Интервью с главным специалистом отдела технического развития службы генерального продюсера «Первого канала» Андреем Макашовым.

Журнал ТКТ («Техника кино и телевидения») № 04 (684) 2017.
Рубрика «Телевидение. Проект»

«Первый канал» всегда уделял большое внимание качеству звука при подготовке программ к эфиру, а также при их трансляции. Еще в 2003 году мы первые в России и странах СНГ осуществили возможность приема нашего тогда еще аналогового эфира со стереофоническим звучанием в стандарте NICAM728. Соответственно транслируемые программы с этого момента должны были содержать две звуковые дорожки. Большинство программ эфирной сетки канала начали производиться со стереозвуком. А до перехода на вещание телепрограмм со стереозвучанием необходимо было провести очень большой масштаб работ по обновлению всех цепочек эфирных трактов, по внедрению в производство собственных программ со стереофоническим звуковым сопровождением. Все это проходило в свое время не очень гладко, но тем не менее поставленные цели достигнуты. Смею заметить, что работа по повышению качества нашего контента как в плане «картинки», так и в плане звука не прекращается по сей день.

— Какие действия и решения вывели канал на имеющиеся современные возможности и технологии?

– Еще до измерения уровней громкости звуковой программы в интегральном виде (Loudness), так как банально не было таких стандартов, приборов и ПО для измерения либо они были в стадии разработки, в наших аппаратных, как и в аппаратных других телекомпаний, были установлены квазипиковые индикаторы уровня звука. Основное измерение заключалось в том, чтобы не превысить заданный квазипиковый уровень (в нашем случае это 12 dBFS по цифровой шкале).

– Но звук, и аналоговый, и цифровой, при производстве программ можно обрабатывать разными приборами (компрессорами, лимитерами и пр.)?

– Конечно. И при сохранении пиковых значений более сжатый звук стал звучать субъективно значительно громче, что часто замечалось в рекламе или других программах коротких форм.

– Когда началась «война» с разным уровнем звука?

– Она велась с момента появления «Первого канала», но в то время не существовало технологий по измерению уровня громкости. С 1999 года наши звукорежиссеры в аппаратных подготовки программ к эфиру решали этот вопрос путем субъективной оценки (на слух) громкости звучания рекламы и анонсов разного рода. Велось сравнение уровней звука между контентом по каждому жанру и определялось на слух, насколько можно изменить (понизить) пиковые значения звуковых уровней для рекламы и анонсов, чтобы они субъективно «не выбивались» по звуковому восприятию среди других передач. Вот таким опытным путем пришли к тому, что на этапе предэфирной подготовки стали опускать уровень отличающихся по звуковому восприятию программ на 1–4 дБ, в зависимости от ее жанра. Это в целом на тот момент помогло добиться положительных результатов.

 – С чего началось технологическое решение задачи?

– В 2010 году на вещательный телевизионный рынок России вышла компания Dolby. Собственно, тогда и произошло наше знакомство, выросшее в доброе партнерство. Памятуя о не совсем разрешенной проблеме с уровнями звука на канале, мы совместно с Dolby производили измерения на звуковом тракте нашего эфира в течение длительного времени. Dolby предоставила прибор для таких измерений DP-568, позволявший получать результаты не только пиковых значений уровня, а уже именно среднюю интегральную громкость каждой программы за определенный промежуток времени с записью временных значений эфирной сетки (логами).

 – Участие Dolby ограничивалось «любезным» предоставлением оборудования?

– Отнюдь. Специалисты Dolby на основе проведенных измерений подготовили отчет о полученных результатах по нашей эфирной громкости. Они нас приятно удивили: средний уровень громкости оказался в районе -21 dBFS – вполне хорошее значение (о Спецификациях ITU-R BS17703, EBU-R128 у нас еще речи не шло), но самое главное -данный отчет показал правильность нашей технологии по понижению громкости рекламных роликов и анонсов, сильных перепадов громкости между разными программами, рекламой и анонсами также не выявилось.

 – Но оргвыводы все равно последовали?

