Интервью с директором по маркетингу и рекламе стратегических проектов компании Mail.Ru Group Еленой Григорян. 

Журнал ТКТ («Техника кино и телевидения») № 03 (683) 2017.

– Елена, какие первые шаги Вы сделали на пути к такой интересной должности?

На этот путь я ступила довольно давно. Еще в школьные годы я больше интересовалась точными науками, даже участвовала в школьных олимпиадах по математике и физике. Позднее, поступив в Московский Институт Стали и Сплавов, увлеклась теоретической механикой, высшей математикой, сопроматом. Там я получила техническое образование по специальности «инженер». Наверное, именно образование во многом и сформировало во мне структурное мышление и четкий аналитический подход. Это и по сей день очень помогает мне в работе. Помимо этого я серьезно занималась изучением иностранных языков и уже на старших курсах преподавала английский школьникам.

Еще тогда, в институте, мне очень хотелось выйти на работу. Причем гораздо раньше, чем это было позволено на дневном отделении. Но как только началась подготовка диплома и свободного времени стало чуть больше, я сразу же начала искать работу. В то время один мой приятель работал в игровой компании. Он познакомил меня с руководством, и так я попала в компанию «Новый Диск», которая на тот момент занималась изданием и разработкой образовательных игр и программ для детей.

Это был 2000 год, в тот момент на рынке еще не существовало серьезного игрового бизнеса. Были попытки первых собственных разработок, а также первые шаги в лицензировании перспективных игровых проектов из-за рубежа. Понемногу рынок развивался. Мы выбирали лучшие игры зарубежных издателей, локализовали их для выхода в России, а также сами создавали образовательные PC-проекты. Это было очень интересное время. Представьте, в игровой индустрии все только начиналось. В «Игропром» приходили молодые ребята, энтузиасты, обожающие игры. Они пытались сделать свое увлечение делом своей жизни. И нужно признать, что многим это удалось. Сейчас именно эти энтузиасты и первопроходцы возглавляют известные российские и зарубежные игровые компании. А кто-то и вовсе осваивает инновационные ниши, создает новые индустрии. Это выдающиеся профессионалы своего дела. И я рада, что тогда, в 2000 году, судьба свела меня с этими людьми, многие из которых до сих пор являются моими хорошими друзьями.

Так я совершенно случайно попала в игровую индустрию и осталась в ней на целых 17 лет. И ни капли не жалею. За эти годы мне поступало огромное количество предложений свернуть с этого пути и уйти в другой бизнес. Но я не хочу менять род деятельности, так как абсолютно убеждена, что игры – это по-настоящему уникальный сегмент. Это своеобразный хаб инноваций: ключевые технологические новинки чаще приходят именно в игровую индустрию, а уже потом распространяются на другие рынки. Компьютерная графика, мобильные развлечения, виртуальная и дополненная реальность. Фильмы снимаются на игровых движках, портативные игровые консоли трансформировались в мобильные телефоны. Меняются технологии, платформы, предпочтения аудитории, и игры быстро подстраиваются под эти изменения, а зачастую и «провоцируют» их. Вот в таком ритме я всегда мечтала жить и работать.

Мои бабушка с дедушкой были художниками по тканям. В их доме всегда были подборки их работ в виде маленьких тканевых кусочков. Мы с братом часто гостили у них. Нашей любимой игрушкой были те самые кусочки разноцветной ткани. Бабушка, играя с нами, просила находить такие кусочки, которые наиболее гармонично подходят по цвету и фактуре. Это всегда завораживало меня. Мой брат стал известным художником. Но я, не имея склонности к живописи, все равно с теплотой вспоминаю тот необычный детский опыт. Сейчас я, будучи инженером-строителем по образованию, обожаю делать ремонты, подбирать дизайн, искать подходящую мебель. И самое интересное – с упоением исследовать те самые цвета и фактуры.

– На какой должности Вы работали в компании «Новый Диск»?

Я начала с менеджера по локализации. На самом деле моя трудовая книжка похожа на хрестоматийный пример удачной карьеры: менеджер по локализации, руководитель отдела локализации, глава издательства детских проектов и т. д. Но названия моих должностей – то, что меньше всего меня интересовало. А важно то, что с каждой новой позицией мои задачи становились все интереснее и ответственнее, а цели – грандиознее. Именно это заставляет меня двигаться вперед и каждый раз искать новые вызовы.

И такой вызов был не за горами. После «Нового Диска» меня пригласили поработать в только открывшийся российский офис компании Disney. Мне предложили возглавить их игровой бизнес на территории России. Итак, после восьми лет в компании «Новый Диск» я стала частью огромной американской корпорации. Последующие восемь лет в Disney были наполнены встречами с удивительными людьми, множеством перелетов по всему миру, уникальным опытом, приобрести который можно только в большой международной компании.

Я возглавляла интерактивный бизнес компании в России, а это мобильные и компьютерные игры, игры для приставок; выполняла множество задач по развитию развлекательных и информационных порталов компании.

– Как Вас пригласили в Mail.Ru Group?

Mail.Ru Group – одна из крупнейших российских компаний, которая за годы успешной практики смогла вывести игровой бизнес на международный уровень качества. Но главное, что это сплоченная команда единомышленников, уважаемых мною профессионалов, с которыми мне всегда хотелось поработать. И когда они предложили мне серьезно заняться маркетингом и рекламой игрового направления, я, конечно, решила попробовать. Сегодняшний маркетинг в IT-компании отличается от того, каким мы его помним пять, а тем более десять лет назад. Сейчас маркетолог – это и аналитик, и стратег, и креативщик в одном лице. Это человек, чутко улавливающий настроение потребителя, его отношение к продукту в каждый конкретный момент времени. А главное, он способен поменять это отношение, жонглируя множеством коммуникационных каналов одновременно. Моя тесная дружба с точными науками и кропотливое отношение к цифрам очень помогает мне сегодня четко оценивать эффективность каждого нашего шага.

