Интервью с генеральным директором телеканала «Просвещение», исполнительным директором Международной ассоциации студенческого телевидения МАСТ Владимиром Косенчуком (ТКТ 5/673 2016)

– В настоящее время в России очень прилично развито научно-просветительское телевидение, есть замечательные каналы: National Geographic, Discovery, «Наука 2.0». А чем отличается ваш канал?

– Образовательный канал, который рассказывает о вузах, о студенчестве, о молодежи, один – «Просвещение». Учредители канала – Российская академия образования, АКТР (Ассоциация кабельного телевидения России) и физические лица. 22 июля 2016 года исполняется шесть лет со дня его создания.

Год назад по инициативе Министерства образования и науки Российской Федерации, Совета ректоров Москвы и Московской области, Российской академии образования и телеканала «Просвещение» было принято решение о создании Международной ассоциации студенческого телевидения МАСТ. На совещании перед МАСТ была поставлена задача объединить все молодежные каналы, которые имеются в вузах, в общую информационную систему – единую сеть. И не только телевизионные каналы России, но и Казахстана, Армении, Беларуси и других – то есть всех, кто вступит в члены «МАСТ». Директором правления МАСТ был избран Ищенко Антон Анатольевич, депутат ГД РФ, а я был назначен исполнительным директором. Руководить попечительским советом согласился Вениамин Шаевич Каганов, заместитель министра Министерства образования и науки Российской Федерации.

И следующая задача – объединенными усилиями создавать качественный контент. Свою помощь в этом нам согласились предоставить Факультет журналистики МГУ, Высшая школа телевидения, Факультет высшей школы телевидения МГУ под руководством декана факультета Виталия Третьякова, Казанский федеральный университет, ВШЭ и многие другие. Отдельно хочу упомянуть о Крымском федеральном университете им. Вернадского. Там работают гениальные люди. Однажды мне довелось снимать у них одну из передач «Высшей школы». На одну кассетную камеру и используя монтажную систему на базе «Премьера», они создают великолепные сюжеты. И уже три года плодотворно сотрудничают с нами в рамках программы «Медиа карта». МАСТ будет помогать запускать производство в вузах.

Мы планируем создать около 80 каналов «МАСТ+». Ведь каждому человеку интересно смотреть не только новости из центра, но, что очень важно, новостные сюжеты и документальные фильмы о своем регионе, о своем вузе, смотреть на своих знакомых и друзей. Поэтому важно создать региональные каналы с качественным контентом и с различной по содержанию тематикой.

– Зачем это все нужно?

– Образование, которое связывало учебные заведения в Советском Союзе, никуда не делось – коллеги практически из всех стран СНГ ездят на встречи друг с другом, общаются, перенимают опыт. И значит, должен быть единый информационный центр, освещающий эти мероприятия.

– Почему именно Вы возглавили канал «Просвещение»?

– Я в телевидении уже 36-й год. Перешел в «Останкино» в 19 лет по распределению после окончания техникума по специальности «Радиосвязь и ж/д транспорт» – получил специальность «радиотехник». Отработал полтора года в отделе ремонта видеомагнитофонной техники, затем меня призвали в вооруженные силы Советской Армии на курсы «Выстрел» в телевизионной лаборатории технических средств обучения.

После армии продолжил обучение в институте. В 1988 году закончил его, получив специальность «радиоинженер». Вся моя жизнь связана с телевидением. Работал на программе «Прожектор перестройки». Два года ездил в качестве монтажера с труппами по стране. После перешел в отдел информационных программ Первого канала, занимался освоением новой техники так называемого нелинейного монтажа. В 1992 году ушел на ВГТРК, проработал там восемь месяцев и перешел в телевизионную компанию Asahi со штаб-квартирой в Токио, Япония. Я думал поработать там полгода, профессионально освоить съемочный процесс и уйти, однако эти полгода затянулись на 15 лет. Было очень интересно, познавательно, корреспонденты там очень интеллектуально одаренные. Именно эта работа в иностранной компании дала мне многое в жизни.

оборудование

Фото ТКТ

– А у них была система стрингеров, как в CNN?