– Конечно, но на более высоком уровне. «Первый канал» получил письмо от государственных органов с указанием соблюдать положения закона о рекламе (громкость рекламы не должна превышать громкость прерываемой передачи). В ответ на это письмо мы отправили отчет, подготовленный специалистами Dolby. Вывод сделали государственные органы – последовало указание всем телеканалам сделать как у «Первого». К этому времени появились технические решения контроля за параметрами интегральной громкости, т. е. новые измерительные приборы, которые мы начали устанавливать в аппаратные. Одновременно велось строительство нашего нового Автоматизированного эфирного комплекса. В нем контроль громкости предусматривался заранее, также устанавливались измерительные приборы для фиксирования значений интегральной громкости, моментальной и кратковременной громкости, диапазона громкости, мгновенного пикового уровня, собственно всех параметров, определенных в Спецификации ITU-R BS1770 и EBU-R128.

 – Несложно догадаться, с кем стали сотрудничать.

– Конечно нет. Обычно мы выбираем те решения, которые наиболее полно выполняют наши требования. Мы использовали оборудование ведущих компаний мира Tektronix, Evertz, Junger, RTW. Инженеры Dolby принимали непосредственное участие в проектировании звуковых трактов АЭК для интеграции объемного звука 5.1 и внедрении технологий Dolby E, Dolby Digital и Dolby Digital Plus. Но звукорежиссеров и звукоинженеров надо было научить правильно пользоваться такими приборами, оперировать новыми параметрами громкости, понимать их сущность.

 – Организовали старые добрые курсы повышения квалификации?

Да, ведь без обучения здесь не получилось бы. Генеральный директор российского представительства Dolby Алексей Угринович сразу согласился провести ряд тренингов для специалистов «Первого канала» и представителей внешних производителей для нашей компании. Обучение проводилось на нашей территории в течение лета 2011 года в разное время для удобства работающих посменно сотрудников. Составили графики, и каждый специалист по звуку, связанный с подготовкой и выдачей программы в эфир, прошел плотный трехдневный тренинг специалиста компании Dolby Бориса Курышева.

 – На что делался основной акцент?

– На форматах и технологиях Dolby, используемых в телевещании, и принципиальных схемах обработки и кодирования звука. Борис подробно раскрыл и практически показал методики измерений громкости, контроля громкостных значений при подготовке программ, объяснил теорию и практику работы с объемным звуком 5.1. Курс охватил более 90 специалистов «Первого канала» и компаний-партнеров.

 

 – «Суха теория, мой друг…» Как оцениваете эффект от этого «апгрейда» сотрудников?

– Каждый участник программы сдавал письменный зачет. После курса, конечно, потребовалось некоторое время для освоения новых методик измерения, возникало очень много вопросов, для ответа на которые мы также тесно общались с компанией Dolby.

Игры 2014 – драйвер перемен

– В 2012 году, понимая, что не за горами уже вещание в стандарте HD и, скорее всего, в первую очередь это коснется спортивных трансляций, тем более что впереди была Сочинская Олимпиада, руководством принимается решение обновить мобильный телевизионный комплекс (МТК) дирекции спортивного вещания.

 – Какие определили базовые принципы модернизации?

– Апгрейд проводился с учетом расширения возможностей данного комплекса до работы с объемным звуком 5.1 как с дискретными каналами, так и с кодированным звуком в формате Dolby E. Соответственно проводилась модернизация и измерительного оборудования комплекса, в т. ч. для измерений значений громкости многоканальных сигналов, для чего устанавливаются приборы компании RTW и различное ПО для данных измерений.

 – Тогда уже ввели в эксплуатацию Автоматизированный эфирный комплекс?

– Да. Технологически он работает с материалами, оцифрованными и помещенными в основные серверные мощности, и «заточен» под контент с высоким разрешением 1920х1080 пикселей. К Новому 2013 году канал уже сделал переход на вещание в высоком разрешении. Все внутреннее производство перешло на HD-формат, а на выходе эфирного комплекса решили делать down-конвертирование сигнала высокого разрешения в сигнал стандартного разрешения SD для его дальнейшего распространения (сейчас «Первый канал» ведет вещание в HD на регионы Западной Сибири и Европейскую часть РФ). Совместно с компанией Dolby проводились повторные измерения эфирного звукового сигнала, показавшие хороший результат по уровням громкости и равномерности звучания программ разного рода.

 – Когда возникла идея изменения звука для HD-тракта?

