Журнал ТКТ («Техника кино и телевидения») № 04 (684) 2017.
Рубрика «Телевидение. Спорт»

Созданная специалистами «ИНТВ» система управления и вывода видеоконтента и информационной графики на медиакуб спортивной арены и ее периметры «Атлас-Фрактал» успешно отработала на 9-м матче звезд Континентальной хоккейной лиги, проводившемся в Уфе 21–22 января 2017 года на домашнем стадионе «Салавата Юлаева» – «Уфа-Арене» (Республика Башкирия, Уфа).

Весной 2016 года по результатам зрительского голосования Уфа получила право проведения девятого матча звезд Континентальной хоккейной лиги, который был запланирован на начало 2017 года (в рамках Недели Звезд Хоккея). Центром состязаний и зрелищной шоу-программы должна была стать «Уфа-Арена» – «домашняя» площадка одного из известнейших клубов КХЛ «Салават Юлаев».

Рис. 1. «Уфа-Арена» с новым медиакубом

Для привлечения зрителей к мероприятию городские власти разработали разностороннюю программу хоккейного праздника и сопутствующие мероприятия для детских и юношеских спортивных секций. Масштабная подготовка развернулась во всем городе. Не обошла она стороной и «Уфа-Арену». Для повышения зрелищности события здесь было решено обновить медиаэлементы арены – медиакуб и дополнительные светодиодные панели для вывода информации и графики. Заказчиком проекта выступил хоккейный клуб «Салават Юлаев».

Детали проекта

По результатам тендера на обновление медиакуба в качестве основного подрядчика была приглашена компания «Эн Джи Лайт», специализирующаяся на разработке и производстве светодиодных экранов большой площади. Аппаратную часть проекта полностью взял на себя генеральный подрядчик, а «ИНТВ» была приглашена для проработки системы управления и синхронного вывода видеоинформации на новые экраны.

Надо отметить, что «ИНТВ» не случайно оказалась в числе субподрядчиков: еще в сентябре 2016 года на выставке IBC в Амстердаме компания представила многоканальный видеосервер «Атлас-Фрактал» собственной разработки, способный воспроизводить контент на нескольких экранах видеостены разрешением до 4К-UHD.

Рис. 2. Интерфейс управления «Атлас-Фрактал»

Совместный проект двух компаний подразумевал создание единой системы «оформления» мероприятий на «Уфа-Арене», включающей медиакуб и дополнительные экраны-периметры.

Проект стал во многих отношениях уникальным. Одним из основных условий заказчиков со стороны ХК «Салават Юлаев» было создание медиакуба, отличающегося новизной и качеством от аналогичных решений. В результате был разработан необычный медиакуб со скругленными гранями, малым размером светодиодного пикселя изображения (всего 6 мм) и черным фоном для повышения контрастности изображения. Более того, грани куба закруглены и сшиты таким образом, что на нем можно демонстрировать бесшовное панорамное изображение.

«Атлас-Фрактал» – компонент семейства продуктов «Атлас»

Вывод на эти экраны контента высокого разрешения обеспечили специалисты «ИНТВ» с новым продуктом «Атлас-Фрактал».
Для решения поставленных заказчиком задач специалисты «ИНТВ» создали 8-канальный видеосервер формата HD/3G-HD, обеспечивающий разрезание, масштабирование изображений и вывод их на экраны. Восемь 3G-HD каналов сервера выводили видеоконтент на четыре грани медиакуба, на два его нижних и верхних периметра (нижняя и верхняя короны), на третий большой периметр арены и экран сцены группы поддержки. Встроенный редактор многоэкранных видеошаблонов, «сшивал» все изображения экранов в единое синхронное пространственное изображение, открывая зрителям арены грандиозное зрелище в виде 3D-куба и 3D-фигур. Встроенный DSK-видеомикшер для каждого проходного видеоканала позволяет получить на медиакубе изображение от видеокамер ПТС и арены вместе с информационной графикой и графикой Kiss-Cam, что дало возможность построить ТВ-студию медиакуба без дорогостоящего видеомикшера.

Поскольку медиакуб создавался под спортивную арену, ориентированную на очень динамичный вид спорта – хоккей, в частности на игры известного хоккейного клуба «Салават Юлаев», специалисты «ИНТВ» выбрали для него видеоформат с прогрессивной разверткой 3G-HD. В ситуации, когда на экран необходимо выводить (а перед этим обрабатывать) разноформатные окна с живыми изображениями быстро движущихся игроков, сопровождаемые графикой, рекламой, анонсами и другой информацией, лучше всего подходит именно 3G-HD (1080p50), обеспечивающий существенный выигрыш в скорости обработки (и степени сжатия) во время кодирования/декодирования картинки того же качества по сравнению с обычным чересстрочным видеосигналом HD (1080i50). Кроме того, 3G-HD оптимальным образом передается интернет-сервисами, то есть видеосервер адаптирован для подготовки многоканальных интернет-трансляций, если такая задача встанет перед руководством «Уфа-Арены».

Поддержка 3G-HD фактически открывает путь пользователям в 4К-UHD, поскольку 4К изображение – это 4 канала 3G-HD (по стандарту он имеет прогрессивную развертку). Поэтому при необходимости разработанный видеосервер может быть переконфигурирован для вывода контента на 4К-UHD экраны, которые могут появиться на спортивных аренах уже в ближайшее время, или подготовки 4К интернет-трансляций.