– Была до меня. Дело в том, что я стал первым русским оператором, пришедшим в компанию Asahi. До этого у них был вахтовый метод: японские специалисты по три месяца трудились в России, потом уезжали. С моим приходом было принято решение сотрудничать с русскими. Еще я пригласил к себе инженера Евгения Ярошенко, с ним мы вместе работали в «Останкино». Вот так мы трудились 15 лет. У японцев командный метод руководства. У меня был шеф, проработавший в Москве пять лет. Когда я пришел в их компанию, он сказал: «Володя сан, я не Ваш начальник, мы коллеги – команда». Этот метод помог мне в жизни в дальнейшем, потому что для решения некоторых задач нужно уметь сплотить команду, поставить цель, определить задачу и вместе со своим коллективом двигаться к достижению результата. Так получилось с телеканалом «Спас» в эпоху его становления, когда я в 2007 году уже перешел в «Останкино» в качестве начальника отдела, потом – начальника службы, затем уже заместителя начальника комплекса. Там я проработал восемь лет. Именно командный метод помог мне быстро ориентировать свой коллектив на выполнение определенных задач. Сначала мы перешли с ленточной технологии на безленточную, затем осваивали нелинейный монтаж, новое оборудование. Мне приходилось читать лекции сотрудникам, потому что когда Первый канал переехал в новое помещение, построенное специально для него, то у меня фактически остались «дети» и люди со старой закалкой, хорошо знающие Betacam, но ни серверов, ни нелинейного монтажа не знающие совершенно. В первые же месяцы мне пришлось передавать свой опыт и знания, которые я получил в японской компании, своим сотрудникам. Когда мы освоили эту технику, они уже стали работать полноценно на серверах и на нелинейных технологиях. Потом появились трудности – у телеканала «Спас» стали меняться директора, и тогда появилась мысль, чтобы сохранить команду, создать свой канал «Просвещение». И в июле 2010 года появился Национальный образовательный телевизионный канал «Просвещение», который стал арендовать в «Останкино» помещение.

Кроме этого, с 1992 по 1995 годы я занимался образовательной тематикой: был автором и ведущим программы «Высшая школа» на канале

«Российские университеты». Наверное поэтому создание образовательного канала было логичным.

Вернувшись обратно из Японии, я понял, что нужно продолжать это движение, тем более что после моего ухода в 1996 году никто так и не создал канала, рассказывающего о российском и зарубежном образовании.

– А Борис Вишняк? У него же было два канала, нацеленных именно на образование?

– Борис Александрович Вишняк, с которым я лично знаком, занимался образованием школьников. На канале «Знание», который он возглавлял, читали лекции, посвященные образованию детей школьного возраста. Но эти каналы закрылись два года назад. А на нашем канале основной темой было среднетехническое и высшее образование и, естественно, просвещение.

– Как Вы попали сюда, в МАСТ?

– Я понял, что мне нужно более плотно заниматься каналом и развитием студенческого телевидения. Сначала мы собирались назвать ассоциацию НАСТ – Национальная ассоциация студенческого телевидения. В прошлом году в журнале «Совет Федерации» была опубликована моя статья, в которой я рассказываю, для чего это нужно. Ректорское сообщество поддержала нашу инициативу. Я многих ректоров знаю лично еще с 90-х годов, когда занимался «Высшей школой», думаю, поэтому мне поверили.

 

– Как Вы все успевали? Вы работали у японцев, и у вас было время еще и на этот проект?

– В 1990-м году у меня была еще компания «ЛОТ», занимавшаяся продвижением образовательных и инновационных проектов в сотрудничестве с Statoil ASA – крупнейшей нефтегазовой компанией Норвегии. Я выезжал с Михаилом Зотовым, корреспондентом Первого канала, в Осло, где мы разрабатывали проект рекламного бизнеса в России.

Возможно, моя дальнейшая работа была бы связана с этим бизнесом, так как под этот проект наше государство могло бы выделить огромные деньги, но тогда СССР не был заинтересован в таких технологиях…

В то время я познакомился с Аллой Георгиевной Грязновой. В те годы она занимала должность ректора Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации. Очень важной задачей для нас было доказать и показать, что России нужны такие специалисты, как менеджеры, финансисты, экономисты. Мы вошли в мировую экономическую систему, а экономистов как таковых у нас не было. В наших программах мы стали делать акцент на подготовку студентов финансовых отраслей.

Два года назад я стал преподавать в Московском государственном гуманитарно-экономическом университете, чем занимаюсь и по сей день. Вот, к примеру, сейчас у моего 4-го курса практика. За это время я научил их всему: нелинейный монтаж, съемочный процесс, интервью, умение работать в студии. Раньше в нашем вузе была другая программа, и студенты 3-го курса могли даже не догадываться, как выглядит камера. Я изменил учебную подготовку. Даю им посмотреть, потрогать и даже разобрать технику. Мои студентки раньше удивлялись: «Владимир Евгеньевич, ну мы же девочки, а вы нам микрофоны!» Но я считаю, что они должны понимать весь процесс, и даже такие детали, как выбор звукозаписывающей техники.

Фото из личного архива

Фото ТКТ

– Как Вы попали в Высшую школу экономики? Вас пригласили?