– После запуска вещания в HD мы задались целью внедрить возможность передачи объемного многоканального звука 5.1 совместно со стерео. В первую очередь решили опробовать это на спортивных трансляциях. Новый эфирный комплекс «Первого канала» уже имел все необходимое оснащение для выдачи программ с объемным звуком. Для передачи нашего сигнала операторам связи («Триколор», «НТВ ПЛЮС» и т. д.) мы стали кодировать звук во все доступные виды кодеков. Так стерео оставалось в потоке как PCM сигнал стерео, а объемный звук 5.1 одновременно кодировался в потоки Dolby Digital, Dolby Digital Plus и Dolby E, которые потом эмбедировались с потоком видео в общий транспортный поток.

– Как сделали это?

– На выходах каждой аппаратной нашего эфирного комплекса установили модули кодеров Dolby производства Junger, которые работают до сих пор. Операторы связи и сейчас получают наш сигнал с 4 аудиопотоками и сами выбирают, как давать звук абонентам: «сквозняком» без обработки пропускать имеющиеся от нас потоки Dolby Digital или Dolby Digital Plus либо принимать Dolby E и его транскодировать в эмиссионные форматы. Мы первыми среди федеральных каналов начали отдавать кабельным и спутниковым операторам такой полный сигнал с множеством цифровых звуковых потоков, содержащих объемный многоканальный звук 5.1. На выходах аппаратных нашего эфирного комплекса сразу установили модули по обработке звука (процессоры громкости) производства Evertz и Junger.

 – Каковы основные функции этих модулей?

– Они позволяют держать параметры звуковых сигналов выходящих в эфир программ на определенных настроенных уровнях. В нашем случае согласно Федеральному закону о внесении изменений в статьи 14 и 15 Федерального закона «О рекламе» параметры уровня громкости программ должны быть на уровне 23 dBFS, что и выполняется в настоящее время. Эти модули очень тщательно настроены на предмет минимального вмешательства в звуковую программу. Этого удалось достичь и благодаря давно принятой на «Первом канале» практике предэфирной подготовки программ: все выходящее в эфир, в том числе реклама и анонсы, просматривается, прослушивается и приводится к необходимым параметрам заранее.

 – Когда состоялось боевое крещение?

– Первой трансляцией с объемным звуком 5.1 явилась церемония Открытия Зимних Олимпийских Игр в Сочи в феврале 2014 года. Она же, кстати, стала и первым эфиром с 5.1 звуковой дорожкой на территории России среди федеральных каналов.

 – Как формировался сигнал?

– В Сочи работал Мобильный телевизионный комплекс («МТК») дирекции спортивного вещания «Первого канала». На него поступал сформированный сигнал от телевизионной компании Olympic Broadcast Service (OBS), обслуживающей все Олимпийские игры. Далее микшировался канал комментатора в этот сигнал, делался нужный баланс, производилось down-микширование в стерео и формировался уже свой сигнал с комментатором в вариантах 5.1 и стерео, который по каналам связи доставлялся в Москву и далее выводился в эфир.

 – Помимо открытия, какие трансляции шли с объемным звуком 5.1?

– Финал хоккея с шайбой и последовавшее за ним торжественное закрытие игр. Непременно надо отметить участие в организации трансляций специалистов Dolby, помогавших в настройке трактов передачи сигнала и в формирующих аппаратных на предмет соблюдения необходимых параметров для приема и передачи дискретного объемного звука 5.1 и закодированного Dolby E. Также сотрудники Dolby присутствовали во время эфира и давали консультации инженерам и звукорежиссерам по формированию, контролю и передаче телепрограммы. Для предварительной настройки и обновления МТК и формирующих аппаратных привлекался международный опыт Dolby, в частности Мика Двайера, инженера мирового уровня, широко известного в профессиональных кругах и имеющего огромный профессиональный «багаж» в вопросах запуска телевещания с объемным звуком 5.1.

 – После Игр спрос на объемный звук поутих?

– Наоборот. Уже в мае 2014 года «Первый канал» показал некоторые матчи Чемпионата мира по хоккею из Минска также с объемным звуком 5.1. Было проще, чем в феврале. Во-первых, уже имелся определенный опыт. А во-вторых, формирование сигнала с вложением канала комментатора происходило в Москве в Останкино из получаемых из Минска сформированного сигнала 5.1 и нашего комментатора по отдельному каналу связи.

