Интервью с генеральным директором телеканала «Моя Планета» Сергеем Кошляковым (ТКТ 7/675 2016)

Какое у Вас образование? Как Вы попали на телевидение?

После школы я поступил в МГИМО на юридический факультет, на кафедру международного права. Мой первый опыт работы состоялся в юридической компании, где я понял, что юриспруденция – это не мое. Безумно благодарен своему первому руководителю, который отвратил меня от юриспруденции – осознание профессии пришло ко мне через негативный опыт. Случайно я оказался на телевидении, и уже со второго курса института активно работал в информационной программе «Вести» телеканала «Россия», это был 1999 год. С должности редактора-международника довольно быстро вырос до начальника отдела международной информации. После перешел в производственно-технический департамент ВГТРК, где возглавил службу заказа каналов связи. Произошла полная смена деятельности: из журналистики – в технологию и управление. В 2001 году написал дипломную работу, посвященную Европейскому вещательному союзу – это было одно из первых в стране исследований в области публичного телевидения.

 

Почему Вы сменили свою деятельность?

Видимо, я – не выдающийся журналист. С циничной прямотой я понял, что хороший, но средний журналист никому не нужен. У среднего менеджера куда больше шансов развиваться.

В журналистике у меня осталось много знакомых. Я наблюдал стиль их жизни и не был готов к подобному. Меня всегда больше тянуло к бизнесу и управлению, чем к формированию вербальных смыслов.

В начале нулевых с НТВ в ВГТРК пришло новое руководство, и тогда очень многим пришлось уйти. Однако мой опыт работы в «Вестях» помог мне остаться в компании.

Для «Вестей» тогда началось новое время, и соответственно открывались новые возможности для профессионалов в медиа.

 

Вы ездили со съемочной группой?

Да, короткое время я проработал автором специальных репортажей в тогда новой программе «Вести недели». Это был очень интересный опыт, однако административная работа показалась привлекательнее.

 

Вам тогда было чуть больше 20 лет?

Да, 21 год на тот момент.

 

И Вам, молодому парню, руководство доверило международный отдел?

Международный отдел был чуть позже, но да, тогда делали ставку на молодых. Мы учились, были открыты новому опыту, не боялись экспериментировать. Мы заменили умудренных опытом профессионалов старой волны. У молодых специалистов получилось сделать вещание иначе, так как старая школа не вписывалась в новые информационные и технологические реалии.

 

В каком году Вы перешли на руководящую должность?

В 2002. Для меня это был вертикальный взлет. Последняя моя должность в ВГТРК – директор дирекции международных отношений. Я параллельно занимался внешней дипломатической деятельностью и развитием иновещания – появился телеканал «РТР Планета», который вещал исключительно за пределами нашей страны. Это действительно новый проект – никто не умел работать на рынке кабельного этнического телевидения за рубежом. Так у меня появился первый опыт коммерческого телевидения. После возник второй канал для иновещания – «Россия 24». В 2009 году я возглавил телеканал «Моя Планета».

Сергей Кошляков

Фото из личного архива

Почему выбрали именно этот канал?

Я был одним из немногих, кто владел достаточной компетенцией по рынку платного телевидения. А телеканал задумывался именно под формат платной модели распространения.

 

Название придумали Вы?

Нет, название придумала Настя Чернобровина – это наша ведущая, она с самого начала с нами. Признаюсь, мне лично оно понравилось не сразу, но теперь для нашего канала нельзя и представить другого имени.

 

Что Вы цените в своих коллегах?

Страсть и компетентность.

 

Чем Вы можете гордиться, что сделано за эти семь лет?

Сделано очень много. Генеральный директор телеканала «Моя Планета» – это одна из моих должностей. Также я заместитель генерального директора «Цифрового телевидения» – отвечаю за все, что связано с бизнес-направлением.

 

Что самое любимое в Вашей деятельности?

Самое любимое – это «Моя Планета». Телеканал, созданный в команде очень приятных, «своих» людей – Игоря Шестакова, Дмитрия Медникова, Николая Табашникова, Алексея Куренкова. Это удивительная команда, собранная на пустом месте. У нас не было никакой поддержки. Изначально вокруг нашей работы было слишком много скепсиса. Наш старт профинансировали частные лица, за что получили долю 25% в акционерном обществе. Это был прекрасный бизнес-проект, мы не использовали ни одной копейки государственных денег.

 

Сколько у вас всего каналов?

19 каналов. И «Моя Планета» сейчас обгоняет по охватам и телесмотрению телеканал Discovery. Телеканал «Мульт» в два раза опережает «Никилодеан», «История» – лидер в своем жанре, а про киноканалы «Русский роман», «Русский бестселлер» и прочие вообще не приходится говорить – без них не может обойтись ни одна семья…

«Наше будущее – это экспансия нашего продукта на внешние рынки»

За счет чего, как Вы считаете?

За счет высокой компетенции и локального контента. Вот, например, наши познавательные документальные программы: если сравнить съемочную группу Discovery в Амазонке с нашими ребятами во главе с Марком Подрабинеком в Амазонке, то, конечно, технически мы проиграем. У зарубежного канала команда 15–20 человек, а у нас всего четверо, включая ведущего. Кроме этого, у нас ограничены возможности по съемке. Но нашим телезрителям приятнее смотреть на своих, так как есть культурный код, которого не отнять. В мультипликации же – напротив, российские аниматоры не просто догоняют по качеству зарубежные аналоги, а во многом превосходят их по проработанности сценариев, аниматике и попаданию в аудиторию…

 

Скажите, на чем строится такая бизнесмодель?

Наша бизнес-модель строится на формировании классического PTV. Мы работаем на массу, а не на премиум. Раньше неэфирное телевидение рассматривалось как премиальная услуга. И исключительно для мужчин – спорт, кино. На этом рынке не существовало ничего для женщин и детей. Мы заметно продвинули рынок платного телевидения, опираясь на интересы разноформатной аудитории. Выходя на рынок, мы поняли, что дети и женщины – это огромные белые пятна. Мы заполнили этот вакуум через мультики, сериалы и документалистику.

 

Как было принято решение вещать в другой среде?

Мы первые в России из телевидения пришли на большой экран. Создали формат под названием «Мультвкино». Это 40-минутный фильм из премьерных серий любимых мультфильмов, таких как «Фиксики», «Барбоскины», «Маша и Медведь», «Мими Мишки». Показываем такой фильм по выходным. Самое приятное, что именно с нами дети впервые открывают для себя мир большого кино.

 

Какие у вас планы на будущее?

Мы будем развиваться. И наше будущее – это экспансия нашего продукта и компетенций на внешние рынки – Латинская Америка, Индия, Китай, Европа, США. От продажи контента до формирования локальных телеканалов. Мы, например, один из первых в России контент-провайдеров, который смог выйти в Китай – 25 июня в LeTV (китайский аналог Netflix с аудиторией больше 800 миллионов). Сейчас наш мульфильм «Мими Мишки» вышел в топ пять по телесмотрению и за 1,5 суток набрал набрал более 6 миллионов просмотров. Для нас это колоссальный успех.

 

Справка:

Сергей Кошляков родился в 1979 г. в Москве. Окончил Московский государственный институт международных отношений по специальности «юрист-международник».

Последовательно занимал должности редактора, начальника отдела международной информации информационной службы «Вести» телеканала «Россия». Возглавлял службу заказа каналов связи производственно-технологического департамента ВГТРК. Работал директором дирекции международных отношений ВГТРК.

С 2009 г. – генеральный директор телеканала «Моя планета». Также является исполнительным директором «Цифрового телевидения» ВГТРК.

 

Дарья Куркина