Интервью с генеральным директором представительства CinemaNext в России и СНГ Кириллом Кузьменко.

Журнал «Техника кино и телевидения» № 3 2019 (707)
Рубрика «Телевидение. Оборудование»

В условиях роста популярности интерактивных OTT-сервисов, мобильные устройства и телевизоры серьезно конкурируют с кинотеатрами. Для домашнего просмотра доступны высококачественные сериалы и фильмы в 4К от Netflix и Amazon, не отстают от западных гигантов и российские онлайн-платформы, запускающие собственные студии для производства премиального контента.

Киноиндустрия становится еще более уязвимой, ведь основная аудитория, покидающая кинотеатры – это зрители до 30 лет, которые буквально не выпускают смартфоны из рук и выбирают другие способы просмотра новинок, и в основном нелегальные. Даже на представляя себе масштабы ущерба, который они наносят правообладателям. Но проблема защиты контента и пиратства в сети – это тема отдельной статьи.

Участники рынка сходятся во мнении, что бесконечное увеличение количества пикселей – далеко не единственный путь повышения реалистичности изображения. Сегодня в нашу жизнь прочно входит технология HDR, обеспечивающая более высокий уровень контраста между светлыми и темными участками изображения и более широкий диапазон цветности, что в итоге делает картинку более насыщенной и глубокой. Но не стоит забывать, что HDR-экраны являются конечным звеном во всей производственной цепи: ключевая роль в успешном внедрении HDR-контента отводится профессионализму режиссера и креативной команды, видеокамерам, а также оборудованию для обработки видеосигнала и цветокоррекции.

С начала истории кинематографа, кинотеатральное оборудование было на передовой инноваций в сфере изображения и звука. Кино всегда создавало яркие впечатления, непохожие ни на что другое. О том, как инновационная технология EclairColor HDR позволит владельцам киносетей кардинально улучшить качество показа фильмов и станет индустриальным стандартом в обозримом будущем, мы побеседовали с генеральным директором представительства компании CinemaNext (Ymagis Group) в России и СНГ Кириллом Кузьменко.

Тихон Пендюрин, генеральный продюсер «Космосфильм»: 

 «Технология EclairColor – это очередной эволюционный и технологический шаг в кинематографе после прихода цвета. Это будущее, которое доступно в «Космосфильм» уже сегодня»

Вы представляете компанию CinemaNext в России и СНГ, чем она занимается?

CinemaNext является бизнес-подразделением группы компаний Ymagis Group, которая специализируется в области цифровых кинотехнологий.

Ymagis Group, основанная в 2007 году и управляемая профессионалами в области кино, предлагает интеллектуальные комплексные решения для кинотеатров, дистрибьюторов, продюсерских компаний, рекламных сетей, радиовещателей, правообладателей, операторов платформ VOD/SVOD и видеоиздателей.

За годы работы группа значительно увеличила портфель решений и услуг и расширила свое географическое присутствие в Европе, открыв офисы в 26 странах. В ее бизнес-структуру входят три главных подразделения: CinemaNext, которое занимается продажей и обслуживанием оборудования и программно-аппаратных решений для кинотеатров; Eclair, которое специализируется на контент-услугах, включая постпроизводство, кинопрокат, управление контентом и его восстановление; и Ymagis, которое заключает контракты VPF и оказывает финансовые услуги.

Каковы ключевые выгоды технологии EclairColor для профессионального сообщества, и что она из себя представляет?

EclairColor – это новейшая технология обработки изображения, которая интегрирует инновационный процесс обработки изображения и оптимизации современных проекционных систем. Она не требует никаких изменений во время съемки, поскольку применяется лишь на этапе постпроизводства и настройки проекции.

В процессе оцифровки кинофильма, каждый фрагмент видео обрабатывается технологией EclairColor с помощью стандартного комплекта программного обеспечения, специально разработанного инженерами компании Eclair.

Уже сегодня EclairColor позволяет проецировать изображение, которое в два раза ярче и в четыре раза контрастнее, чем предусмотрено текущим стандартом кинопоказа. При оцифровке и цветокоррекции изображение становится намного ярче и глубже, и на выходе вы будто получаете стереоскопический фильм, который смотрите без специальных 3D-очков.

Замечу, что в формат EclairColor можно преобразовать любой уже отснятый материал, но при этом оцифровка и цветокоррекция картины должны происходить в присутствии режиссера и оператора. Для того, чтобы не разрушить оригинальный замысел создателей фильма.