– В Национальном исследовательском университете Высшая школа экономики я начал работать в 2015 году. Мне позвонили знакомые – сотрудники этого вуза, и попросили помочь им. Руководство Высшей школы экономики приняло решение построить высокотехнологический телевизионный центр. Для этих целей я и был приглашен. Сначала я просто консультировал сотрудников, не собираясь работать на постоянной основе. Но мой коллега Андрей Георгиевич Быстрицкий, декан факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ, пригласил меня войти в их команду. Здесь, в НИУ ВШЭ, в данный момент я являюсь директором многофункционального инновационного телевизионного технического центра в составе факультета коммуникаций, медиа и дизайна Мои должностные обязанности включают руководство медиацентром, организацию съемочных, технологических процессов внутри МЦ в образовательном процессе. В моих полномочиях – выбор оборудования и модернизация съемочного процесса.

На сегодня существует три ветки развития медиакамерного парка. Первая – это камеры-мыльницы без съемных объективов, вроде Sony. Второе – это профессиональные большие камеры стоимостью 1,5 миллиона рублей, как на журфаке МГУ и в Останкино. И третья ветка техники для вузов – это Blackmagic. Я принял решение сосредоточиться именно на последнем направлении.

Итак, за дело. Деньги есть, но нужно найти достойных интеграторов. Я подобрал спецификацию техники, которую я считал наиболее подходящей для медиацентра. При ее приобретении я столкнулся с тем, что компании хотели получить прибыль около 30–40%. Я же рассчитывал, что прибыль должна составлять не более 8% для компании-интегратора. Поэтому выбор был определен. Накопленный опыт будет передаваться другим медиацентрам, если они пожелают.

Возвращаясь к теме МАСТ, могу сказать, что тем вузам, которые вступают в наши ряды, очень важно наше сотрудничество со странами зарубежья. Сейчас мы будем строить студию в Индии. Я встречался с президентом Бомбейского университета, и он попросил меня, чтобы МАСТ сделал им студию. Также планируется строительство студии в Египте. Оттуда к нам для обсуждения проекта приезжал зять мэра города Хургада.

– А какой смысл Индии и Египту вступать в ряды МАСТ?

– Самое главное – это обмен опытом в международной  области. Я постараюсь проследить за тем, чтобы студенты еще с первого курса могли совмещать теоретические знания с практическими, и не только в своем вузе, но и в зарубежных. Это очень важно сегодня. Журналист должен иметь базовое образование – допустим, историческое, а дальше он может получать высшее образование по специальности «журналистика».

 

– Вы планируете  попасть в государственную программу?

– Я думаю, мы уже в нее попали, так как нам доверяют и считают нас профессионалами. Сейчас нет смысла создавать какой-то единый молодежный канал – его никто смотреть не будет. На данный момент может быть только сетка – это именно то, что предлагает МАСТ. Сегодня это крайне необходимо.

Елизавета Караева

Владимир Косенчук родился в Москве 22 июля 1961 года в семье рабочих.

По окончании общеобразовательной школы № 754 учился в Московском железнодорожном техникуме им. Андреева.

После окончания техникума в 1980 г. получил специальность «радиотехника» и по распределению был направлен на работу в ФГУП «ТТЦ Останкино» в отдел видеомагнитофонной техники.

В 1981–1983 гг. проходил службу в Советской Армии на курсах «Выстрел» в телевизионной лаборатории технических средств обучения, был командиром отделения.

После окончания службы в 1983 г. продолжил работу в ФГУП «ТТЦ Останкино» в отделе информационных программ.

В 1988 г. окончил ВЗПИ по специальности «радиоинженер».

За период работы прошел все этапы производства: от электромеханика по ремонту видеомагнитофонной техники, оператора и монтажера – до руководителя программ при освещении визитов президента СССР, участвовал в освещении событий на Чернобыльской АЭС и др.

В 1992 г. был переведен на работу в ВГТРК ведущим инженером.

В 1992–1995 гг. был автором и ведущим программы «Высшая школа» на канале «Российские университеты».

В 1993–2007 гг. работал в УПДК в японской телевизионной компании Asahi.

В 2007 г. был переводом направлен на работу в ФГУП «ТТЦ Останкино» заместителем начальника комплекса 2 телерадиопроизводства – начальником отдела ВИП.

В 2009 г. занимался становлением телеканала «Спас».

В 2010 г. стал генеральным директором телеканала «Просвещение».

В 2012 г. назначен исполнительным директором Национального фонда «Просвещение».

С 2012 г. является членом Экспертного совета по образованию взрослых и

просветительской деятельности Комитета по образованию Государственной Думы.

С 2013 г. – академик Евразийской академии телевидения и радио.