Интервью с генеральным директором «Старт Продакшн» Антоном Широковым.

Журнал «Техника кино и телевидения» № 6 2018 (698)
Рубрика «Телевидение. Спорт»

– Какие работы ваша компания выполняет на этом Чемпионате мира по футболу?

– На Чемпионате мира по футболу работает вся наша техника. Ключевой клиент – RT. С помощью двух наших ПТС мы обеспечиваем работу студий в Москве на Манежной площади и на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге.

В этих же городах работают четыре наши ПССС. Они задействованы для подъема сигнала студий на спутник, а также работают для прямых включений из разных точек города.

Другие две ПТС с приемными спутниковыми комплексами работают на фан-зонах FIFA в Москве и Казани. При этом приемные комплексы имеют двойной резерв: два спутниковых комплекса и обычный ТВ-тюнер для отдачи эфирной картинки телеканалов на экраны площадок. Опыт показал, что такой резерв оправдан. В один из дней в Казани была очень плохая погода со штормовым ветром и ливнем. Только ТВ-тюнер и выручил.

С кем заключены контракты в фан-зонах?

– В фан-зонах контракты заключены с городами-организаторами. Согласно требований FIFA каждый город, в котором проходят матчи Чемпионата мира, должен обеспечить функционирование фан-зоны. Нашей же главной задачей является прием сигнала матчей со спутника для показа на больших экранах. «Матч ТВ», Первый канал и ВГТРК формируют для этого специальный сигнал без рекламы. Кроме трансляций футбола, мы снимаем активности в фан-зоне: болельщики с флагами, кричалки, конкурсы – в общем все, что связано с околофутбольной жизнью. По итогам дня мы монтируем десятиминутный ролик, который отправляем на сервер FIFA для доступа всем заинтересованным телеканалам. Кроме этого, сигнал с московской фан-зоны уходит еще в IBC для доступа правообладателям в режиме реального времени. Это дает возможность телеканалам не гонять съемочные группы на Воробьевы горы, а воспользоваться уже сформированным сигналом. Повторюсь, эта опция доступна только в Москве, что накладывает на нас дополнительную ответственность, ведь мы фактически формируем картинку для международного вещания в прямом эфире.

Вообще болельщики – это очень активная аудитория. Любые ошибки и неточности воспринимают критически. Во всех фан-зонах несколько мониторов, и на все экраны транслируется один и тот же матч. Но были матчи, третьи в каждой группе, которые начинались в одно и то же время. Так вот, FİFA приняла решение показывать матч Иран – Португалия. Но в фан-зоне было достаточно много болельщиков сборной Марокко, которые с нетерпением ждали игру своей команды против испанцев. Марокканцы устроили настоящий бунт! Нам пришлось в экстренном режиме принять со спутника второй сигнал. В итоге часть экранов показывали один матч, а часть – другой. Пришлось войти в положение и удовлетворить всю аудиторию болельщиков. Это был единственный случай, когда на фан-зоне транслировались два матча одновременно.

Это было решение FIFA, не ваше?

– Это было решение FIFA, решение оргкомитета. Мы здесь выступаем только в качестве подрядчиков. Понятно, что высказываем свое экспертное мнение, но в данной ситуации мы повинуемся решению FIFA и делаем все возможное для удовлетворения возникающих потребностей.

Экраны находятся рядом или в разных зонах?

– В московской фан-зоне на большой сцене три главных экрана: один большой и два по бокам. Кроме этого, есть еще несколько экранов, которые располагаются ближе к улице Косыгина. Ведь московская фан-зона просто огромная. Организаторы проделали колоссальную работу, чтобы болельщикам было удобно и комфортно смотреть футбол.

Вы делаете все под ключ или просто предоставляете технику?

– Если говорим про фан-зоны, то мы делаем все под ключ – предоставляем и технику, и творческий персонал (режиссеров, операторов, монтажеров). Что касается контракта с RT, то мы обеспечиваем только техническую часть. Творческий персонал – со стороны RT.

Где работает ПТС?

– Эта машина обеспечивает студию RT на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге. Там используется 5 камер, кран, полекам. Из студии очень красивый вид на Эрмитаж и Адмиралтейство.

– Понятно, что этот спортивный праздник ни с чем сравнить невозможно онлайн, в разных городах, в разных частях страны с расстоянием до тысячи километров… Но в чем все же заключается принципиальное отличие от Кубка конфедераций?

– Кубок конфедераций принес нам неоценимый опыт. Мы обеспечивали производство так называемых «унилатеральных» сигналов: студии, включение корреспондента от кромки поля и т. д. Работали для чилийских и аргентинских телеканалов непосредственно на стадионах. При этом у нас был достаточно жесткий временной график. Парковка, размотка, тестирование и работа в Москве в течение трех дней. Затем сразу смотка в день включений и дорога в Казань. После матча в Казани – опять дорога в Москву. Экстремальный режим работы как для техники, так и для людей.

Вторым серьезным этапом стала жеребъевка к Чемпионату мира, где мы также работали с унилатералами. Тот же график, только без переездов. При этом размотка с Васильевского спуска, где располагался компаунд для правообладателей, до самого места жеребьевки в Государственном Кремлевском Дворце была больше километра. Погода совсем не радовала. Мокрый снег постоянно налипал на передающие антенны, что сильно сказывалось на уровне поднимаемого на спутник сигнала. Но у нас он ни разу не оборвался.