Конечная цель EclairСolor заключается в том, чтобы проникнуть в повседневную жизнь, как это в свое время сделали Technicolor или IMAX, превратиться в узнаваемый бренд, и, другими словами, стать синонимом качества и технологичности.

Когда было запущено данное решение на рынке?

Разработка EclairСolor началась в 2015 году, и благодаря выдающемуся опыту компании Eclair в том, что называется технологией HDR, ее специалисты прекрасно понимали суть спорных вопросов в выбранном направлении. Кроме того, команда инженеров тесно соприкасалась с форматом Sony Digital Cinema 4K – проекционной технологией, оптимально подходящей под поставленные цели.

Впервые мы представили результаты нашей работы в Барселоне на выставке CineEurope в июне 2017 года. Поскольку отзывы по итогам премьеры решения были более чем положительными, мы решили ускориться, чтобы успеть анонсировать выход EclairСolor в сентябре. Таким образом, с момента разработки первоначальной концепции до официального запуска EclairСolor прошло всего 18 месяцев.

Какова продолжительность обработки кинокартины в EclairColor? В чем разница применения EclairСolor в процессе цветокоррекции и ремастеринга?

Разница заключается в том, что одно понятие подразумевает создание, а второе – усовершенствование. В режиме ремастеринга вы работаете с тем, что уже было отснято, в то же время цветокоррекция – это процесс создания, размышления над содержанием, подразумевающийактивное участие режиссера и главного оператора.

Обработка контента в EclairColor выполняется на традиционных станциях цветокоррекции, мы лишь прописываем определенные кодировки для имеющихся консолей. Сам этот процесс достаточно легкий, нетрудозатратный и занимает порядка 10-15 дней.

Какое оборудование необходимо для запуска технологии EclairСolor в кинотеатре? В одном из релизов я прочла, что EclairColor HDR – это доступная альтернатива дорогостоящей концепции Dolby Vision, и она требует лишь наличия специального ПО и кинопроектора Sony?

Технология EclairColor подходит для разных типов кинотеатров, от артхаусных залов до больших мультиплексов. Сертифицированные EclairColor проекторы могут использоваться для демонстрации контента 2К и 4К как в стандартном DCI-формате, так и в EclairColor HDR.

Мы ни в коем случае не умаляем роли успешных технологий IMAX и Dolby и не пытаемся разрушить существующую на рынке инфраструктуру. Выпуская EclairСolor, мы ставили перед собой задачу убить двух зайцев – предложить кинотеатрам такую новую технологию для улучшения качества кинопоказа, которая в разы дешевле в сравнении с конкурирующими решениями. Без непомерных капиталовложений, кинотеатры могут предложить своим зрителям изображение, которое гораздо ближе к реальности и кардинально отличается от того, что они сегодня видят на больших экранах.

В настоящий момент мы укрепляем партнерские отношения с известными производителями кинопроекторов Barco и Sony, и линейка проекционных систем, сертифицированных для показа фильмов в EclairColor, постоянно расширяется.

Мы движемся вперед, ежегодно открывая 50-60 залов с поддержкой формата в Европе и 10-15 новых залов в США. На сегодняшний день в Европе технологию используют уже более 170 залов. Как только нам удастся занять определенную нишу в киноиндустрии, и интерес к EclairСolor появится у голливудских киностудий,  формат получит активное развитие в мировом масштабе.

Помимо этого, в прошлом году мы заключили соглашение с Samsung,  в результате чего наша технология поддерживается новыми кинотеатральными LED-дисплеями Onyx.

В чем заключаются преимущества EclairСolor для конечной аудитории?

Люди приходят в кино за ощущениями, которые не получают дома – и мы предоставляем им возможность погрузиться в магическую атмосферу кино в удобных креслах и с иммерсивным звуковым сопровождением.

Фильмы в формате EclairColor обладают гораздо большей контрастностью и открывают дополнительное измерение, которое затягивает зрителя в картину. К примеру, в обычном кинозале со стандартным проектором разница между самыми светлыми и самыми темными точками представлена с приблизительным соотношением 1500 :1. В свою очередь, с использованием EclairColor данное соотношение составляет 8000-9000 : 1. Следовательно, визуальная глубина изображения значительно выше.

Что, на Ваш взгляд, сдерживает развитие формата EclairСolor на российском рынке, и какие шаги Вы делаете, чтобы переломить эту ситуацию?

