Техническое оснащение многофункционального спортивного комплекса «Арена Омск».

Журнал ТКТ («Техника кино и телевидения») № 04 (684) 2017.
Рубрика «Телевидение. Спорт»

На фоне удручающего технического и технологического состояния трансляций не хоккейных соревнований в Омске оснащение «Арены Омск» можно назвать отличным. В сравнении с другими стадионами аппаратная «Арены» – крепкий середняк, имеющий в своем составе все необходимое для производства качественной телевизионной трансляции хоккейного матча.

«Чего не хватает в составе нашей аппаратной, так это камер с Super Slo-Mo режимом, – отмечает руководитель службы технического обеспечения «СК Авангард» Владимир Астафуров. – Если говорить о самой идее строительства полноценной телевизионной аппаратной на спортивной арене, то, с одной стороны, это достаточно затратное занятие, с другой – техника работает в «тепличных» условиях и отрабатывает до момента морального устаревания без дополнительного финансирования на сложные ремонты и обслуживание».

Владимир Астафуров родился в 1967 г. Образование: высшее, факультет автоматизации, Омский политехнический институт.
Работа в телевидении:
1998–2006 гг. – ГТРК «Омск», с 2002 г. – главный инженер.
2006–2007 гг. – старший инженер службы региональных студий и корреспондентских пунктов ТРК «Петербург 5 канал».
С сентября 2007 г. по настоящее время – руководитель службы технического обеспечения «СК Авангард».

Задачи стандартные и нестандартные

За исключением «однократных» значимых событий, таких как «Матч звезд КХЛ», финал Кубка Гагарина и т. п., трансляции «Ареной Омск» регулярного чемпионата – спокойный процесс, отработанный технически, технологически и не требующий героических усилий.
«Уникальных решений в нашей аппаратной скорее нет, но ее тесная интеграция с аппаратной управления медиакубом, изначально заложенная возможность интеграции с системой «видеогол» – довольно интересное техническое решение, – говорит Владимир Астафуров. – Возвращаясь к идее аппаратной, интегрированной в спортсооружение, следует отметить, что именно это решение позволяет обеспечить максимум комфорта и удобства, как для телевизионщиков, так и для зрителей на арене (постоянные места установки камер, стационарные кабельные трассы и т. д.)».
Весь телевизионный комплекс принадлежит клубу. Изначально на арене был смонтирован SD-комплекс, который отработал несколько лет, затем его модернизировали до HD. В настоящее время комплекс включает:
– основной микшерный пульт Broadcast Pix Granite 5000 (размерность: 22 SD\HD SDI-входа, 2М/Е, панель управления на 16 входов (остальные через SHIFT), собственный видеосервер);
– центральная матрица Sierra Video Lassen Digital 32х32HDR-XL;
– камерный парк: 6 камер GrassValley LDK 3000/10. LDK 3000 имеет триаксиальный адаптер. Поскольку вся кабельная инфраструктура арены не подвергалась модернизации, триаксиальный канал позволил избежать излишних затрат на прокладку новых линий;
– три роботизированные камеры Panasonic AW-HE120. Расположены они под медиакубом, направлены каждая в сторону своих ворот и позволяют показать и развитие атаки, и скамейку запасных, и скамью оштрафованных. Третья камера работает по трибунам, на вбрасывание в центе поля и т. д.;
– Panasonic AG-HPX374ER с накамерной радиосистемой Teleview Video Link HD;
– парк оптики: Fujinon ZA22x7.6BERM-M – 4 шт., Fujinon XA72x9.3 BESM-DR –1 шт., Fujion XA87x13.2BESM-S –1 шт.

МСК «Арена Омск» – ледовый дворец спорта в Омске, один из самых вместительных (10 318 зрителей) и удобных в России. Соответствует требованиям Международной федерации хоккея и Континентальной хоккейной лиги.
Дворец может принять 6 гостевых хоккейных команд, служит домашней ареной хоккейному клубу «Авангард» и молодежному хоккейному клубу «Омские Ястребы».
Стоимость проекта – $150 млн.
Открытие новой ледовой арены произошло 31 августа 2007 г. третьим матчем Суперсерии между молодежными командами Канады и России.

«Видеогол»

Технический регламент КХЛ периодически ужесточает требования к системам фиксации игровых моментов (так называемой системе «Видеогол»). Так, новые требования, вступившие в силу в сезоне 2010–2011 гг., окончательно поставили крест на возможности дальнейшей эксплуатации системы, которая использовалась в клубе до этого момента. Надо сказать, что рынок подобных комплексов крайне мал, в России доступны считанные единицы производителей серверов и систем на их основе. Причем, есть требования регламента, которые нельзя выполнить на системах, построенных на IP-технологиях. Так получилось, что на момент поиска оптимального решения задачи на глаза специалистам клуба попался пресс-релиз об успешном тестировании нового сервера видеофиксации голов «Форвард Рефери» на площадке в Новосибирске в Ледовом дворце спорта «Сибирь». «Поскольку я не понаслышке знаком с программными и аппаратными решениями от компании «СофтЛаб-НСК» (и это знакомство оставляет, в основном, положительные впечатления), эта новость подвигла нас на проведение собственного тестирования сервера, – говорит Владимир Астафуров. – В течении двух месяцев мы обкатывали 8-канальную композитную версию сервера. Общее впечатление – положительное, замечания по функционалу были несущественные, тем более, что компания обещала учесть их в новом релизе». Сервер был приобретен и проработал с июля 2010 года до конца сезона 2013 – 2014 годов. За это время появились требования регламента о синхронизации сервера и матч-контроллера, «впечатывании» времени в видеофайлы, экспорта моментов из записи матча на DVD-сервер КХЛ и т. д. «ПО «Форвард Рефери» развивалось вместе с регламентом, причем в каждый новый сезон мы входили без замечаний. Поэтому, когда встал вопрос о переходе на высокое разрешение, смена бренда даже не рассматривалась. В этом году нас ждет модернизация системы до 12-ти каналов записи», – резюмирует Владимир Астафуров.