– А уже в июне начался Чемпионат мира по футболу в Рио-Де-Жанейро…

– И там тоже развернули «МТК». Все трансляции матчей этого чемпионата «Первый канал» показал с объемным звуком 5.1. Весомую помощь оказали инженеры Dolby.

Алексей Угринович и Александр Файфман

Новый этап

 – Когда возник вопрос расширения экспансии из спорта в другие сегменты?

– В 2015 году генеральный продюсер «Первого канала» Александр Файфман дал поручение перенести технологии на другие трансляции, а именно Парад Победы и музыкальное вещание.

 – Съемка парада Победы в 4К не осталась незамеченной профессиональным сообществом…

– Согласен, и был сделан отдельный фильм в формате 4K. Наряду с этим решили дать возможность телезрителям не только посмотреть трансляцию Парада, а еще и постарались передать ощущения нахождения на Красной площади с помощью объемного звучания. Фактически это первая трансляция с объемным звуком 5.1 с настоящим полным циклом звукового продакшена «с нуля», где сам исходный звуковой микс сформировали непосредственно участвовавшие в подготовке этого эфира специалисты. А это – расстановка микрофонов для озвучки разных секторов площади, ведущего Парада и всего происходящего на площади, в том числе оркестра, выставление общего баланса всех звуковых источников, включая микширование сигналов с микрофонов на трибуне, сведение всех источников в 5.1 микс, выдача и контроль down-микса 5.1 сигнала в стерео и т. д.

– Олимпиада, хоккей, футбол, Парад Победы – события знаковые, но нерегулярные.

– Выбор развития оказался очевидным – конкурс «Евровидение» в Вене. Звук трансляции формировался в 5.1. Решили не губить качество звучания и выдать конкурс с объемным звуком с вложением канала комментаторов. Российская конкурсантка Полина Гагарина заняла второе место, а наши зрители имели возможность услышать выступления с объемным звучанием 5.1.

– И это проект ежегодный. Телевидение же – конвейер безостановочный.

– Настал черед фильмов с объемным звуком. Множество картин на «Первом канале» уже произведены со звуковой дорожкой 5.1. Это большинство американских или европейских лент и сериалов, а последнее время наряду с ними все чаще мелькают и российские фильмы.

– Выбор логичен, но в предыдущих случаях сигнал готовится телевизионщиками и специально для телевидения. «Кинозвук» же – это совсем иная история.

– Зачастую закупаемые фильмы имеют киношный звуковой баланс с очень широким динамическим звуковым диапазоном, неподходящий для телевизионного восприятия уровень диалогов, превышение истинных пиковых уровней и т. д. Чтобы передать это по телевизионным трактам и получить нормальную разборчивую звуковую «картинку» на стандартных домашних телевизионных приемниках, причем и в стерео-, и в 5.1 вариантах прослушивания, необходимо на этапе предэфирной подготовки привести звуковые параметры кинопрограммы в определенные телевизионные рамки. Согласно Рекомендациям, а также Федеральному закону о внесении изменений в статьи 14 и 15 Федерального закона «О рекламе» нами были приняты и действительны до сих пор такие параметры: средняя интегральная громкость программы -23 dBFS, максимально допустимый истинный пиковый уровень -3 dBTp, рекомендуемый динамический диапазон громкости (LRA) не должен превышать 16 dBu. Также уделяется внимание уровню диалогов и значениям кратковременной и моментальной громкости.

– Требования закона понятны. Не о них речь. Как внедряли «кинозвук»?

– В дирекции кинопоказа в свое время также произвели апгрейд звуковых аппаратных, установили измерительную технику и софт в аппаратных монтажа для обеспечения возможности контроля громкости для многоканальных звуковых программ. Также выполнили определенные работы по коммуникациям этой дирекции с нашим Эфирным комплексом в плане обмена контентом как на носителях, так и на файловом уровне. Как результат, с 2015 года «Первый канал» периодически дает в эфир художественные фильмы с вариантом просмотра с объемным звуком 5.1.

Популярные шоу. Далее везде?

– Очередной этап эволюции начался в прошлом году. Почему выбрали именно «Ледниковый период»?