Я считаю, что EclairСolor подает большие надежды. Это стандарт, нацеленный на будущее, который запустит трансформацию индустрии кино. С технической точки зрения, это настолько поразительное, наглядное улучшение, и оно способно привлечь к себе колоссальный интерес. Очевидно, что технология ускорит процесс технологического переоснащения и замены оборудования во многих кинотеатрах.

В конце 2017 года совместно с «Синема Парк» мы открыли первый в России мультиплекс в «Бутово Молл», полностью оснащенный проекционными системами Sony Digital Cinema 4K и залом с уникальной технологией EclairColor HDR. Но пока в этом зале показывается контент в традиционном формате.

По итогам переговоров с несколькими российскими постпродакшен-компаниями, в прошлом году мы выбрали «Космосфильм» для сертификации технического комплекса обработки контента в формате EclairColor HDR. Я  давно знаком с генеральным продюсером этой киностудии Тихоном Пендюриным. Очень надеюсь, что скоро они подготовят первый российский фильм в формате EclairСolor, для чего у них есть вся необходимая технологическая база, а именно необходимый для работы в этом формате видеопроектор с разрешением 4К, нужным динамическим диапазоном и соответствующим сервером воспроизведения контента.

Мы активно работаем с продюсерскими и кинопрокатными компаниями, общаемся с владельцами кинотеатров, проводим презентации и мастер-классы для популяризации эксклюзивной технологии EclairColor HDR. Продолжая инвестировать в ее развитие, мы планируем открытие еще одного зала с поддержкой EclairColor в центре Москвы. В дальнейшем мы сфокусируемся на открытии новых кинозалов в крупных российских городах.

Мне кажется, как только режиссеры начнут обрабатывать контент в EclairColor и в залах будет устанавливаться необходимое оборудование, замкнутый круг разорвется, и формат обязательно станет стандартом высокого качества изображения и элементом притяжения зрителей в кинотеатры.

Комментарий Игоря Калинина, генерального директора научно-производственной фирмы «Сфера-Видео»

Наша компания всегда старается быть на переднем крае вновь появляющихся технологических решений, даже если впоследствии они не становятся общепризнанным стандартом. Для нас самое главное – обеспечить техническую возможность реализации нового алгоритма на подходящей для этого аппаратно-программной платформе и испытать радость от эмоционального воздействия впервые увиденного нового качества киноизображения.

В случае технологии EclairColor, нашим инженерам практически не пришлось ничего менять в аппаратной части оборудования компании «Космосфильм», достаточно было лишь произвести более прецизионную калибровку видеопроекционной системы Sony SRX-R515P с использованием необходимой технологической оснастки и загрузить новое программное обеспечение для формирования соответствующих Гамма и других характеристик при совместной работе с видеосервером, рабочими станциями цветокоррекции DaVinci Resolve, Autodesk Lustre и сервером DCI-мастеринга. Кроме того, мы произвели программный апгрейд дискового массива SAN Spycer Box Ultra TL для работы с файловой системой StoreNext 5 и обеспечения совместимости с новыми операционными системами Mac OS и Linux CentOS, а также ускорения обмена данными с разрешением 4К. По техническим параметрам, формат EclairColor эквивалентен аналогичному формату Dolby Vision для видеопроекционного оборудования и цифровая копия в формате EclairColor может быть легко транскодирована в формат Dolby Vision программным способом, что делает комплекс постпродакшн компании «Космосфильм» пригодным к производству контента в любом из этих форматов. После завершения всех пуско-наладочных работ, результат превзошел самые смелые ожидания наших специалистов, повидавших много разных комплексов постпроизводства! Глубина отображения яркостной информации вблизи границ уровней черного и белого стала существенно выше и, по нашему мнению, позволяет достичь нового качественного уровня всего производственного процесса от сборки съёмочных материалов до финального кодирования мастер-копии DCI.

Также следует отметить, что оба упомянутых формата HDR могут быть реализованы только на видеопроекторах с ксеноновыми лампами при использовании модулятора светового потока с технологией SXRD (Silicon X-tal1) Reflective Display или видеопроекторах с модулятором DLP (Digital Light Processing), но только с лазерными источниками светового потока. Наша компания заинтересована в дальнейшем развитии подобных технологических решений и у других постпродакшн-компаний, но пока такие запросы к нам не поступали. Однако, для меня совершенно очевидно, что это случится в самом ближайшем будущем…

Дарья Новичкова