Летом 2012 года телевизионная аппаратная «Арены Омск» была серьезно модернизирована. При модернизации, естественно, встал вопрос о машинах повторов. Владимир Астафуров: «Честно говоря, и я и сотрудники телекомпании были бы рады использовать решения от именитых брендов (тот же EVS), но такие решения часто не вписываются в бюджет. С другой стороны, опыт эксплуатации «Форвард Рефери» показал, что и среди недорогих решений есть достойные представители. Таким образом, в аппаратной арены «поселились» два 4-х канальных сервера «Форвард Голкипер». Я не оставляю надежду объединить эти три машины в единый комплекс, по большому счету пока все упирается в сетевую инфраструктуру. Но и без этого объединения все задачи трансляции решаются успешно за небольшие, по телевизионным меркам, деньги. Хочу упомянуть об еще одном решении, которое мы используем на арене. Поскольку в составе аппаратной есть рабочее место выдачи видеоматериалов на медиакуб и у оператора есть задача очень оперативно показать тот или иной видеоролик (а иногда эти ролики содержат альфаканал), совместно с «СофтЛаб-НСК» было создано решение, получившее название «FDPlayer4VJ». Программа имеет «плиточный» интерфейс с настройкой количества кнопок в ряду и столбце, на кнопки можно назначить любой мультимедийный материал, выбрать ключевой кадр. Выход программы направлен на плату FD842 и подан на шину DSK микшерного пульта. Логика работы такова: мы одним кликом выбираем нужный файл (можно назначить горячую клавишу), по клику он проигрывается поверх программы пульта. Оператору нет необходимости ждать окончания ролика, ловить момент перехода на другой источник. Естественно, проигрывание ролика можно прервать в любой момент в программе, или просто выключить DSK. Можно использовать монитор с Touchscreen (было бы желание и место где его разместить)».

МСК состоит из 4 этажей. Первый этаж является техническим: раздевалки команд, ледовая площадка и 3 игровых зала: игровой (баскетбол, волейбол или гандбол), разминочный и тренажерный.
На втором этаже размещаются медийные службы: телестудия «Арены-Омск», служба управления медиакубом, размещенным над площадкой, пресс-центр и комментаторские кабинки.
На третьем этаже – 15 VIP-лож; на четвертом – ресторан, рассчитанный на 500 мест.

Трансляции

Клуб не имеет прав на онлайн-трансляцию хоккейных матчей основной команды «Авангард» в рамках чемпионата КХЛ, но в то же время у клуба есть послематчевые пресс-конференции и свой канал на YouTube. Матчи молодежной команды «Омские Ястребы», игры в межсезонье, клубные мероприятия транслируются на нем и имеют очень приличные показатели по просмотрам.
До последнего времени в клубе хранился небольшой оперативный архив из 5–10 последних матчей и достаточно большой архив съемок пресс-службы. Но все это находится на разных носителях, компьютерах, в разных форматах и без описаний. В последнее время клуб стал ощущать острую необходимость в «правильном» хранилище видеоматериалов, с тегированием, доступом с разделением прав, с удобным поиском и просмотром. Поэтому техслужба начала работу по подбору оборудования и ПО.
Тренеры в своей работе используют записи, которые делает оператор команды. Есть своя специфика съемок игры под задачи тренерского штаба, свое программное обеспечение, сервисы хранения и обмена записями с другими клубами. Если в трансляции хочется видеть красоту игры, то тренеру нужна вся картина происходящего на поле, без «украшательств» в виде укрупнений, переключения ракурсов и т. п. С другой стороны, специалистам клуба иногда приходится искать определенные моменты игры на машинах повторов, чаще всего это моменты, не попавшие в трансляцию и вызывающие вопросы у тренеров или руководства лиги и клуба.

Не так давно стадион заменил медиакуб, разработаный компанией «Ната-Инфо», на новый. Он стал 4-х гранным (а не 8-ми, как раньше). Увеличилось его физическое разрещение. Матчконтроллер и вся связаная с ним система (заворотные фонари, табло вызова команд, стык с «видеоголом» остались старые (от «Ната-Инфо») , поскольку работают без нареканий. Новый куб построен на панелях GLUX (КНР) омской компанией «АСА-Компани».

Маркетинг

Тонкости взаимоотношений клуба, телекомпании и лиги определены регламентом по маркетингу и коммуникациям. Если говорить кратко, то все права принадлежат лиге. Новые технические решения органично вписываются в телевизионную трансляцию, не мешая восприятию игры: это виртуальная реклама на бортах и поле, мультимедийные борты хоккейной площадки.

Перспективы 4К

«Перспектива перехода в 4К определенно есть, но насколько она близка – другой вопрос, – резюмирует Владимир Астафуров. – Начнем с того, что донести этот контент до массового зрителя пока не готовы операторы связи. Я не говорю уже о том, что парк телевизоров 4К у зрителей не так велик. Съемка в 4К требует серьезной модернизации системы освещения хоккейных арен, а это дорогое удовольствие. Если бы меня спросили, что мне интересней – бюджетный 4К-комплекс или топовый FHD, я бы выбрал последний».

Дарья Куркина