Технические специалисты о перспективах развития виртуальной реальности (ТКТ 4/672 2016) 

 

  1. Как вы оцениваете идею внедрения на телевидение 3D?

  2. Обсуждался ли вопрос 3D в вашей компании?

  3. Ведутся ли работы по подготовке полноценного вещания в 4K на ваших каналах?

  4. На ваш взгляд, есть ли перспективы 8K в России и в мире?

 

Дмитрий Борисов, генеральный продюсер компании «Первый канал. Всемирная сеть»

 

1. В своё время выход «Аватара» Джеймса Кэмерона в формате 3D подстегнул индустрию кинопроката перестроить тысячи залов и закупить дорогостоящее оборудование для стерео-картинки. На волне популярности 3D-версий фильмов технологию стали массово внедрять производители современных телевизоров. Однако мода оказалась недолгой. Сейчас крупнейшие бренды делают акцент на других вещах: на подключении к интернету (Smart TV), встроенных технологиях «перехвата экрана» со смартфона (например, ChromeCast), изогнутости экрана (она, на мой взгляд, тоже очень быстро надоест потребителям). Главная проблема 3D-очки. От них, вне зависимости от конкретной технологии – а их немало, – у зрителей часто перенапрягаются глаза или болит голова. По сути 3D в привычном для нас смысле интересует совсем небольшую долю аудитории. Это, скорее, разовое развлечение, чем то, что может вызывать регулярный интерес в режиме постоянного телевещания.

2. «Первый канал. Всемирная сеть» много внимания уделяет анализу современных технологий, и сейчас нас больше занимает развитие виртуальной реальности. Устройства, позволяющие полностью «погрузиться» в картинку, вышли в серийное производство, а соответствующего контента пока очень и очень мало. Виртуальная реальность — это не только компьютерные игры, это ещё и линейный видеоконтент. Новое оборудование позволяет не просто смотреть видео в 3D, заменяя тем самым большие телевизоры, но и позволяет иметь угол обзора 360 градусов. Мы считаем, что потенциал такого квази-интерактивного продукта, в том числе и для линейного вещания, достаточно высок, но до полноценного вещания в таком формате ещё далеко.

3. Наш канал «Дом кино Премиум» вещает в HD, и сейчас этот формат нам кажется оптимальным. В то же время, современный эфирный комплекс ПКВС готов к переходу на UltraHD, если того потребуют обстоятельства.

4. Наши зрители только-только «разглядели» все прелести HD. А вот устойчивого спроса на 4K на рынке мы пока не видим, не говоря о 8K. Даже в наше время инновации на массовом рынке внедряются не так стремительно, как бы этого хотелось изобретателям. Например, о необходимости перехода от аналогового телевидения к цифровому специалисты 11 Исследовательской комиссии Международного союза электросвязи, председателем которой был наш легендарный соотечественник Марк Кривошеев, говорили ещё в начале 1970-х годов. Но тогда мир едва привык к цветному ТВ, и говорить о переходе на неведомую «цифру» готовы были далеко не все. Аналогичная ситуация складывается с HD и UItraHD. Мировой стандарт телевидения высокой чёткости (HD) был выработан задолго до его появления, а формат UItraHD, включающий в себя и 4K, и 8K, был предложен той же комиссией ещё в 1994 году, то есть 22 года назад! Перспективы, безусловно, есть, но оценивать их сейчас нужно очень и очень осторожно.

 

Фото из личного архива

Фото из личного архива

 

Андрей Друккер, заместитель генерального директора по техническим вопросам канала РЕН ТВ

 

1. Никак не оцениваю. Очевидно, что формат 3D не пошел так массово, как ожидалось. Потребность в 3D у телезрителя не очень велика и, в основном, это кино.

2. Нет, не обсуждался. Это нишевый стандарт, а канал РЕН ТВ вещает на массовую аудиторию.

3. Нет, не ведутся. В настоящее время 4К, как и 3D, скорее, ориентирован на премиумную аудиторию. На нее ведется вещание отдельными, специально сформированными каналами по платной подписке. РЕН ТВ вещает на очень широкую аудиторию и заинтересован в ее расширении. Для общедоступного телеканала 4К на сегодняшний день является слишком узким сегментом.

4. Безусловно, в свое время это будет востребовано, главное – немного подождать.

 

Фото из личного архива

Фото из личного архива

 

Анатолий Кузьмин, технический директор компании «Царьград Медиа»

 

1. Телевидение с использованием 3D-технологий уже несколько лет успешно существует за рубежом. На российском рынке этот опыт не очень успешен – несколько спутниковых телеканалов просуществовали совсем недолго и закрылись из-за малого спроса.

Мне кажется, пройдет еще несколько лет, и внедрят технологию просмотра 3D-контента на телевизорах без очков в приемлемом качестве. Возможно, это будет сделано при помощи технологий голографии. И только тогда произойдет реальный бум в 3D-телевидении. Пока же из-за необходимости использования специальных очков технология неудобна телезрителю, а 3D-телевизоры без очков пока не обладают приемлемым качеством.

2. Нет, в нашей компании внедрение 3D-технологий пока не обсуждалось.

3. Аналогично 3D, 4K у нас пока не обсуждалось.

4. Перспективы, безусловно, есть. Я хорошо помню, как в начале 2000-х годов в мире начали появляться прототипы оборудования HD. Тогда многие говорили, что у этой технологии из-за дороговизны внедрения перспектив нет, и что и дальше профессионального использования в кинопроизводстве дело не дойдёт. Но сейчас мы видим, что большинство устройств – телевизоры, компьютеры, телефоны и гаджеты – поддерживают HD. То же самое произойдет в будущем и с 8K. Просто пока не пришло время. Технологии 8K пока еще слишком дороги.

 

Фото из личного архива

Фото из личного архива

 

Владимир Матвеев, технический директор «Телерадиокомпании «Новый Век»

 

1. На мой взгляд – пока это тупиковая ветвь развития для массового телевидения. Или нишевая, для некоторых специализированных задач. Возможно она вернется, но только на другом этапе развития, когда появятся принципиально новые способы передачи данных и построения изображений.

2. Нет.

3. Пока это слишком дорого.

4. Вопрос массового спроса – будет ли готова достаточно значительная часть населения за это платить? Судя по ситуации с экономикой в нашей стране, наверное, в ближайшей перспективе перспектив нет. По поводу того, есть ли они в мире, сказать не могу.

 

Фото из личного архива

Фото из личного архива

 

Кирилл Морозов, начальник IT-отдела группы каналов MusicBox

 

1. Негативно, на данном этапе развития 3D. 3D портит качество картинки: передний план выделяется, задний – размыт. Кроме того, не у каждого есть телевизор с поддержкой 3D.

2. Исходя из выше сказанного, наш телеканал не рассматривает внедрение 3D.

3. В конце второго квартала 2016 года телеканал Russian MusicBox переходит на HD-вещание. Далее планируется переход других каналов на HD. 4К-вещание не рассматривалось.

4. На данном этапе развития у 4К есть преимущество по сравнению с 3D, качество изображения всегда будет в приоритете. В далеком будущем возможно вещание формата 8К. Но в связи с тем, что как источник информации интернет сейчас вытесняет телевидение, лично я не вижу смысла в таком сильном развитии телевизионного вещания.

 

Фото из личного архива

Фото из личного архива