Интервью с кинооператором Александром Филипповым.

Журнал «Техника кино и телевидения» № 2 2018 (694)
Рубрика «Телевидение. Оборудование»

Александр Николаевич, на чем Вы специализируетесь и как давно работаете с оптикой Fujinon?

Я родился в Ленинграде, и с 1983 по 2010 год работал на Ленинградской студии документальных фильмов. В документальном кино я работаю до сих пор, но уже по заказам разных компаний и производителей. Кроме того, я преподаю в Санкт-Петербургском институте кино и телевидения.

Одним из последних ярких событий в работе я считаю участие в составе большой команды операторов в съемках фильма «Кольца мира» и «Дух в движение» на Олимпийских играх в Сочи-2014. С оптикой Fujinon я знаком давно, но начиная с 2016 года снимаю проекты на регулярной основе на двух объективах этого бренда: Fujinon серии ZK4.7×19 (19-90 мм) T2.9 Cabrio и ZK3.5×85 (85-300 мм).

Это очень качественные и удобные в работе объективы. Их характеристики позволяют мобильно и разнообразно осуществлять съемку в документальном (неигровом) кино, используя высокий ресурс оптики в любых, иногда даже экстремальных условиях работы.

Александр Филлипов – кинооператор, член Союза кинематографистов РФ. В 1983 г. окончил Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств, кафедра кино и фотоискусства.

В 1983-2010 гг. работал на Ленинградской студии документальных фильмов. В 1994 г. окончил операторский факультет ВГИКа им. Герасимова. Снял несколько десятков документальных картин, ряд музыкальных клипов, игровую киноленту и множество телефильмов. С 1993 по 1996 гг. – оператор на Ленинградском областном телевидении (ЛОТ). С 2000 г. снимает документальные фильмы на СПБСДФ. Участвовал в съемках проекта «Разведенные мосты» с 1998 по 2008 гг.

Какова основная сфера применения новых объективов Fujinon, и для решения каких творческих задач Вы их используете?

Сфера применения, в основном, распространяется на съемки в репортажном жанре. Иногда запись изображения проходит в неблагоприятных климатических условиях, например, при очень низких или, наоборот, высоких температурах. В основном, я использую объективы Fujinon при съемке пейзажей, портретов, как на натуре, так и в интерьере, и мне часто приходится вести съемку методом наблюдения.

В тандеме с какими камерами могут работать объективы серии MK? Отвечают ли они всем требованиям, которые предъявляются к кинооптике такого класса?

Для съемок объективами серии МК мной была арендована камера фирмы Sony FS-7. Данная оптика может использоваться на камерах с креплением типа байонет Е. Скорее всего, этот тип байонета был реализован в камерах серии Sony NEX, а теперь в последних моделях камер Sony серии FS. Для матриц киноформата Exmor 35 мм: 24.89х8.66 мм и разрешением при соотношении сторон кадра 17:9 –4096 x 2160 пикселей, а при 16:9 – 3840x 2160 пикселей. Требования к оптике такого класса одно – качество оптического изображения. Если не вдаваться в детали, то можно сказать, что современные средства фиксации изображения, а объектив – один из элементов системы регистрации, позволяют создать резкое, пространственное и разномасштабное изображение, позволяющее переводить реальные формы объекта в экранные, без каких-либо искажений, и зачастую преобразовать эти формы не только в достоверные, но и в художественные. Параметры и характеристики таких объективов улучшаются и позволяют получать достойное изображение при очень неблагоприятных условиях, к примеру, при низкой освещенности, особом колорите.

Какой диапазон фокусных расстояний охватывают эти объективы?

Эти два объектива покрывают полезный диапазон фокусных расстояний, наиболее востребованный. Объективы с переменным фокусным расстоянием немного уступают объективам с дискретным (постоянным «фокусом»), но показывают ряд преимуществ при съемке в мобильном или репортажном режиме. Фокусное расстояние отмечено в названии этих объективов: Fujinon MK18-55 мм и Fujinon MK50-135 мм.

Могли бы Вы обозначить основные конструктивные особенности новых кинообъективов, которые позволяют вести съемку максимально возможного качества. Каких эффектов они позволяют добиться при работе?

Основными достоинствами этих решений являются малый вес, диаметр объектива, компактность и удобство в обращении. В сочетании с камерой, типа Sony FS-7, преимущество, а именно легкость, очевидно, даже по сравнению с Cabrio. Удобные кольца фокуса, масштабирования и диафрагмы помещаются в руке. Конечно, изображение, полученное на этих объективах, уступает изображению, построенному объективом ZK4.7×19 (19-90 мм), ведь светосила у него выше, но при этом относительное отверстие такое же. Поэтому на глубине цветовоспроизведения это сказывается не существенно.

Каковы особенности конструкции диафрагмы данных объективов Fujinon?

9 лепестков. Для меня это было не принципиально, потому как такой прием, как затемнение, я не использовал. Иные эффекты, создаваемые этими объективами при съемке фильма, зависят, в основном, от мягких переходов в нерезкой зоне кадра, источников света в кадре, и получаются очень выразительными и художественными.

Возможно ли интегрировать получаемые с объективов прецизионные данные в системы виртуальной реальности?

Вопрос хороший, думаю, что возможно, но я не специалист в этом направлении.

Каковы, на Ваш взгляд, перспективы использования объективов Fujinon в киноиндустрии будущего?

Я не встречал аналогов объективов серии МК, поэтому, думаю, в своем сегменте, они займут достойное место при съемках не только неигрового кино, потому как поле для применения объективов этой серии еще осваивается.

Мне данная оптика пришлась по вкусу: ее характеристики и диапазон применения достаточно широк, и в современном кинопроизводстве они будут востребованы. Мне кажется, для съемок фильма необходим ассортимент, из которого можно выбрать, исходя из разных задач – изобразительных, художественных или информационных, и любая фирма-производитель может рассчитывать на художников из киноиндустрии, где основным критерием изображения будет высокое качество произведения, будь то фильм, реклама или телевизионный сюжет. Производители оборудования всегда находятся в тесном контакте с кинооператорами, у которых есть идеи для реализации своих замыслов, в новых форматах и с достижениями в области цифровых технологий.  Думаю, что оптика Fujinon ни в чем не уступает другим фирмам, применительно к съемкам документального кино, где требуется надежность, ресурс, и удобное управление, в совокупности с оптическим рисунком.