На Чемпионате мира мы не работаем с правообладателями. Вся наша техника работает вне аккредитованной зоны. И, честно говоря, с точки зрения использования и технических, и человеческих ресурсов нас это полностью устраивает. Работа гораздо спокойнее. Каждая ПТС встала на свою точку еще перед началом Чемпионата. Никаких передвижений и перелетов. При этом работа не становится менее ответственной. RT – один из глобальных телевизионных монстров на мировой арене, выпускающий несколько телевизионных каналов на разных языках. Бывает так, что студия работает на английскую редакцию, через два часа включается испанская редакция, через три часа – арабская. Ошибиться мы просто не имеем права.

– Я понимаю, спортивный канал, а Russia Today зачем так много техники задействует?

– Чемпионат мира по футболу – это главное событие месяца во всем мире. Это огромный праздник в первую очередь для нашей страны. Посмотрите, сколько журналистов и болельщиков приехали к нам, чтобы насладиться и рассказать о нем. RT достаточно широко освещает мундиаль и рассказывает зрителям о том, что происходит в нашей стране. Как мы умеем принимать гостей, как подготовились, на каком высоком уровне проводим, пожалуй, крупнейшее событие в мире!

– Вы к Чемпионату мира расширили свой парк оборудования, объем услуг. Шоу закончится 15 июля, что дальше?

– Честно вам скажу, сразу после шоу очень хочется отдохнуть, отпустить людей в отпуск. Весь месяц приходится работать без выходных в очень напряженном ритме.

Мы и дальше будем развиваться, работать как на рынке телевизионного производства спортивных событий, так и в других сегментах.

Если проанализировать предыдущий год работы, то 90% плана наша техника выполнила. До подписания контракта с RT у нас было достаточно много запросов от тех же правообладателей, предлагавших сотрудничать по схеме работы на Кубке конфедераций. Мы надеемся, что в связи с Чемпионатом мира увеличится количество иностранных заказчиков. Наша страна доказала, что готова принимать спортивные события самого высокого уровня. Очень надеюсь, что их будет больше.

Какой вы видите дальнейшую стратегию? Есть ли планы выйти на зарубежные рынки, предоставлять свои услуги иностранным компаниям, тем более что портфолио уже вполне приличное?

– Это уже происходит. Когда я посмотрел структуру доходов нашей компании за прошлый год, то был достаточно удивлен, что 30% выручки нам принесли иностранные заказчики. Безусловно, большую долю занимает контракт на Кубке Конфедераций. Пытаемся осваивать рынок стран бывшего Советского Союза. Есть опыт работы в Белоруссии. Мы работали на Кубке Федерации по теннису, производили футбольные матчи, снимали заседание Госсовета Республики Беларусь с участием Лукашенко. В Казахстане по заказу FIBA обеспечивали производство трансляции матчей азиатской квалификации к Чемпионату мира по баскетболу с участием сборной Казахстана.

Просчитываем проекты по оказанию услуг на территории других стран, таких как Финляндия, Литва.

По заказу «НТВ-Плюс» несколько лет назад технически обеспечивали производство Чемпионата Европы по стрельбе в Словении. Мы предоставляли технику, «НТВ-Плюс» – творческие бригады. Наверное, это был первый раз, когда российская компания производила Чемпионат Европы из Европы. Проще, когда люди говорят на одном языке, «творцы» знают, с какой техникой работают, есть уже сложившиеся взаимоотношения между техническим персоналом и творческими бригадами. Все говорят на одном языке, все смотрят в одну сторону.

Так что работа на других территориях с иностранными заказчиками – это не туманное будущее, а реальность. Но если мы говорим про финансовую часть, то понятно, что все зависит от бюджета. Мы становимся конкурентоспособными за рубежом, когда проект длится не один день, и мы можем распределить наши командировочные расходы на несколько дней работы.

– Насколько я понимаю, вы можете перегнать свою основную технику, например, в Словению, и воспользоваться местным персоналом? Или это невозможно?

– Конечно это возможно. Но здесь надо рассматривать конкретную ситуацию и считать каждый проект отдельно. В любом случае технический персонал должен оставаться постоянным. А это влечет за собой дополнительные издержки на обеспечение персонала жильем и прочими бытовыми вопросами.

Что первично – курица или яйцо? Мы отталкиваемся от спроса. Прежде чем организовывать филиал в Европе, необходимо сначала найти для него работу.

Стоит также заметить, что европейский рынок телевизионной техники достаточно плотный. Если посмотреть на то количество ПТС, которое строится в Европе, то становится понятно, что уровень предложения достаточно велик. И потом, в Европе нет границ. Машина из Польши легко за один день доберется до Хорватии.

– Западный рынок намного жестче, получается?

– С одной стороны, он жестче и плотнее. С другой стороны, если говорить про большие события уровня Чемпионатов мира и Олимпиады, то претендентов на эту работу не так и много. На мировом рынке существуют несколько грандов, у которых есть собственная техника: Mediapro, NEP, AMP Visual и другие. Именно они, как правило, и выигрывают крупные контракты. Тем не менее для работы на локальных рынках могут быть привлечены национальные компании. По такой схеме мы работали на жеребьевке к Чемпионату мира. Осуществляли производство для компании BeIN Sports, но нашим прямым заказчиком была компания Mediapro, которая работает с BeIN Sports по всем миру на разных соревнованиях.

Для нас это был достаточно знаковый контракт, который говорит о том, что нам доверяют, и о том, что уровень технического развития и профессиональных навыков наших инженеров позволяет делать телевизионный продукт по международным стандартам качества.