– В 2016 году Александр Файфман вышел с предложением попробовать сделать 5.1-звучание в красивой шоу-программе, очередной сезон которой будет идти в эфире. Важно заметить, что это уже не просто трансляция кем-то сформированного сигнала, не показ подредактированной готовой программы или фильма, а собственное производство программы со звуком в формате 5.1.

– Фактически ваша команда производителей программы осваивала новые направления?

– В съемочном павильоне звукорежиссеры установили дополнительные различные микрофоны, среди которых – многоканальный микрофон 5.1 (holophone), дополнительные микрофоны-пушки, микрофоны вмороженные в лед и др. Это был бесценный опыт по работе с объемным звуком на этапах продакшна и постпродакшна телешоу. В действительности это первое российское телешоу, сделанное со звуком 5.1. Первый выпуск программы сезона 2016 года был готов заранее, каждый номер программы по нескольку раз внимательным образом контролировался и корректировался для достижения максимально возможного качества звучания 5.1 и получаемого из него down-микса стерео. Конечно же не все сразу выглядело гладко, были ошибки и неоднократные исправления баланса и эффектов звуковых дорожек, но самое главное – было понимание и желание сделать хорошо, чтобы порадовать нашего зрителя. В итоге первый выпуск программы после нескольких исправлений стал звучать уже на вполне достойном уровне и годился для показа. С подготовкой и выходом дальнейших программ сезона «Ледниковый период» уже накапливался опыт по созданию 5.1 микса, уже были учтены первоначальные ошибки и пройдены определенные уроки, и можем сказать, что премьера сезона этой программы с объемным звуком 5.1 полностью удалась.

– Какие могли бы отметить сложности при внедрении объемного звука?

– В процессе предэфирной подготовки всех жанров телевизионных программ, но в большей части кинофильмов и сериалов, нужно не только привести их звук к определенным цифрам, соответствующим вышеупомянутым Рекомендациям и нашему внутреннему Регламенту, но и не привнести вместе с этим какие-либо ухудшения по качеству, по разборчивости диалогов, по звучанию звуковой программы. Например, в тех или иных фильмах приходится в звуковой дорожке 5.1 ужимать динамический диапазон громкости LRA до 16 dBU от исходного значения 25–28 dBU в оригинальной версии, о чем уже было сказано выше. Делается это для того, чтобы эта программа после прохождения эфирных трактов и доставки к телезрителю имела комфортное звучание, хорошую разборчивость диалогов как в варианте объемного звучания дорожки 5.1, так и в варианте просмотра в стерео, полученном путем down-микширования из 5.1.

– А в чем здесь может быть проблема?

– Простое сжатие может сыграть плохую роль и, например, «провалить» диалоги по уровню или снизить акцент на какихто громких сценах, что в итоге скажется на качестве просмотра данной программы. Поэтому у нас было понимание, что нельзя так относиться к звуку и выполнение параметров по Регламенту должно быть максимально безболезненно для качества звука в программах.

– И какой нашли выход?

– Мы достаточно много времени уделили этим вопросам, наши звукорежиссеры пробовали вручную делать обработку звуковых дорожек таких программ, что для 5.1 миксов является делом весьма трудоемким. Было опробовано разное ПО, которое по разным алгоритмам само может «подгонять» звуковую программу под определенные значения уровней громкости, истинных пиков и диапазонов громкости. Мы много общались с производителями этого софта. Много таких продуктов нас не устроили по тем или иным причинам, таким, например, как неудобный интерфейс, заметное ухудшение звука после обработки, «сырость» продукта и т. д. В итоге все-таки нами было выбрано ПО, удовлетворяющее нашим пожеланиям. Сейчас этот софт устанавливается в некоторые наши аппаратные, где эта работа имеет место быть.

– Роль звукоинженеров снижается?

– Это не значит, что ручная обработка звука в этом плане вовсе будет исключена – в редких программах, где необходимо ручное вмешательство, оно будет производиться, но в большей части контента в помощь нашим звукорежиссерам будет работать выбранное нами ПО, но программное обеспечение это не волшебная палочка способная сделать «Всем хорошо». Это довольно тонкий инструмент для настоящего мастера, который отлично знает предмет и может правильно применять его возможности. Так что мы и в дальнейшем планируем также радовать наших зрителей хорошим контентом с качественным объемным звуком.