– Вы уходили одна или с кем-то?

Уходила я одна. Я доверяла опыту своей новой команды и понимала, что вместе мы способны на многое. У меня были и есть замечательные руководители, люди, которые оказывали на меня огромное влияние, прежде всего, своим примером и опытом. Да, мне действительно повезло встретить в жизни много достойных примеров.

– Что изменилось с Вашим приходом в компанию?

За полтора года, что я работаю в Mail.Ru Group, произошло очень много событий. Мы запустили несколько важных, я бы сказала, даже знаковых игровых проектов – например, танковую игру Armored Warfare: «Проект Армата», Skyforge, Revelation, «Пираты» и многие другие, в том числе большой каталог мобильных игр, которые успешно издаются не только в России, но и за рубежом.

За это время мы серьезно пересмотрели структуру маркетинга игрового направления компании. И сейчас я убеждена, что мы выстроили хорошую базу из опытных профессионалов, которым по плечу любой, даже самый сложный проект. Ведь все проекты мы поддерживаем самостоятельно, не прибегая к помощи внешних агентств.

С чем связана такая закрытость? Это политика компании?

Здесь нет закрытости, наоборот, мы всегда открыты для интересных идей. Но игровые продукты гораздо сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Пока практика показывает, что наше собственное понимание игр и уровень знания рынка гораздо полнее, чем у привлекаемых подрядчиков. Поэтому внешние идеи обычно или уже были отвергнуты нами на этапе внутреннего креатива, или давно находятся в процессе реализации.

– Часто ли видитесь с руководством компании?

Регулярно, порядка 5–6 раз в неделю. У нас есть традиционные еженедельные встречи, на которых мы подробно обсуждаем текущие вопросы. Как лидеры рынка мы стараемся быстро реагировать на все внешние изменения и искать новаторские пути решения для достижения целей компании. Такой подход требует полной погруженности в проекты на всех уровнях – от непосредственного менеджера проекта до топовых руководителей. Эта практика позволяет нам успешно справляться с самыми амбициозными и сложными задачами.

– А как сложилась личная жизнь?

Я замужем, у меня двое детей. С таким рабочим ритмом я, конечно, не провожу с семьей все дни напролет, но каждую свободную минуту я посвящаю только им. Это всегда очень яркое и наполненное время для всех нас. Я научилась использовать любые возможности провести время с пользой для детей. Например, старшего сына я сама вожу по утрам в школу. И почти час мы проводим в беседах о его друзьях, учебе, обсуждаем вопросы, которые его волнуют. Это наше личное время.

Это обычная история работающей женщины. Нам мало остается времени на себя, поэтому все мои дни расписаны по минутам, только так я могу все успеть.

Утром – дорога в школу, потом спортзал пять раз в неделю, днем – такой рабочий кураж, что часто я забываю пообедать. Вечером – не забыть заехать в магазин по дороге домой, чтобы купить подарок на день рождения одноклассника сына, дома успеть проверить его уроки, обязательно почитать перед сном.

Да, я живу в диком темпе, но именно такая жизнь доставляет мне огромное удовольствие. И я рада, когда мои сотрудники говорят, что, видя меня, им самим стыдно лениться.

– А что самое интересное в Вашей работе?

Участвовать в чем-то новом всегда интересно. Запускать большие проекты по всему миру, следить за их развитием, чувствовать обратную реакцию от игроков. Наблюдать, как меняется моя индустрия, как появляются новые платформы и видоизменяются бизнес-модели. Быть частью большой общности людей, обожающих свое дело, чувствовать их поддержку и доверие.

– Что самое сложное в Вашей работе?

Самое сложное и очень важное – умение выстраивать взаимоотношения с большим количеством людей на разных уровнях. Я работала в огромных компаниях с колоссальным числом сотрудников. Например, штат Disney включает 150 тысяч работников по всему миру. В Mail.Ru Group также огромная структура. И ты должен уметь находить общий язык с разными людьми, быть настойчивым и гибким одновременно.

– А Вы умеете уступать?

Конечно, умею. Сложно быть руководителем и не уметь уступать. Гибкость это одно из необходимых качеств любого начальника. У меня в характере есть стремление добиться цели любой ценой. Поэтому иногда я себя останавливаю и понимаю, что сейчас нужно сделать шаг назад и попытаться достигнуть цели другим способом. Уступать приходиться довольно часто. Но главное, чтобы это не стало правилом.

– От чего пришлось отказаться ради карьеры?

Отказалась от большого количества свободного времени. Но это с лихвой компенсируется тем фактом, что я люблю свое дело и каждый день получаю большое удовольствие от работы. Возможно, я не так часто общаюсь с детьми, как хотелось бы. Но опять же, я научилась не растрачивать впустую данные нам совместные часы.

– Вы счастливы?

Я выбрала жизнь, которая абсолютно моя. Сейчас я на своем месте. Я живу в гармонии со своим внутренним «Я». Моя жизнь меня вдохновляет, заряжает энергией, дает невероятную силу. Свою личную жизнь я стараюсь выстроить так, чтобы вокруг меня всем было комфортно. И мои близкие были счастливы и довольны.

Я сделала вывод из своей работы – всегда нужно браться за самые сложные задачи и никогда не бояться трудностей. Не пытаться искать легких путей. Усердие – это то, что дает реальные плоды.

Дарья Куркина