Рис. 3. Рабочее место системы «Атлас-Фрактал»

Таким образом, с технической стороны хоккейный клуб «Салават Юлаев» и руководство «Уфа-Арены» получили решение, которое будет актуально еще как минимум пять лет в ракурсе постоянной конкуренции спортивных арен за счет качества выводимой на медиакубы и периметры, а также транслируемой в интернет картинки. При этом стоимость 3G-оборудования компании «ИНТВ» на сегодняшний день лишь на 10–20% превышает стоимость оборудования, поддерживающего HD, но не поддерживающего 3G-HD. То есть задел на будущее был сформирован за счет не столь больших дополнительных вложений. Созданный видеосервер потенциально может быть расширен до 16 реверсивных каналов для ввода и вывода информации на дополнительные экраны, VIP-телеканалы или иные носители.

Важной особенностью «Атлас-Фрактал» – сложной многоканальной системы – стала простота управления подготовкой, редактированием и воспроизведением контента.

Простота управления системой «Атлас» стала важным пожеланием заказчика – а это как создать космический корабль с интеллектом человека, но управляемый всего несколькими кнопками и одним оператором. Простота управления не только снижает вероятность человеческих ошибок во время проведения мероприятия, но и сокращает вложения заказчика в трудовые ресурсы (на дополнительное обучение и обучение нового персонала).

Безусловно, за визуальной простотой системы кроется сложный программный код, позволяющий часть решений принимать самостоятельно, без участия пользователя, чтобы во время поддержки мероприятия не было потери кадров или вывода ненадлежащей информации. Заполнение данных, выводящихся на экраны, происходит автоматически. Для этого «Атлас-Фрактал» интегрирован со программой «ИНТВ» Sport-Proxy, получающей данные от судейской системы Favera (счет и статистика текущей игры), а также Stat-Proxy, имеющей доступ через FTP к БД КХЛ через интернет (статистика игроков по всем матчам КХЛ). Благодаря этому зрители на стадионе могут не только наблюдать за игроками, но и видеть текущую и глобальную сезонную статистику Континентальной Хоккейной Лиги в целом (предоставление зрителям этой информации – одно из требований КХЛ).

«Боевое крещение»

Новая система «Атлас-Фрактал» с медиакубом и периметрами были произведены и введены в строй в кратчайшие сроки – всего за три месяца. Обычно на подобные проекты закладывается порядка 6–8 месяцев, поскольку это очень объемная работа. Однако, несмотря на сложность решения, все участники уложились в жесткие временные рамки, за что получили одобрение со стороны руководства Хоккейного Клуба «Салават Юлаев», а также Сергея Андреевича Доброхвалова, вице-президента КХЛ по маркетингу и коммуникациям, Рустема Закиевича Хамитова, главы Республики Башкортостан, а также Ялалова Ирека Ишмухаметовича, мэра города Уфа.

Решение успешно отработало не только на первом «тестовом» матче КХЛ 29 декабря 2016 года, но и на основных матчах звезд КХЛ 21 и 22 января 2017 года. Во время игр медиакуб демонстрировал портфолио (изображения с информацией о возрасте, номере и амплуа) игроков с наложенной поверх DSK-микшером графикой; верхний периметр использовался для вывода информации о том, какие команды играют, нижний – для автоматически получаемых от судейской системы данных: счете, времени, периоде игры и штрафном времени игроков.

Рис. 4. Композиция Kiss-Cam, воспроизводимая системой «Атлас-Фрактал»

Периметр на трибунах использовался для вывода рекламных баннеров, титров и текста гимна России перед началом матчей.
Специально к матчам Звезд КХЛ совместно с дизайнерами «ИНТВ» был разработан пакет графики – контент для вывода на медиакуб, экран сцены в зоне группы поддержки и дополнительные периметры с символикой и официальными цветами флага Республики Башкирия и хоккейного клуба «Салават Юлаев». Отдельные компоненты общего стиля демонстрировались на разных экранах, но их общий запуск осуществлялся единой командой от кнопки графического интерфейса «Атлас-Фрактал» либо от пульта дистанционного управления.

Кроме того, был разработан пакет заставок «кис-кам» (Kiss Cam) – специальных элементов оформления для демонстрации зрителей и их эмоций во время перерывов в матчах или иных состязаниях. Желание посетителей мероприятия увидеть себя на большом экране традиционно подогревает интерес к событиям и становится весомым аргументом в пользу личного посещения арены (вместо просмотра трансляции). То есть графику «кис-кам» можно рассматривать как важный элемент популяризации арены и хоккейного клуба «Салават Юлаев».

Перспективы решения

Как было отмечено выше, «Уфа-Арена» и ее основной игрок – ХК «Салават Юлаев» – в результате проекта получили комплект оборудования, который будет актуален еще ни один год за счет возможностей переконфигурирования и внедрения дополнительных опций под различные задачи. Но и без изменения конфигурации у системы большое будущее. В первую очередь она открывает новые возможности по монетизации демонстрируемой на проводимых мероприятиях рекламы. В зависимости от потребностей рекламодателей медиакуб и дополнительные периметры позволяют создавать и проигрывать общие заставки (с подобранными по стилю динамическими изображениями на всех экранах, создающими ощущение трехмерной картинки) или, наоборот, одновременно демонстрировать на каждом экране медиакуба и/или периметров менее дорогую малоформатную рекламу, ориентируясь на менее крупных рекламодателей.

Что касается нового продукта «ИНТВ», появившегося в ходе работы над проектом, то он уже доступен потенциальным заказчикам. В ближайшем будущем «ИНТВ» будет демонстрировать его на отраслевой выставке «Спорт-2017».