета звукорежиссуры и вместе с этим начал работать инженером в спортивной дирекции НТВ-ПЛЮС. Эта телекомпания всегда была инновационной и тестировала прорывные технологии – я работал в одной из первых аппаратных, которая запускала вещание в 5.1 и 3D.

Технология 3D на тот момент была несовершенной и, в отличие от 4К и HDR, не получила дальнейшего развития. На мой взгляд, проблема 3D заключалась в качестве технологии: внутри одной HD картинки помещалось две, для левого и для правого глаза. А значит, при их совмещении на конечном устройстве разрешение было ниже, чем 1920х1080, и четкость картинки, соответственно, падала, несмотря на 3D-эффект. Также, по моему мнению, отсутствие достаточно качественной технологии воспроизведения без очков не позволило формату 3D стать массовым. Предположу, что на очередном витке развития 3D вернется, прощаться с этим форматом слишком рано. Для этого необходимо будет повысить реалистичность и качество получаемого изображения.

Какие ключевые планы у компании на 2019 год?

В планах компании на 2019 год продолжить внедрение нашей HDR-разработки и иммерсивного звука, то есть Dolby Vision и Dolby Atmos. Отмечу, что за последнее время российский рынок Ultra HD шагнул далеко вперед. Это касается и вещателей, и операторов, и производителей контента. Вещание в формате UHD станет драйвером развития рынка в ближайшей перспективе. Трансляции Чемпионата мира в 4K с иммерсивным звуком Dolby Atmos стали наглядным доказательством, что применение этих технологий возможно во всех средах, и повсеместное их внедрение – лишь вопрос времени. Поэтому Dolby Vision и Dolby Atmos ждет яркое будущее, и мы к нему уже готовы.

Дарья Новичкова